Старик и Лёха

Спектакль " Леха ", поставленный на Новой сцене МХТ им. Чехова молодым, талантливым режиссером Данилом Чащиным  по пьесе Юлии Поспеловой, - до боли пронзителен и глубинно  поэтичен. Это философский и очень добрый рассказ о человеческом достоинстве, скоротечности жизни, одинокой старости и бессмертии Любви.

Виктор Кулюхин в роли Деда - бесподобно, фантастически органичен. Его пожилой герой погружен в замкнутую атмосферу беспросветного одиночества. Но чем дальше, тем больше вызывает уважение этот немного смешной и симпатичный старик. Нет в нем озлобленности, отчаяния и надрыва по поводу бесцельно прожитых лет. Жизнь он прожил честно и достойно, любил жену и детей. И в нынешнем одиноком существовании он совсем не жалок, не сломлен духом, не сдается, никого не осуждает. Вспоминает и постоянно ждет сына Леху - далекого, недосягаемого. В своем несгибаемом оптимизме дед похож на старого, закаленного солдата на войне - упрямо колет орехи и не отчаивается, "наше дело правое, мы победим".

Действие спектакля на удивление емкое, сконцентрированное и ясное. За короткий промежуток времени перед нами как-бы промелькнула вся жизнь  стойкого старика, к которому мы успели привязаться. Надежда Борисова в роли ведущей была очень убедительна и достоверна, точно и четко расставляя интонации и акценты.

Человек не умирает, пока жива его душа. На другой половине сценического пространства мы видим старика в молодости - с его бьющей через край, искрящейся энергетикой постоянного движения ( очень хорош Олег Гаас ). Именно такой, нестареющий и непокорный дух  до сих пор живет в одряхлевшем теле главного героя.

Внезапно нахлынувшая любовь к соседке Любови иВанне - отчаянная попытка вырваться из зашоренного плена одиночества ( замкнутого пространства пустынной квартирки с ее убогим, зомбирующим телевизором ). Это не только желание домашнего уюта и обретения некого подобия семьи, но и подсознательное стремление к вечной молодости и бессмертию, обретение смысла существования - т.к. именно Любовь является величайшим стимулом не только выживания, но и жизни вообще. Однако в итоге Любовь иВановна уходит.

А жизнь продолжается. Старик не рассуждает о бессмертии души, но живет так, как будто точно знает об этом, - спокойно, достойно и уверенно, не теряя бодрости духа и находясь в ясном сознании. Упрямо колет орехи и не сдается. Умирать не страшно. На другой части сцены Олег Гаас продолжает неумолимо и устало бежать, скоро финиш. Вот старик прилег на кровать и более уже не шевелился. На экране появилась обнадеживающая надпись - " Это еще не конец ". Но чуть погодя резанула по сердцу безжалостная строчка  - " А теперь - конец ".  Звучала со сцены печальная, прощальная мелодия " Я буду вечно молодым ", и было очень тихо в зале.
Потом блеснули с трудом сдерживаемые слезы Виктора Кулюхина на поклонах, гремели оглушительные овации, подступили наши слезы и всплыла горькая память об ушедших родных и близких, которые в свое время не дополучили от нас тепла и заботы.Так что это еще - и спектакль-покаяние.


Рецензии
Меня, между прочим, всегда интересовала тема рождения и смерти человека. Не заумные мистические экзерсайсы всякого рода оригиналов и мудрил, а объективная власть сознания над теми физическими изменениями, которые время совершает над человеческим телом и духом. Все это в какой мере объяснимо, если вникнуть в суть законов и категорий диалектики. Смерть - естественный и закономерный процесс бытия (Закон отрицания отрицания), своего рода подведение итогов того, как человек использовал, данный ему божественный дар - жизнь, в подтверждение той же самой жизни. А ведь каждый из нас жил по-разному. Один воровал, брал взятки, стучал на других, грабил а то и убивал конкурентов. И самое возмутительное - он, видите ли, не хочет умирать! Использует умения, таланты других людей, чтобы продлить свою поганую жизнь и продолжать гадить дальше. А другой, созидал, старался сделать жизнь других людей красивее, лучше, добрее. Вот такой человек никогда не будет цепляться за жизнь из эгоистических соображений, и скажет по-Горьковски: мне не обидно за мои не бесцельно прожитые годы...Ваш Старик, Владимир, именно такой человек. С Ваших, разумеется, слов, ибо я, к сожалению, на спектакле не был.

Константин Франишин 2   04.09.2017 18:37     Заявить о нарушении
Константин, Вы, как всегда, посмотрели на материал со своего ракурса, высказав целый ряд интересных суждений и умозаключений. Я думаю, что Ваша рецензия - это готовый, полноценный сюжет для самостоятельного рассказа.
Что касается спектакля, он был показан в позапрошлом сезоне в рамках экспериментальной режиссерской лаборатории МХТ. Постановка настолько потрясла меня, что сразу после просмотра я написал отзыв о ней и отправил на сайт МХТ.
Герой постановки, одинокий старик, вызвал необыкновенную симпатию и уважение. По своей сути это самый обыкновенный человек, который свою скромную жизнь прожил честно и достойно, не делал гадостей, не завидовал, любил жену и детей, трудился с полной отдачей.
И доживает жизнь он также достойно, спокойно и уверенно, не прогибаясь и не унывая. Он мне сразу чем-то напомнил моего деда - старого, закаленного солдата-фронтовика ( "Наше дело правое - мы победим !" ). В его немощном теле продолжает жить не стареющая, вечно молодая душа.
Действие, происходящее на маленькой сцене, обладает особым, доверительным, "домашним" звучанием. Веришь всему, что происходит. В этой удивительной постановке живет трепетная, живая ДУША ( которая должна присутствовать в каждом талантливом произведении ).
Удивительно, что такой тонкий и пронзительный спектакль о старости поставил совсем молодой человек. Его зовут Данил Чащин, он с периферии. А спектакль " Леха" включили в репертуар МХТ, где он идет с большим успехом.

Романов Владимир Владимирович   04.09.2017 20:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.