Политэкономия капитализма. Тендер

Предположим, что высшая государственная власть решила потратить государственные деньги на что-нибудь полезное.

Люди попроще, канешна, могут возразить на это – а зачем, дескать, тратить государственные деньги, когда можно их не тратить. Так то оно так – согласен! – но иногда, для повышения престижа власти внутри страны и престижа самой страны снаружи, можно и потратить.

Чисто для конкретности, чтобы избегнуть нежелательного вопроса со стороны простого народа – а на что, мол, антинародное государство решило потратить народные денюшки? – предположим, что оно решило построить что-нибудь эдакое, например, грандиозный шахматный центр мирового значения имени А. Е. Карпова – двенадцатого чемпиона мира по русским шахматам – на родине героя в уральском городе Златоуст (это я к примеру говорю, но имеет же смысл! – кроме соображений престижа ещё для стимулирования Карякина – с одной стороны и Каспарова – с другой).

И вот с этими планами государство, в лице своих внутренних органов, объявляет тендер, то есть, конкурс, на который сбегаются несколько организаций созидательного (строительного) профиля – допустим, из Москвы (столицы нашей малой родины), Петербурга (Гоголя и Достоевского), Екатеринбурга (административного центра Уральского региона), Челябинска (областного центра в Уральском регионе). Из самого Златоуста (райцентра в Челябинской области) вряд ли (не могли местные организации, типо, Златоустгражданстрой, сохраняться четверть века в законсервированном виде в ожидании редкой для райцентра удачи).

Каждый из конкурсантов подаёт заявку со своими расчётами и сметами в запечатанном конверте (во избежание утечки инфы – чтоб всё было чики-чики). В день проведения конкурса все эти конвертики вскрывают и выявляют победителя – предполагаю, что московскую фирму. Но если вы спросите – почему московскую, я предложу вам самостоятельно подумать над этим, предвкушая, как вы будете плавать в политэкономии капитализма. Итак, у вас три попытки.

В первой попытке, канешна, вы, избегая худшего предположения, скажете, что московская фирма, наверно, ближе к Златоусту, чем, например, питерская. Неправда ваша! – отвечу я тоном вашей первой учительницы географии – челябинская ещё ближе! Думайте дальше!

Во второй попытке вы, разумеется, желая предположить худшее, скажете, что московская фирма ближе к Кремлю, чем, например, екатеринбургская. Неправда ваша! – отвечу я тоном вашей последней учительницы истории – санкт-петербургская ещё ближе! Продолжайте думать!

Ну, тогда даже не знаем, что и предположить! – скажете вы, сокрушённо разводя руками. Элементарно, Ватсон! – отвечу я с глумливостью вашего бессменного участкового милиционера по делам несовершеннолетних – московская фирма выиграла тендер в честной конкурентной борьбе – предложив государству самый дешёвый проект возведения объекта.

Так у нас замышляют и проводят тендеры – с целью экономии государственных средств, в согласии с неведомой рукой рынка в условиях развитой конкурентной экономики. После этого московская фирма (победитель конкурса), половину полученных денег оставляет себе, а на вторую половину нанимает петербургскую фирму (занявшую второе почётное место по экономичности проекта). То же самое петербургская фирма проделывает с екатеринбургской фирмой (занявшей третье место), а екатеринбургская – с челябинской (самой алчной из всех конкурсантов). Челябинская же фирма, как аутсайдер конкурса и ответственный исполнитель проекта, на месте воссоздаёт Златоустгражданстрой и возводит объект в указанные сроки руками кочевых узбеков (не всегда, канешна, так – иногда даже требуется дополнительное финансирование строительства, заметно превосходящее первоначальное, но эти варианты мы, для краткости, тут рассматривать не будем).

Подведём итоги: в Москве остаётся 1/2 выделенного бюджета, в Петербурге – 1/4, в Екатеринбурге – 1/8, в Челябинске – 1/16 (но это – грязные, так сказать, деньги – без НДС). Кое-что получают и узбеки, но нам ли считать эту мелочь в карманах бывших соотечественников, если захолустный Златоуст получает культурный объект мирового значения! И у всех участников проекта остаются приятные воспоминания о совместной работе, а приятные воспоминания о совместной работе сплачивают более всего – так же, как совместный ратный труд в Отечественной войне 1812-го года (в котором, правда, Узбекистан не принимал участия).

Кто-то, возможно, заметит, что строительство можно было ещё более удешевить, если бы, например, петербургская фирма сразу (в момент подачи заявки) урезала свои аппетиты вдвое(!), или екатеринбургская вчетверо(!!), или челябинская в восемь раз(!!!). Не гоните пургу! – отвечу я ему голосом, похожим на голос генерального прокуратора Малютова, – это был бы полный беспредел: не может же питерская фирма нанимать московскую (надеюсь, вы не предлагаете ваще исключить московскую или другую фирму из процесса, что означало бы снижение конкурентности и заметное конечное удорожание объекта). Следуя вашей логике, – добавлю я – можно было сразу обратиться к братским узбекам (зная заранее, что строить, всё равно, придётся им). Но это означало бы полное отсутствие конкурентности и полную невозможность строительства на основе здоровой конкурентции. И разве для этого мы отделились от объедавших нас узбеков в 1991-ом году, следуя рекомендациям Солженитсына,  изложенным им в статье от 1990-го года в КП "Как нам наилучшим образом превосходно обустроить многострадальную, мать нашу, Расею".

И не забывайте ещё об одном участнике процесса – власти предержащей – ответственной за сбор налога на добавленную стоимость, столь необходимого для формирования бюджета власти предержащей. Она здесь исполнила положенную ей роль ночного сторожа, и в этом качестве, я думаю, согласовала интересы всех заинтересованных сторон заранее, и именно поэтому места и деньги распределила именно так – справедливо и в полном соответствии с весом соответствующего субъекта федерации в федеральной структуре страны: этому дала, этому дала, этому дала, этому дала, и кое-что безвозвратно затерялось в Узбекистане, который не подчиняется властям нашим предержащим, но это, согласитесь, мизер в сравнении с грандиозностью самого проекта, и не должно никого останавливать.


Рецензии
Прочитав эту фразу: "Предположим, что высшая государственная власть решила потратить государственные деньги на что-нибудь полезное", я наморщила лоб и долго терзала мозг, пытаясь себе это представить. Мы ведь уже построили различные олимпийские объекты, ледовые дворцы, в краях где нет льда и пр. жизненно-необходимые народу объекты, с которых он вылазить не будет круглогодично.
Напрягая остатки интеллекта часа два, я смекнула, что самое полезное, что может построить наша власть это несколько Ельцын-центров в различных городах матушки нашей России. И построит, назло Обаме, на радость Трампу. Силами равшанов и джамшутов. Без них никак, ведь им можно и не заплатить...
А схему Вы правильно раскрыли. Только про откаты забыли.)

Троянда   23.12.2016 16:44     Заявить о нарушении