Диспут православного атеиста с настоятелем храма

Никто тебе не друг и не брат,
Но каждый тебе Учитель

Из учений индийских гуру

Во время моих разъездов частным таксистом по Москве в качества пассажиров встречались разные люди. Если им оказывался человек интересной профессии или просто общительный человек, я старался его разговорить. Об одном из персонажей я сейчас и поведаю.

В районе Строгино, на северо-западе Москвы, две женщины попросили довезти священника, настоятеля храма, расположенного вблизи метро «Рижская», и вручили ему деньги для уплаты за проезд до церкви. По дороге мы поговорили с ним на религиозные темы. Я задал ему два вопроса, которые у меня возникли после прочтения Библии.

Согласно Евангелию от Луки Иисус Христос пообещал приговорённому вместе с ним к казни преступнику, поверившему в него, что тот после казни окажется в раю.

1. - Почему для Иисуса Христа раскаявшийся закоренелый преступник ближе, нежели человек, ведущий праведный образ жизни, но не принадлежащий к его религии? Получается, что  он считал возможным приобщать к церкви любых преступников, лишь бы они поверили ему и покаялись.  Вполне может быть, что, покаявшись, они снова будут убивать и грабить людей.

2. - Почему Иисус Христос отказался принять своих братьев и даже мать, когда у него были ученики, сказав, что для него ученики ближе родных?

Он ответил следующим образом:

- Христос создавал свою религию не для праведников, а в первую очередь для угнетённых, бедных, а также и падших, главное, чтобы они верили в него, выполняли его заповеди и становились лучше и чище. А если грешник продолжал творить преступления, то никакое прощение для него не наступало, и наказания он заслуживал более строгое.

 - Что касается его родных, то на первом этапе проповедования новой, христианской религии родные часто его не понимали и не могли быть его помощниками. А его ученики в него безгранично верили и, жертвуя собой, шли за ним, а после его казни продолжали его дело, причём многие из них подверглись страшным истязаниям и поплатились за это жизнью.
 
 Меня удовлетворили его высказывания, потому что настоятель кратко и убедительно ответил на мои вопросы.

 Когда мы подъехали к его храму, я стал отказываться брать плату за проезд.

Настоятель сказал:

 - Вы  должны взять деньги,  я не могу их оставить у себя, ведь они предназначались не мне, и взяв их, я совершу грех. А если Вы хотите отдать деньги на благо церкви, то их следует внести в кассу церкви или поместить в копилку при церквях. Помнится, я так и поступил.

 Далее диспут превратился в заочный, настоятель вышел, я задумался. Хотя мои родители были православными и крестили меня, но в процессе обучения в ВУЗе и под влиянием действующей тогда идеологии я стал атеистом. Чтобы более глубоко разобраться в истории и сущности христианской религии, я прочёл Библию и труды ряда выдающихся отечественных и зарубежных учёных-теологов, проводивших обширные научные исследования как в пользу постулатов и чудес христианской религии, так и находивших доказательства, отвергающих их  достоверность. У каждого из них были свои логика и доказательства.

Как человек, знакомый со многими достижениями науки в разных областях, я не могу согласиться с двумя фундаментальными утверждениями христианства: о непорочном зачатии и воскресением Иисуса Христа и скорее придерживаюсь точки зрения многих выдающихся учёных, которые верят в Бога, как высший нематериальный Разум.  Кроме того, я считаю, что священнослужители не должны считаться представителями Бога на земле, тем более, что немалое их число своим поведением компрометируют церковь.

Моё мнение о Иисусе Христе таково, что он являлся выдающейся, гениальной личностью, обладающей большой силой внушения. Он создал могучую религию, которая оказала огромное положительное влияние на историю и развитие культуры человечества. Поэтому значительная часть населения мира признаёт его заслуги, его роль отмечена и в Коране.

Вместе с тем я с глубоким уважением отношусь  к настоящим верующим людям, считая, что безверие разрушает душу человека. Каждый человек должен верить во что-то высокое и достойное, но оно может быть неодинаковым для всех. При этом я отрицательно отношусь ко всяким сектам, которые разрушают личность своих адептов.

Что касается православной церкви, то, по моему мнению, она является одним из основных скрепов нашего Отечества.


Рецензии
Не могу понять того, что подразумевает Автор под обозначенным в заголовке термином: "православный атеист". По логике, либо атеист, то есть человек не просто неверующий, но и аргументировано отрицающий существование бога, бессмертия души и прочих религиозных постулатов. Либо православный, то есть не только верующий, но и признающий триединство, силу икон и прочее. Православному со служителем церкви спорить не о чем. А спор атеиста со священником бессмыслен по существу: для одного критерием является вера, учение, априори признаваемое идущим от бога и сомнений не допускающее. Для второго критерий - логика, сила доказательств. Попытка отказаться от слепой веры в проповедуемое церковью, попытка совместить логику, Писание с собственным пониманием веры и учения Христа - это именно то, за что был отлучен Лев Толстой; причем и значительно позже церковь не согласилась изменить своей позиции. Я не хочу, словом "православный" обозначать конформистов, Писания не читавших, Заповедей не соблюдающих, соблюдающих лишь обряды. Но и для истинно верующих, и для атеистов важнейшим для сохранения нравственности оказывается соблюдение правил, диктуемых Совестью. Человек, не нарушающий собственных своих, продиктованных Совестью правил - он живет, не разрушая себя самого, своей психики. И это роднит его с почитающими Заповеди. Отличие, правда, есть: верующий не грешит, полагаясь на обещанное бессмертие, что сильно обесценивает добропорядочность, похожую в данном случае на сделку. Атеист же, живущий по Совести, ни о каких благах и не мечтает. Есть и еще отличие: вера подразумевает обязательный набор Заветов, а они не всегда совпадают с тем набором, который приемлем для данного человека. Это касается и самих Заповедей, и Нагорной Проповеди - всего, что является основой Учения Христа. К примеру - для меня проповедь прощения неприемлема. Ну не могу я, сын узника немецкого концлагеря, постить издевавшегося над моим отцом эсесовца. Тем более - возлюбить его. И если кто-то простит такое - не смогу простить и простившего. Потому что это - против Моей Совести. Кстати, не могу принять и осуждения самоубийства. Иногда - единственно возможного выхода из сложившихся обстоятельств. Это - про различия в вопросе морали, нравственности, причем для меня, человека, воспитанного в христианских традициях, представлениях. Каковы же будут личные установки людей, выросших на иных Заветах?
Спасибо за возможность выказаться. С уважением -

Александр Парцхаладзе   26.03.2025 15:32     Заявить о нарушении
Александр, благодарю за содержательную рецензию. Ваши размышления об атеистах мне представляются убедительными, я с ними согласен. Термин православный атеист я применил в иносказательном смысле, учитывая, что меня в детстве крестили, я уважаю верующих и никогда не пытался их перевоспитывать, а саму православную церковь считаю одним из главных скрепов России на протяжении веков. С уважением,

Александр Смирнов 83   26.03.2025 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 45 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.