Путешествие на родину предков 16

Дед
окончание

Вот и закончилось мое путешествие на родину предков. Все прошло гладко, как я и планировал, были конечно же и небольшие огорчения, но это никак не смогло испортить мне общую картину увиденного и услышанного.
Около 5-ти суток проведенных в душных поездах, автобусах, несколько утомили меня.Хочется опять вернуться в свой прежний быт.
Поездкой я остался доволен т.к. главная цель путешествия была достигнута - я узнал о судьбе деда Ивана, почему же он все-таки не воевал,нашел его довоенные фотографии. В этом мне в значительной степени помогли рассказы Тони, Ивана, Шурки,а также старых односельчан, с которыми мне удалось побеседовать. Да и сама теперешняя обстановка в деревне наложила отпечаток на мои впечатления.

Мой дед, Иван Агафонович Якунин, был человеком незаурядным. В деревне и окружающих ее селениях не было отбоя от заказов на валенки, которые как известно, у любого русского человека, пользовались большой популярностью.
Дед как раз этим и занимался - катал валенки. Технология у него была хорошо отработана, а за сырьем он частенько ездил на ярмарки: Горьковскую, Юрьевецкую, Кинешминскую…
Обычно в городах, в отличие от деревень, проходила настоящая жизнь. Не было тогда в деревнях радио, телевидения, телефонов и тем более интернета- все основные новости жизни можно было узнавать только в крупных поселениях.
Дед, возвращаясь с очередной ярмарки нагруженный тюками шерсти и прочих ингредиентов для своей «кухни», привозил еще и кучу новостей, которыми потом с удовольствием делился с односельчанами.
За это он и пользовался среди них большим успехом и имел немалый авторитет. Выражение "Якуня-Ваня" приобрело значение не обидной клички, а знак уважения к своему любимцу.
Председатель колхоза был не доволен такой популярностью деда,потому негласно считал его, чуть- ли не своим врагом. Ведь на любом собрании сельчане отдавали свои симпатии именно деду, а не ему. Председателю не нравились периодические сходки односельчан у кого- нибудь на дому, где дед частенько развлекал их своими рассказами, шутками, анекдотами.
Имея всего четыре класса образования, но проходя свои «университеты» по ярмаркам, дед отличался неплохой эрудицией и мог запросто «заткнуть за пояс» любого сельского учителя.
Все было бы хорошо, но мир не без злых языков. В то суровое время 30-х годов шла мощная цензура на любые высказывания среди советских людей. Органы ГПУ были начеку. Большое распространение получили доносы граждан по любому поводу.
На одной из вечеринок дед неосторожно ляпнул свежим анекдотом : почему у нас в Советском Союзе так много коров, а молока от них как «от козла молока» (он был мастером на всякие прибаутки).
Узнав про это «бдительный» председатель донес на деда в местное отделение ГПУ. Вскоре, после этого случая, в деревню приехал «черный воронок», деда «повязали» и увезли на допрос в Кинешму.
Односельчанам это очень не понравилось. После упорного давления на председателя они заставили последнего ехать в город и забирать заявление обратно.
Председатель, испугавшись бунта колхозников, пошел им на встречу- поехал в Кинешму на колхозной кляче. Но не тут- то было, гэпэушники уперлись и свое «доброе» дело завершили до конца. Деду дали «десятку», а его семье приклеили обидный ярлык - «члены семьи врага народа».
Бабушка, Вера Михайловна, в это время оставалась с тремя детьми «мал - мала- меньше». Никакой помощи от колхоза ожидать не приходилось. Вся дальнейшая жизнь семьи строилась на горбу бабушки, а затем и подросших уже пацанов - дяди Кости(Шуркиного и Славкиного отца) и моего отца.Девчонка - тетя Аня, пока в расчет не бралась.
Но мир не без добрых людей, сельчане всем чем могли помогали семье своего любимого рассказчика. Все эти годы безоцовства потом отпечатком отложились на комплекции моего отца: голодное детство, постоянное таскание тяжестей, потому и ростом он вышел - «метр с кепкой».
Все это произошло в 37-м году. Отбывал наказание дед где-то под Норильском.
Сначала валил лес, строил дороги затем за хорошее поведение был переведен в бухгалтеры. Во время войны он неоднократно просился на фронт- "хотя бы в штрафбат", но просьбу дотошные служители закона отклонили, якобы- «там и без врагов народа найдется кому воевать...»
После окончания войны деду по УДО разрешили съездить в отпуск на родину с учетом возврата, но дед добровольно не вернулся в лагерь.
Тогда его опять забрали, но перевели уже в другой лагерь - Казахлаг. Там он и пробыл до конца своей «десятки», а в 47-м вернулся домой.
Тот злосчастный председатель всю войну проторчал по брони в колхозе. Возвращением деда он был сильно обеспокоен, боялся мести и долгое время не показывался на глаза. Трудно было такое простить, но дед проявил благородство- не стал трогать обидчика. В конце концов, того наказал сам Господь, надолго лишив подвижности от инсульта.
Затем у бабушки родились еще четверо: Валентина, Иван, Нина и всем известная нам Антонина. По трагической случайности пятилетняя Ниночка утонула в Унже.
Бабушка с дедом тяжело переживали эту утрату,и с тех пор дед начал попивать - все его дела стали сопровождаться «зеленым змием». И вот, после очередной его поездки по делам на моторной лодке по Унже , его нашли в воде без признаков жизни. Так дед, видимо, пожелал встретиться со своей дочерью, но уже в другом мире.
Бабушка пережила своего мужа на 30 лет.За это время у нее появилась куча внуков и правнуков, от которых уже не было отбоя своими ежегодными приездами в гости. Некогда было ей вдаваться в грустные воспоминания о прошлом. Стойкая привычка работать, чем-то заниматься - все это на природе, сформировала у бабушки крепкое здоровье, которому могли бы позавидовать даже молодые. Может быть поэтому Бог и наградил ее таким долголетием.

Побывав на кладбище, я обратил внимание на то, с каким уважением и любовью относятся к памяти предков их дети и внуки.
Гранитная надгробная плита, украшенная соседством благородных цветов, сейчас с величием напоминает людям о древнем дворянском, еще с ХVI века, роде Якуниных. Возможно, что и дворянское происхождение фамилии усугубила участь деда.
Своим рассказом о путешествии на родину предков я хотел бы реабилитировать своего деда в глазах людей. В своих глазах я это уже сделал…


Рецензии