5. 8. Маршруты ленд-лиза

Как попадали ленд-лизовские грузы в СССР?
Известны пять маршрутов: мурманский, черноморский (в 1945 году), трансиранский, дальневосточный
и через Арктику. {13.23}

Среди них наиболее известен первый.
Арктическим конвоям в Мурманск, в частности конвою PQ-17, посвящено немало художественных произведений,  книг и кинофильмов, вследствие чего создалось распространенное заблуждение, что это главный,
чуть ли не единственный путь поставок по ленд-лизу в СССР.
Северный маршрут был одним из самых коротких (3 тыс. км), но и самым опасным из-за активности немцев.
Он пролегал от портов Англии и восточного побережья Америки в Архангельск, а затем - в незамерзающий порт Мурманск.
На долю арктических конвоев пришлось 22,6 процента ленд-лизовских грузов.

Самым безопасным и наиболее эффективным был Тихоокеанский маршрут.
Он пролегал по морю в дальневосточные порты СССР: Владивосток, Петропавловск-Камчатский,
Николаевск-на-Амуре.
По этой трассе была отправлена почти половина всех грузов.
В разных источниках указываются то 46{13.23}, то 47,1, то даже 49,7 процента от общего объема поставок. 

Трансиранский коридор (или, как еще его называли, «иранский коридор», «персидский коридор»,
«Персидский залив») занимал второе место.
Через него к нам поступило 23,8 процента ленд-лизовских грузов.

На смену ему в конце войны, после перехода Румынии и Болгарии на сторону союзников, был проложен Черноморский маршрут.
Он пропустил через себя 3,9 процента.

И, наконец, через Северный Ледовитый океан в арктические порты поступило, по данным из разных источников, от 2,6 до 3 процентов всего объема союзнической помощи.


Рецензии