Религиозный терроризм

Террор, развязанный по всему миру исламским джихадом, вовсе не является «ответкой» за прежние грехи христианского мира – крестоносцев, колонизаторов, работорговцев, капиталистов и т.д. Европа смиренно признала свои грехи и покаялась, открыв свои гостеприимные границы для беженцев из воюющих стран. Европа спасла им жизни, накормила и одела, дала кров и больницы. Но эта жертва не принята. Она отвергнута, и отвергнута из религиозных соображений. Открытые границы облегчили расправу с неверными. Граница проведена по конфессиональному принципу, объявлена и ведется война – но только с одной стороны. Джихад торжествует, Европа скорбит. Так может продолжаться настолько долго, насколько долго может длиться терпение и прощение. Последствия могут быть очень печальными – печаль следует за трагедией, как расставил их Шекспир.
Преступления на религиозной почве подпадают под широкое и не меткое определение международного терроризма. Поэтому правовая реакция или запаздывает, или отсутствует, или неадекватна. Джихадиста, бросившего вызов самим основам нашей цивилизации, будут судить за наезд грузовиком на прохожих. Муллу, отвергающего гражданские ценности,  законы и моральные устои цивилизованного общества, утверждающего шариат и Коран в качестве всеобщих основ жизни, не могут привлечь ни к какой ответственности. Это верно также и по отношению к православным экстремистам – они оправдывают своё хулиганство религиозными соображениями, понимая, что это карт-бланш на безнаказанность.
Понятно, что одними правовыми методами терроризм не взять. Понятно, что нужна титаническая идеологическая работа с верующими в разных богов, перевод религий в спокойный регистр, обозначение рамок дозволенного, определения условий мирного сосуществования верных и неверных. Но опираться этот идеологический поворот должен на право. И правовые механизмы должны быть разработаны чем скорее, тем лучше.
Россия по идее должна была бы идти в авангарде правовой регуляции религиозных отношений – потому что она винегрет конфессий. Но законодательные и судебные власти у нас абсолютно не готовы к конструктивной работе, и рассчитывать на них не имеет смысла.
Куда ж нам плыть?


Рецензии