На даче в феврале

               
     Наступил февраль, а вместе с ним пришли и морозы. Мы с женой знали, что не холод, а голод приводит к гибели многих пернатых, и поэтому каждую пятницу торопились на дачу, чтобы подкормить своих питомцев. Вот и на этот раз мы уложили в сумку килограмм семечек и обрезки сала, купленные на рынке, и поехали на дачу. Уже стемнело, когда мы добрались до дома, и класть семечки в кормушки и развешивать сало было поздно. Зато на другое утро я сразу же вышел на улицу. Термометр показывал минус 25 градусов. Дул довольно сильный ветер. Птиц еще не было видно. Как мы и предпологали, кормушки были пустыми, а от ранее оставленного сала остались лишь тонкие листки почти прозрачной кожи.
     Вокруг нашего дома развешено шесть кормушек, но три из них особенно привлекательны. Одна из них выполнена в форме куска сыра с двумя большими отверстиями по бокам и с наклеенной мышкой, а две другие сделаны в виде маленьких домиков-беседок со множественными раскрашенными оконцами.
     Насыпав семечек во все кормушки и прикрепив кусочки сала на веточках деревьев, я вернулся в дом. К этому времени жена уже встала и приготовила завтрак. Как только полностью рассвело, мы увидели через большие окна кухни, как к одной из кормушек подлетела синичка-разведчик. Она схватила семечку, стремглав взлетела на верхнюю ветку яблони и с удовольствием с ней расправилась. Наверное, она подала какой-то сигнал, потому что тут же появилась целая стайка разнообразных синичек – гаечек, московок и лазоревок. Они принялись таскать семечки, а когда их стало мало, то переключились на сало, порой цепляясь по две с разных сторон. Причем никаких столкновений между ними мы не увидели.
     После завтрака я пошел в гараж за лыжами, и тут увидел несколько снегирей – там были красногрудые самцы и серогрудые самочки. Они сидели внутри просторной кормушки в виде домика, которую недавно смастерила жена, и уплетали семечки. Висевшее рядом сало, их не привлекало. Иногда птицы роняли семечки в снег. Тогда они мгновенно падали камнем вниз и лакомились на снегу.
    На другой день, в воскресенье,  картина во многом повторилась. Только на этот раз наши питомцы дожидались меня уже с раннего утра. Видимо, по их телеграфу прошло сообщение,  что хозяева дачи приехали, и им будет чем поживиться в лютые морозы. Количество птиц увеличилось в разы, и нам пришлось каждые час-два подсыпать семечки в кормушки. Неожиданно для нас прилетел ярко раскрашенный дятел, а вскоре появился еще один. Семечки их мало интересовали. Они уселись на кусочки сала и принялись долбить его своими сильными клювами. В положении верх ногами они могли находиться десятки минут, и отлетали на время в сторону лишь испугавшись чего-то.
    Однако нужно было возвращаться в Москву. Мы высыпали оставшиеся семечки в кормушки и попрощались с нашими питомцами.
     Следующий приезд через неделю подарил нам много незабываемых картинок живой природы. Кошки, привлеченные множеством птиц, стали все чаще захаживать на наш участок. Причем какая-то из них, вероятно, считала дом и участок уже своими. Она раз за разом подходила к входной двери и “метила” ее, что, конечно же, не доставляло жене радости. Вместе с другими кошками она гуляла по прочищенным мною дорожкам в саду, оставляя то там, то здесь фекалии. Но все это были лишь маленькие неприятности на фоне больших впечатлений от общения с природой.
     На этот раз количество снегирей значительно возросло. Они проворно ныряли в кормушки за семечками, нередко задерживаясь там подолгу. Одни самец удобно устроился в домике и стал выгонять всех других птиц – воробьев, синиц и своих сородичей - пользуясь клювом. Он набрасывался на птиц, выталкивая их наружу. Однако синички были проворнее его. Они подлетали сзади и выхватывали семечки. Такое противостояние продолжалось несколько минут. Затем, видимо, поняв всю бесперспективность борьбы, снегирь отлетел в сторону и стал наравне со всеми в очередь за семечками.
     За обедом мы постоянно отвлекались на птиц и следили за из поведением. Вдруг всех пернатых как ветром сдуло. Я осторожно выглянул наружу. На яблоне сидели две большие сойки. Скопление птиц привлекло их к нашему дому, и они не прогадали. Рассмотрев среди веток кусочки сала, они принялись за них, и вскоре можно было видеть только кусок проволоки, на котором висело лакомство. Семечки их не заинтересовали, и они перелетели в соседний сад.
     А вскоре я был свидетелем такой сценки. Снегирь уронил семечку в снег и тут же слетел вниз. В тот же самый миг другой снегирь опустился рядом. Они вдвоем вцепились в семечку и, интенсивно размахивая крыльями,  поднялись вверх на высоту метра и лишь потом разлетелись в разные стороны. Кто из них в итоге оказался в выигрыше, сказать трудно.
     Из дома было видно, что еда в кормушках закончилась, и я решил подсыпать еще семечек. Чтобы не тревожить птиц, я решил выйти в сад черед основную дверь, расположенную рядом с гаражом. Как только дверь открылась, я услышал резкий крик птицы и увидел, как огромный черный ворон взлетает в десяти метрах слева от меня. Похоже, сороки или сойки оторвали проволоку вместе с куском сала от ветки, но не могли поделить добычу. Пролетавший рядом ворон, не мог упустить такой случай, но я его спугнул. Шумно поднимавшаяся с земли крупная птица произвела на меня неизгладимое впечатление. Второй раз в жизни я видел ворона так близко.
     По ночам морозы еще были сильными, но днем светило яркое солнце и становилось теплее на улице и на душе. Вот-вот морозы должны были ослабеть, и нашим питомцам стало бы легче. В надежде на это мы очередной раз поехали на дачу. Дни стали заметно длиннее, и уже в пятницу мы могли кормить большую ораву разнообразных птиц. Иногда были видны стаи свиристелей, пытавшихся найти теперь уже редкие засохшие и замерзшие ягоды рябины, калины и ирги. Посидев немного на ветках и видя, что ягод нет, они улетели на разведку в другие сады.
     Первая капель на фоне яркого солнца наводила на приятные мысли о теплой весне. А тут еще жена заметила в кормушке несколько зеленушек, этих не очень ярких, но красиво поющих птиц, которые, наверное, чувствуя приближение весны, потянулись в наши края. Стоя на веранде, я впервые услышал, как синички издавали нежные трели тинь-тинь, а снегири перекликались своими скрипящими звуками, которые сравнивают со скрипом немазаной телеги. Все говорило о том, что весна потихоньку прокладывает себе дорогу.               

    


Рецензии
Интересные у вас наблюдения. И много же у вас птичек.
Радовалась, читая. Спасибо. Понравилось. Татьяна

Татьяна Борисовна Смирнова   16.05.2023 23:59     Заявить о нарушении
Птичек, Татьяна, было много, причём некоторых из них я держал дома. Сейчас, увы,их становится с каждым годом всё меньше. Вот и этой зимой прилетали лишь синички, воробьи и снегири, а весной скворцы заняли только три домика. Будем верить в будущее. Спасибо Вам за внимание. Ваш А. Киселёв.

Александр Киселев 6   17.05.2023 15:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.