Письмо Имама Хомейни

Взошла луна над минаретом,
И взяв лучистый карандаш,
Таинственным небесным светом
Окрасила ночной пейзаж.

В нём паутиною алмазной
Блеснёт дороги полотно,
Мигнёт и погасает сразу
Снежинок светлое пятно.

То вдруг светящейся камеей
Сверкнут верхушки тополей,
То россыпью цветных каменьев
Искрятся ели вдоль аллей.

Всё кажется таким спокойным:
И нет ни горя, ни тревог,
А хрупкий мир наш от агоний
Хранит луны холодной рог.

Проснётся скоро муэдзин,
И час молитвы с минарета
Провозгласит: ночных картин
Сотрёт мираж с лучом рассвета.
/Лилия Кликич /

Услыхал я о письме волею судьбы не в этой стране уже много как времени утекло.
А работал я тогда врачом в глазной клинике университета Эпендорф в городе Гамбурге,
что находился в Федеративной Республике Германии.
Был у нас там один студентик из Ирана,
ну, назову его Перс для простоты изложения.
И, чего-то мы, не сказать бы, подружились, если возможно это слово между тридцатидевятилетним русаком и двадцатилетним иранцем.
Я-то жил как белый человек – снимал за пятьсот марок большущую комнату в центре у фрау Омонски. Это была совершенно замечательная женщина!
Она, будучи метр с кепкой и прихрамывая в тазобедренном суставе – рожать ей не светило, практиковала лечебной физкультурой и взрастила в одиночку троих разноцветных детей!
Перс жил в общаге, из экономии и, в общем,
случился я у него как-то в гостях.
Посередине чего-то навроде плова он вдруг и говорит:
- О, сейчас я тебе парня позову, он по-русски говорит, - встал и ушел.
Минут через пять, действительно, приводит здоровенного негра – назову-ка его Африканец. Как оказалось, он в Москве математике учился.
Заговорили было по-русски, но Перс возразил, что он ничего не понимает и, мы перешли на всем понятный язык страны пребывания.
И чего-то Перс кашлянул.
- Вот, - сказал Африканец, кашляешь.
- А ты что же, никогда не кашляешь? – удивился Перс.
- Никогда! – гордо прозвучало, - а всё потому, что пью.
- Что, что делаешь? – не понял Перс.
И негр рассказал, как они играли в футбол по уикендам зимой в Москве, периодически остаканиваясь, на стадионе стоял сизый пар, а игроки благоухали алкоголем.
Перс в непритворном ужасе всплескивал руками.
- Сколько же ты сейчас выпиваешь в день? – спросил он.
- Ну, около литра…
Тему, слава богу, быстро закрыли.
Да, отвлёкся я от магистрали, хотя как сказать – веселие на Руси питие есть, княжеское слово и, по тому же поводу, что и разговор далее.
Уходя, я заметил статуэтку на письменном столике.
- Аятолла? – спросил.
- Имам Хомейни, почтительно ответил перс, рухолла,- кстати, что ты думаешь о его письме?
- Каком письме? – не понял я.
- Письме имама вашему президенту Горбачеву, он там его предостерегает по поводу реформ и говорит, что ничего хорошего из них не выйдет.
Наверное, он прав, вяло подумал я, ибо сказать-то было нечего и вот, только много лет спустя я, наконец-то, нашел и прочитал это письмо/
Вот оно:

Во имя Аллаха Милостивого!

Ваше Превосходительство, господин Горбачев, Председатель Президиума Верховного Совета СССР, примите пожелания благополучия и счастья Вам и Вашему народу.

С Вашим приходом к власти ощущается новый подход к анализу мировых политических событий и, в особенности, к вопросам, касающимся Советского Союза. Ваша смелость и дерзание в подходе к реальным мировым событиям могут стать источником преобразований, которые изменят общую ситуацию в мире. Поэтому я счел необходимым привлечь Ваше внимание к некоторым проблемам.

Возможно, что круг Ваших размышлений и новых решений не выйдет за пределы попыток преодоления внутрипартийных трудностей, а также вопросов, касающихся исключительно Вашего народа. Однако даже в этом случае Ваша смелость в пересмотре учения, которое долгие годы держало за железной стеной революционных сынов мира, достойна всяческой похвалы и одобрения. Однако если Вы решите дальше пойти по этому пути, то первым делом, которое, несомненно, послужит успеху Вашего начинания, будет пересмотр политики Ваших предшественников, заключавшейся в отречении общества от Бога и от религии, что, безусловно, нанесло сильнейший удар народу советского государства. Знайте, что нет более объективного подхода к мировым событиям.

Конечно, неправильные методы и ошибочные действия прежних коммунистических руководителей в сфере экономики привели к тому, что Вам явился цветущий сад Запада и заворожил Вас, но знайте, что истина не там. Если Вы пожелаете на этом этапе распутать только клубок экономических проблем социализма и коммунизма, обратившись с этой целью к очагам капитализма на Западе, то не только не излечите свое общество от недугов, но придете к тому, что другие будут вынуждены исправлять Ваши ошибки, ибо если ныне марксизм зашел в тупик в своих экономических проблемах, то и западный мир погряз в тех же проблемах, только в другой форме и других сферах.

Господин Горбачев!

Вам следует обратиться к истине. Основная проблема Вашей страны лежит не в вопросах собственности, экономики и свободы. Ваши трудности заключаются в отсутствии истинной веры в Бога, и это ведет, и будет вести Запад в трясину пошлости, в тупик. Ваша основная трудность заключается в тщетной длительной борьбе против Бога, основного источника бытия и всего сущего.

Господин Горбачев!

Всем ясно, что отныне коммунизм следует искать в музеях политической истории, ибо марксизм не отвечает ни одной из истинных человеческих потребностей, потому что это материалистическое учение, а материализмом нельзя спасти человека от кризиса веры и духовности, который является главной болезнью человеческого общества на Западе и на Востоке.

Господин Горбачев!

Возможно, Вы еще не отвернулись от марксизма, доказывая его правоту, и впредь будете говорить о своей вере в него. Однако Вы и сами понимаете, что это недоказуемо. Первым нанес удар по коммунизму вождь Китая, второй, видимо, и последний удар нанесли Вы. Ныне уже не существует в мире того, что называется коммунизмом. Однако я настоятельно призываю Вас к тому, чтобы, разрушая здание марксистских иллюзий, Вы не оказались в плену Запада и Большого Дьявола («Большим Дъяволом» имам Хомейни называл США. — ред.) Надеюсь, что Вы удостоитесь великой чести того, кто сметет со страниц мировой истории и истории Вашей страны последние следы загнившего коммунистического мира, существовавшего 70 лет. Отныне союзные Вам государства, сердца руководителей которых верны своей родине и народу, уже никогда не пойдут на то, чтобы растрачивать более свои природные ресурсы на доказательство успехов коммунизма, хруст костей которого уже услышан потомками.

Господин Горбачев!

Когда с минаретов мечетей в некоторых Ваших республиках семьдесят лет спустя, раздалось «Аллах Акбар!» и свидетельство о пророческой миссии Последнего Посланника Аллаха (да благословит Аллах его и род его!), все исповедующие подлинный Ислам Мухаммада заплакали от восторга. Поэтому я счел необходимым вновь призвать Вас обратиться к размышлению относительно материалистического и божественного мировоззрений.

Материалисты избрали критерием познания ощущение. Они выносят ощущение за рамки науки, а бытие считают тождественным материи и отрицают нематериальное. Следовательно, они считают фикцией существование Всевышнего, Божественное Откровение, Пророчество и День Страшного Суда. Тогда как критерием познания в божественном мировоззрении являются ощущение и разум. Разумное подвластно познанию, даже если оно не дано в ощущении. Поэтому бытие распространяется на объективно существующее и невидимое, которое может существовать вне материи. Так же, как материальная сущность воплощается в отдельном объекте, эмпирическое познание опирается на разум. Священный Коран критикует основу материального мышления и тех, кто считает, что если Бог невидим, то он не существует на самом деле. Такие люди говорят: «Мы тебе не поверим, пока лик Господень не увидим». Коран отвечает: «Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры, Он проницателен и сведущ». Оставим Священный и Благословенный Коран и его объяснения по поводу Откровения, Пророчества и Страшного Суда, поскольку для Вас это лишь начало пути. Я вовсе не хотел вводить Вас в лабиринты философских проблем, особенно проблем исламской философии, и поэтому ограничусь лишь несколькими простыми примерами, исходящими из самой сущности и совести человеческой, которые могут быть полезны и для политиков.

Очевидно, что материя и материальный предмет — какими бы они ни были — не осознают сами себя. Каждая сторона каменной скульптуры или материального образа человека не ведает о другой стороне. Однако очевидно и то, что человек или животное осведомлены о своем окружении. Они знают, где находятся и что происходит в окружающем их мире. Следовательно, в человеке и животном заключено нечто более высокое, чем материя, и отличное от нее. Это нечто не исчезает с гибелью материи и продолжает свое существование: плоть, прекратив свое существование, одухотворяется и живет.

Человек по своей природе пытается во всем достичь абсолютного совершенства. Вы хорошо знаете, что человек стремится к абсолютной власти и его не удовлетворяет несовершенная сила. И если он станет властелином мира, то узнает о существовании другого мира и будет стремиться к тому, чтобы завладеть и этим миром. Какой бы ученой степени он ни достиг, все равно, узнав о существовании других наук, он захочет изучить эти науки. Следовательно, должны существовать абсолютная власть и абсолютное знание, которые притягивают человека. Это и есть Всемогущий Бог, к которому мы обращаемся, сами того не ведая.
Человек стремится к абсолютной истине, чтобы раствориться в ней, в Господе. И вообще, стремление к вечной жизни заложено в каждом человеке, и оно свидетельствует о существовании бессмертного мира.

Если Ваше Превосходительство пожелает исследовать эти проблемы, Вы можете дать указание специалистам обратиться не только к западным источникам, но и к трудам Фараби и Абу Али ибн Сины (да успокоит Бог их души!) в качестве последователей Аристотеля, чтобы уяснить, что закон причинно-следственной связи, составляющий основу познания, постижим разумом, а не ощущением, а также пониманием общего смысла и общих закономерностей, на которые опирается любое рассуждение. Они могут обратиться также к книгам Сохраварди (да благословит его Бог!), последователя мудрого учения Платона, чтобы прояснить, что «материя и любой другой материальный объект нуждаются в истинном Свете, не досягаемом для ощущения, а эмпирическое знание человека о самом себе не нуждается в материальных проявлениях». Вы можете попросить их обратиться к возвышенному учению Муллы Садра, дабы понять, что «истинное знание есть сущность, не зависимая от материи, и любое размышление нематериально и не подчиняется правилам материи».


Не буду больше утомлять Вас выдержками из философских трактатов и не стану говорить, в частности, о Мухеддине бен Араби, ибо, если Вы пожелаете изучить труды этого великого человека, направьте к нам в Кум несколько компетентных и сведущих в этой области лиц, чтобы они смогли за несколько лет познать всю тонкость и глубину этих наук, ибо истинное познание без такой поездки не представляется возможным.

Уважаемый господин Горбачев!

Изложив эти проблемы в качестве введения, прошу Вас обратить особое внимание и со всей серьезностью подойти к исследованию Ислама, и не только потому, что Ислам и мусульмане нуждаются в Вас, а ради высоких ценностей, которыми обладает исламский мир и которые могут принести успокоение и спасение всем народам и распутать клубок основных проблем, волнующих человечество. Серьезный подход к Исламу, возможно, навсегда избавит Вас от таких проблем, как Афганистан и т.п. Мы не отделяем себя от мусульман всего мира и всегда заботимся об их судьбе.

Предоставив определенную свободу в совершении религиозных обрядов в некоторых республиках Советского Союза, Вы продемонстрировали, что уже не считаете, что религия — опиум для народа. Разве религия, превратившая Иран в неприступную скалу перед лицом сверхдержав, опиум для народа? Разве можно назвать опиумом для народа религию, устремленную к установлению справедливости в мире и желающую освободить человека от оков материальных и душевных забот. Да, безусловно, та религия, которая станет средством предоставления материальных и духовных богатств исламских и неисламских стран сверхдержавам, и будет кричать об отделении религии от политики, и есть опиум для народа. Но это уже не настоящая вера, а то, что наш народ называет «проамериканской религией».

В заключение хочу твердо заявить, что Исламская Республика Иран как самый могущественный оплот исламского мира может с легкостью заполнить вакуум, образовавшийся в идеологической системе Вашего общества. Как бы то ни было, наша страна по-прежнему придерживается принципов добрососедства и развития двусторонних отношений и уважает эти принципы.

Желаю благословения тем, кто следует праведным путем.
Рухолла Аль-Мусови Аль-Хомейни

И что я думаю об этом письме?
Да что и думать до сих пор не знаю!

Как-то летом приехал я с дачи,
Тормознул у родного крыльца.
И, смотрю – стоит чуть не плача
Мой сосед напротив торца.

Чем, браток, ты сейчас озабочен?
Православная пала вот честь.
Протестуем совместно – унижены очень,
Будут строить у нас мечеть.

Как зашёлся я дьявольским хохотом:
Не смешил бы ты, друг, людей –
Чем ходить как обиженный лох потом,
Шёл скорее бы делать детей!

Всё, братан, не стоит и мучиться,
Поколения два и – кердык.
Десять-нА-десять, что получится –
Так, как в Косово. Не привык?

Эти бабы у нас, вот же сволочи,
Ну, совсем не хотят рожать, -
Россиянка твердила знакомая общая,
Четверых, между прочим, мать.

По Репищева дом наш на горочке,
Рядом храму стоять бы здесь…
Вроде все разложилось по полочкам –
Будет храм. Тут построят мечеть. *

*На праздник рамадан в минувшее
воскресенье в татарскую мечеть
на Петроградской стороне пришло
более 15-ти тысяч мусульман.
Все они поместиться в мечети не смогли,
поэтому ковры для молящихся
расстилали прямо на улице.
Принято окончательное решение
о форсированном строительстве
новой мечети в Приморском районе
г. Санкт-Петербурга на пересечении
улиц Парашютной и Репищева.
С.Петербург, 2003

 


Рецензии