Ввод войск в Чехословакию

НА СНИМКЕ: Солдаты на танках окружены толпой - типичная картина в городах Чехословакии в те дни.


В ночь на 21 августа 1968 года войска пяти государств Варшавского договора (СССР, Польши, ГДР, Болгарии и Венгрии) вошли в Чехословакию для подавления «пражской весны» – движения коммунистов-реформаторов.

Наше правительство объявило об угрозе со стороны империалистических государств, прежде всего ФРГ для всех социалистических стран, и это был основной аргумент введения войск в Чехословакию. Но причина, конечно, была в другом: в чехословацком обществе стремительно нарастали демократические тенденции, которых наша тоталитарная партократическая система смертельно боялась.

В ход была в очередной раз пущена пропагандистская машина, и ей удалось уже в который раз нас образцово дезинформировать, и, фактически, попросту обмануть.

Сейчас можно найти много воспоминаний об этих событиях. Вот одно из них:
Владимир Ткаченко (в 1968 году он был командиром танка 274 мотострелкового полка):

– Утром 24 августа 1968 года началось «светопреставление»: масса людей, более тысячи человек обступили наши БТРы и танки.

Раздавались крики, свист, вой заводских сирен, призывы в мегафоны, отдельные истерические выкрики – «стреляй меня», оскорбления.

Нас забрасывали камнями, бутылками, металлическими предметами. Группа молодчиков пыталась перевернуть БТР и прорваться к складам с вооружением. Пришлось открывать предупредительный огонь.

К вечеру разъярённая толпа стала расходиться, но отдельные группы продолжали делать попытки прорваться в склад.

Можно найти и другие воспоминания со стрельбой и жертвами и среди солдат, и среди мирного населения.

Политические реформы А. Дубчека и его соратников (О. Шик, И. Пеликан, З. Млынарж и другие) были направлены на создание «социализма с человеческим лицом». Это не было полным отходом от прежней политической линии, как в Венгрии в 1956 году.

В стране была существенно ослаблена цензура, повсеместно проходили свободные дискуссии, началось создание многопартийной системы.

Было заявлено о стремлении обеспечить полную свободу слова, собраний и передвижений, предполагалось установить строгий контроль над деятельностью органов безопасности, была обещана возможность создания частных предприятий, намечалась децентрализация производства.

Кроме того, планировалась федерализация государства и расширение полномочий органов власти субъектов ЧССР — Чехии и Словакии.

Эти изменения рассматривались руководителями СССР и ряда соцстран (ГДР, Польша, Болгария) как угроза всей системе власти. Кроме того, они полагали, что создаётся угроза целостности и безопасности «советского блока» – Варшавского договора. Не исключалась и возможность вступления на территорию Чехословакии войск НАТО, которые проводили манёвры под кодовым названием «Чёрный лев» у границ ЧССР.

В Чехословакию за одну ночь вошло свыше полумиллиона солдат и 5000 танков и бронетранспортёров. Члены Президиума КПЧ были вывезены в Москву, туда же был доставлен и президент страны Людвиг Свобода.

Вооружённые силы Чехословакии (порядка 200 тыс. чел.) во время ввода войск соблюдало нейтралитет.

Президент страны и Чешское радио призвало граждан Чехословакии не оказывать вооружённого отпора оккупационным силам, и, тем не менее, повсеместно войскам оказывалось пассивное сопротивление местного населения.

Чехи и словаки отказывались предоставлять советским войскам питьё, продукты питания и топливо, меняли дорожные знаки, чтобы затруднить продвижение войск, выходили толпами на улицы, пытались объяснить солдатам суть происходящих в Чехословакии событий, напоминали о русско-чехословацком братстве. Граждане требовали вывода всех войск, требовали вернуть вывезенных в СССР руководителей партии и правительства.

В ходе вторжения в Чехословакию было убито 108 и ранено более 500 граждан, в подавляющем большинстве мирных жителей. Только в первый день вторжения было убито или смертельно ранено 58 человек, в том числе семь женщин и восьмилетний ребёнок.
Погибло 96 человек из числа советских войск и 87 было ранено и травмировано.

24–27 августа в Москве в обстановке нажима и скрытых угроз прошли переговоры советских и Чехословацких руководителей. А. Дубчек и Президиум КПЧ в конечном итоге подписали Московский протокол, добившись лишь обещания вывести войска в будущем. В совместном коммюнике сроки вывода войск ставились в зависимость от нормализации обстановки в ЧССР.

Советские войска оставались на территории Чехословакии вплоть до 1991 года.


Рецензии