Источник вечной молодости. Глава 1
Младшего сына князя звали Вечемиром, как в первые же дни выяснил Агнияр – он был не родной сын, а приёмный. Просто когда-то на торжище малолетний воришка, спасаясь от разгневанного лавочника с дубиной, налетел на князя. Чем уж он приглянулся князю, как тот сумел в мальчонке разглядеть задатки будущего великого воина и разумного правителя – неведомо, а только взял к себе и усыновил. Так и рос Вечемир в княжеских хоромах, вскорости превзойдя умом да воинским умением старших братьев. Когда же батюшка занедужил, закручинился княжич, долго в храмах молился богам светлым. И вот как-то ему на торжище повстречалась согнутая в очеп* старуха, продала та старуха княжичу карту, на которой было указано, как найти источник вечной молодости. Путь туда пролегал через степи степчакские, через пресловутую землю великанов, и лишь там, возле самого Срединного Водораздела, на карте стоял крошечный крестик. Позвал тогда Вечемир своих любимых десятников и повелел им набрать дружину для похода, благо, что княжество располагалось на границе со степчаками – всё ближе идти.
Набралось, вместе с Агнияром и Пронырой, тридцать шесть душ – три коча по одиннадцать, да один – Боженов – в четырнадцать. Кроме этого возница с ратником, отряженным в кошевые*. Невозможно ведь рати в походе без обоза – казаны в чём-то надобно везти, провиант и разные припасы – узды, сёдла, стрелы, одежду и обувь, да мало ли ещё что может понадобиться. Вот целый воз и набросали. Ребятки все подобрались удалые, воины не из слабых.
В своём коше Агнияру нравились все – и Гостята, и Дабор, и остальные-прочие. Пуще же всех десятник Божен, да Волк. К Волку Агнияр долго приставал с тем, чтобы тот его подучил воинскому искусству, но Волк чаще отмахивался. По вечерам, разбив бивак, ставили на костерки казаны – вкусный запах кулеша начинал плыть по степи, вплетаясь в местные запахи. За вечерним костерком, перед тем, как улечься на попонки, любили все поговорить, байки потравить, здесь Проныра был в почёте.
Раз начали вспоминать – кто что видывал в жизни. Хвастались кто боевыми победами, а кто и сердечными, расписывая их во всех подробностях, Проныра тоже не удержался, да и рассказал про их поиски Меча Судьбы. Подняли его тогда было на смех, однако Божен осадил:
- Не любо, братцы, не слушайте, а врать человеку не мешайте.
- Так мы тут сегодня правдивые истории излагать порешили.
- И он не врёт, - вступился за друга Агнияр, - приукрасил только малость.
- Неужто впрямь с самой Макошью виделись?
- Довелось. Повезло нам – через те горы, ни для одного смертного не прохожие, нас дважды туда перенесли, да дважды обрат. Может кто из вас воительницу Могуту в своих странствиях встречал, доведётся ещё раз – спросите её, коли нам не верите.
- Тебе верим, да больно уж чудной рассказ. И что – так-таки того великана и завалили?
- Не мы, конь крылатый его порушил.
- Слыхал я про того Баубо, что среди земель сатурских обитает, - подал голос Божен. - Сказывали мне, что он ростом с дерево, а сам весь железный.
- Ростом гораздо пониже будет, сам точно железный, лишь башка каменная была. По той башке жеребец ему и звизданул. Не, братцы, сами мы бы его ни в жизнь не одолели.
- А меч-то после того куда делся?
- Кто ж его знает, исчез, растаял в воздухе. Сейчас где-нибудь снова сидит себе, в камень вонзившись. Может из нави кого опять на его охрану послали – опасный то для них меч, коли судьбу человеков менять пригоден.
Долго ещё в тот вечер расспрашивали товарищи обо всём Агнияра, а на следующий день подошёл к нему Волк:
- Добро, сегодня вечером не засиживайся у костра, позвеним мечами немного. Как себя самого я тебя не сделаю, но малость подучу.
Так начал Агнияр помаленьку учиться дальше. Первым же уроком Волк поставил условие: "Оставь щит, защищайся так. Сам видел – щита и лишиться недолго". Дальше – больше, на пятый день Волк вовсе странное загнул: "Я тебе, - говорит, - правую руку к тулову привяжу, отныне учись левой меч держать. Как научишься – продолжим". Дружина шла по степи уже вторую седмицу, когда Проныра вдруг закрутил головой.
- Что случилось? Башка ведь не волчок, гляди – отвернётся.
- Лошади скачут, много.
- Хмм, а откуда скачут?
- Не пойму, однако земля гудит.
- Так то от наших.
- Не, к нашенским я уж привыкший.
- Поеду, доложу княжичу. Может то, конечно, и просто табун идёт, но…
Отряд привёл себя в боевую готовность, а скоро и все заметили, как по степи клубится пыль от конских копыт.
- Может сумеем оторваться, княжич?
- С гружёной доверху телегой-то? Вряд ли. Разве что её бросить, но путь ещё дальний. Посмотрим – вдруг не заметят, отведут боги, кажись стороной идут.
Но степчаки, резко свернув, направились прямо к ним. И вот уже полусотня воинов в островерхих шапках, под коими часто шлемы прячутся, придерживая горячих скакунов, остановилась недалече. Маленькие, круглые, железные да медные щиты, не украшенные никакими рисунками, светильниками горели на ярком солнце, подрагивали пики*, колыхался бунчук. Крепкие воины – степчаки, и кони у них выносливые, под седлом могут целый день находиться. Гарцуя на гнедом жеребце с разукрашенной серебряными монетами уздой, вперёд выехал один.
- И что ортам в нашей степи понадобилось?
- Мы здесь не за тем, чтобы угонять ваш скот, нам надобно просто пройти.
- Наш тархан Сарыг не верит ортским собакам. Нанял нас как-то ваш кеназ идти вместе с ним воевать соседа, мы хорошо сражались, многие великие воины в том походе полегли. А кеназ обманул – не заплатил обещанного!
- Не все таковы.
- Лжёшь, орт! Сейчас вы нам отдадите то, что ваш кеназ не додал. Оставьте телегу, лошадей и оружие, сами можете идти дальше, - усмехнулся степчак.
- Битвы жаждешь, ашуг*? Орты от брани никогда не уклоняются, нападай.
Ашуг вернулся к своим, в дружинников полетели стрелы, их встретил строй больших, круглых щитов с изображением вещей птицы Гамаюн, в ответ тоже вылетело несколько стрел. Не выгодно было степчакам обмениваться стрелами на таком расстоянии да без манёвра, пустили они своих лошадей вскачь, пики грозно уставились на дружинников, пришлось и тем убрать луки да браться за мечи с топорами. Сшиблись две рати, на версту оглашая степь звоном оружия, выкриками людей, земля приняла в себя проливающуюся кровь. Княжич Вечемир рубился в первых рядах, с ним плечом к плечу – Божен, Волк, Агнияр и многие из Боженова коша. Мала дружина княжича, да каждый по меньшей мере троих стоит. Дрогнули степчаки, повернули назад. На немалом расстоянии пустили стрелы в обидчиков, после чего ускакали.
А на ближайшем корявом дереве уже расселись стервятники, башенками усеяв его ветви, стелющиеся вдоль земли.
- Как же здесь, в степи, мёртвых сжигать? – почесал бороду Божен. – Наших не столь много погибло, одначе и степчаков без погребения нельзя оставлять.
- Что предлагаешь? Без вознесения молитв даже закапывание в землю не поможет – всё одно смогут навьими существами подняться.
- Давайте хучь травой присыплем да подожжём, да вон дерево срубим.
- Нет времени, Божен, степчаки могут с подмогой воротиться. Не боись – стервятники склюют
- Дело говорит княжич, - поддержали командира другие десятники, - уходить надобно.
- Не по Прави поступаем, братцы. Не гоже на поживу стервятникам наших друзей оставлять.
- Замените павших коней на степчакских, остальных поведём на поводу. И уходим.
Не все были согласны с отданным приказом, но – командир сказал, значит надо исполнять.
- Что у них за сёдла такие? – ворчали оставшиеся безлошадными, меняя степчакские сёдла на свои. – Луки высокие, стремена узкие и тож высоко подвешены.
- Зато они могут на скаку из луков стрелять, управляя конём коленями. Ну… в путь.
И отряд двинулся дальше. Сутки спустя вновь запылила степь. Дружина изготовилась к новой сече. Степчаки, числом вдвое от прежнего, подъехав очень близко, начали кружить вкруг отряда, орты тоже заняли круговую оборону, поставив обоз в центре.
- Держите щиты, братцы, не забывайте - они на скаку из луков отменно бьют!
- Что ортские собаки здесь забыли?
- Ты повторяешься, ашуг, зачем два раза об одном спрашивать?
- Если бы мы с тобой раньше встречались, то твои кости уже давно глодали бы шакалы, орт! Либо шёл бы ты с петлёй на шее за телегой!
- Так это не ваш отряд на нас наскочил? Ну, извиняй, степчак.
Тут степь снова заклубилась. Крупный отряд в полторы сотни сабель, подъехав, остановился в отдалении. Степчаки, ранее кружившие вокруг ортов, тоже слегка отъехали, но стояли совсем рядышком.
- Отдай нам ортов, ашуг!
- С каких пор псы Сарыга приказывают нам, воинам славного тархана Ашида?
- Забудем прежние разногласия, - примирительно выкрикнул командир подъехавшего отряда, - эти орты убили многих наших воинов, они должны умереть!
- Хорошо, они твои.
Отряд тархана Ашида взял в сторону, а дружина поскакала на нового-старого противника. Врубившись в неприятеля острым клином, Вечемир рассёк отряд степчаков надвое. Не дрогнул княжич перед впятеро превосходящим его дружину противником, да и то – что их ожидало бы в плену после предыдущей сечи? Отряд же тархана Ашида, описав плавную дугу, ударил во фланг воинам Сарыга. Зазвенели изогнутые клинки, острые пики вонзились в мягкие человеческие тела, степь покрылась мёртвыми. Опять пришлось ашугу Сарыга уводить остатки своих.
- Вы ещё пожалеете об этом, Ашуговы шакалы! – пригрозил он напоследок.
А те, усмехаясь, начали обирать павших.
- Видать хорошо вы пощипали Сарыговских псов, - уважительно поцокал языком ашуг, - раз они за вами полторы сотни в погоню послали, да столь далеко заехали.
- Скольких ваших коней ты видишь под нами да возле обоза, немногим больше мы намедни их воинов положили.
- Славные у тебя воины, ортский ашуг, уважаю. Едем с нами, в наш стан, гостями будете.
На сей раз павших погребли по всем канонам – орты сожгли своих, прочитав молитвы, степчаки своих в месте с конями и оружием в землю закопали, насыпав сверху небольшой курган.
Спустя днище отряды прибыли в крупный стан. Множество войлочных шатров выстроились несколькими кругами вокруг самого высокого, возле которого на шесте развевались бунчуки. Наружный круг составляли телеги, и кто его ведает – то ли степчаки у ортов сей способ подсмотрели, то ли орты у степчаков. На пологом склоне холма под приглядом десятка конников пасся табун лошадей и большая отара овец. Раненых отнесли в быстро возведённый специальный гостевой шатёр, княжича с остальными пригласили в центр, где прямо на земле расстелили дастархан. По поводу славной совместной победы зарезали с десяток баранов. Скатерти не ломились от яств, однако же всё необходимое имелось в достатке – на блюдах дымилось мясо, в чашах – жирный хаш, стопками возвышались пресные лепёшки, лежали куски овечьего сыра и зелени, плескался разлитый по пиалам кумыс.
После хвалебных речей в честь тархана и великих воинов, заговорил сам Ашид:
- Враги тархана Сарыга – мои друзья, вам всегда будут рады в моём стане.
- Мы никому из степчаков не враги, могущественный Ашид, не напади они на нас первыми – не стали бы и мы их трогать, уж извини.
- Ну, так или иначе, а вы их побили, и теперь Сарыг вам этого не забудет. Помяни моё слово – этот жадный пёс ещё отомстит.
- Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибель свою найдёт.
- Знаю-знаю, могучие воины у ортов. Однако что вас привело в наши степи?
- Поверь, достославный Ашид, мы не воевать вас сюда пришли.
- Тоже знаю, пришли бы воевать, вас было бы не три десятка, а раз в десять-пятнадцать больше. Но ты не ответил.
- Держим мы путь в сторону земель великанов, сказано нам разузнать – что то за земли такие.
- Твой шлем с крылами, витязь, а рукоять меча в серебре, вижу – славен ты в бою, хоть и молод. И воины у тебя крепкие, но поверь – не стоит туда идти.
- Отчего же, о солнцеликий?
- Там живут людоеды. И нет силы, могущей с ними справиться. Что можно сделать тому, для кого ты меньше мизинца? Будь вас хоть пять сотен, хоть тьма – всё едино, даже с одним не совладать.
- И всё же нам надобно дотуда добраться.
- Ну, дело твоё, витязь, решил идти – иди. Боги иной раз благоволят безумным, посылая им удачу. Отдохните в моём стане сколько надобно, раны залечите, никто вас лишним куском не попрекнёт – в степи гость – это святое.
- У нас тоже. Благодарю тебя, достославный Ашид, раны нашим товарищам и впрямь надобно залечить.
После пира отоптали поприще* для потех молодецких. Выступали степчакские богатыри. Выиграл один – высокий да могучий, выделяющийся над прочими словно дуб крепкий среди кипарисов. Тархан повернулся к княжичу:
- Может кто из твоих богатуров желает с ним сразиться?
- Можно, солнцеликий. Только мы по иным правилам ристалища устраиваем.
- По каким?
- У вас принято друг дружку за пояса хватать и разными подсечками наземь валить, учитывается красота броска. А у нас боевые приёмы – удары как руками, так и ногами. Подсечки тоже имеются, захваты удушающие. У вас выигрывает тот, кто противника большее количество раз оземь бросил, а у нас тот, чей противник упал и подняться не в силах.
- Вот и посмотрим – чей бой лучше.
Подозвал Вечемир Агнияра.
- Выходи против него, ты силён также, как сей степчак. Только не подпускай его близко, не дай схватить тебя за пояс, либо за рукава.
- Я видел их поединки, княжич.
Поначалу пропустил Агнияр несколько проходов в ноги, степчаки возликовали, но после очередного орт оказался к нему готов и хорошенько приложил противника коленом в грудину, тот отлетел, но поднялся. После начал Агнияр бить ногой по голеням, вот тут степчак и не выдержал – отказался вести поединок дальше, отсушил* ему ноги богатырь своими ударами. Тархан наградил Агнияра серебряной чашей, хотел было ратник отказаться, да Божен ему вовремя шепнул, что не положено – обида возникнет.
*Очеп - шест, длинная жердь с крюком на конце, на который вешались ведро или деревянная бадья, или шест прикрепляемый к потолку в избе, на котором подвешивалась колыбель.
*Кошевой – хранитель казны в походе. В казну входили не только деньги, даже в княжеской казне немалую долю составляли мёды да меха.
*Пика – род копья, в отличии от оного имеет не широкий листовидный наконечник, а узкий трёх- либо четырёхгранный. Посему является исключительно колющим оружием. Как правило имеет достаточно длинное древко, пехотинцам приходится держать пику двумя руками, конники прижимают её локтём к туловищу, держа на предплечье. Бунчук – привязанный к древку хвост коня, либо яка, навершие часто украшалось иными символами, служил знаком власти.
*Вообще-то "ашуг" – это певец. Но в данном мире термин использовался у степчаков в значении "военачальник".
*Как раз в данном случае поприще – место, площадка для игр, ристалище.
*Отсушить – отбить мышцу так, что она временно перестаёт работать.
Свидетельство о публикации №216122100942
Енька Соловей 25.12.2016 16:21 Заявить о нарушении
Недаром когда-то славянские племена прокатились по всему западу и юго-востоку. Венеды, например, основали город Венецию. В Германии многие города до сих пор носят славянские названия.
Сильны были наши предки, города ставили, не токмо меч, но и культуру на дикий запад несли. Куда всё делось?
=Привратник=
Дмитрий Привратник 25.12.2016 16:57 Заявить о нарушении
Енька Соловей 25.12.2016 18:35 Заявить о нарушении
И героев, настоящих, а не придуманных - тоже много.
Недавние собития в Сирии тому примером.
И всё-таки... размах уже совсем не тот. Обкорнали, ополовинили. Да что там ополовинили! От территории одна четверть осталась. И я не СССР имею в виду, а древнюю Гардарию. Землю скифов, этрусков и иных славян.
Дмитрий Привратник 25.12.2016 18:42 Заявить о нарушении
Енька Соловей 25.12.2016 18:49 Заявить о нарушении
Наверно и правильно, что помалкивает...
Дмитрий Привратник 25.12.2016 18:50 Заявить о нарушении