С душой, распахнутою настежь

   Словно неведомый цветок, возник сборник стихов Людмилы Елисеевой " Благословен тот миг..." Это дебютная книга, выпестованная автором и двумя наставниками -кураторами:
Константином Шишканом и Олегом Максимовым со скрупулезной тщательностью и бережной любовью к тому, о чем она повествует.
   Успех книги обнаружился сразу же на ее презентации. И вот награда! Выступающие взахлеб, почти перебивая друг друга, цитировали ее, читали стихи, выражали чувства искренней симпатии к таланту автора.
   В большинстве своем стихи Людмилы не претендуют на изящество формы, на ее безукоризненную отточенность. В них нет нарочитой изысканности стиля. Подчас стих врывается неожиданно, словно солнечный луч из-за грозовой тучи и начинает плясать там, где ему хочется, с какой-то залихвацкой непринужденностью, порой переходящей в этакую казацкую забубенность.

                Снег искрился в пляске ветра,
                Веселился, словно зверь,
                И снежинок колким фетром
                Хулигански рвался в дверь.

                В бок толкала ночь-гуляка,
                Уводила сводня сон.
                О прошедшем дряхло плакал
                В эту ночь скрипящий клен.

   В этом сборнике не стоит искать громкие декларации, нарочитую пафосность, изощренное умствование - все в нем предельно просто и достоверно. Не случайно на презентации стихи поэтессы по их сочности и колоритности, по их целомудренной доверительности сравнивали с поэзией Николая Рубцова. Вот лишь небольшой отрывок из стихотворения "Ожидание":

                Снова тянет медово-пряным
                Ароматом твой виноград.
                Сново гуси гогочут рано,
                Над домами низко летят.

                Снова теплым духмяным утром
                Ожидаешь весенних гроз,
                И купается в перламутре
                Тонкость кружев седых берез.

   Известный поэт и критик Евгений Винокуров писал о поэзии Марины Цветаевой: 
" Откуда бы она ни начинала, с головы ли, с хвоста, она выведет, замкнет и остановит так, что встанешь онемев."
Очевидно, следуя за великой Мариной Цветаевой, Людмила берет стих словно бы из ниоткуда, по-цветаевски дерзко; начинает прямо с середины, цепляет оборвавшуюся мысль и развивает в поэзию:

                На голубых стожарах елей
                Играют облака.
                И даже дети присмирели,
                И замерла река.
                Так растворен и светел воздух,
                Так линии нежны,
                Что чувствуешь: ничто не поздно,
                Когда мы влюблены.

                или

                Я вовлеклась легко, как в счастье,
                В труднейших дней своих гряду.
                С душой, распахнутою настежь,
                Одолевая боль иду.

И неудивительно, что одним из самых пронзительных стихотворений сборника является посвящение Марине Цветаевой:

                Лебедь крылья сложила
                И, зажмурив глаза,
                С неизведанной силой
                Сквозь надрыв, сквозь нельзя,
                Мощной глыбой с вершины,
                Через гордость и мрак! -
                Погасила Марина
                Лучезарный маяк.

   Когда-то Есенин советовал юным стихотворцам, чтобы они искали родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Чувство родины является у Людмилы эпицентром, взрывной силой всей ее поэзии:

                Кони

                Ой вы братья, ветры-кони,
                Колокольная дуга,
                Уходите от погони
                В заливные берега.

                Вон за вами тучевица
                Да в упряжке облака.
                Вы летите, пусть дивится
                Даль, что кажется близка.

                Дайте кони, подержаться
                За вихрастые грива
                Да с соперником размяться
                За свободные права.

                Чтобы пес, да полайчее,
                Чтобы солнце понежней,
                Чтобы милый был милее,
                Чтобы жизнь повеселей.

                Мчитесь кони, рвитесь яро,
                Уходите от погонь,
                Да оставьте нам в подарок
                Вихрь желаний, дум огонь.

                Ой вы братья, ветры-кони,
                Колокольная дуга,
                Пусть дыханьем на ладони
                Усмиряется пурга.

                Вы летите, кони, птицей,
                Утверждайте жизни миг.
                Надо рваться, надо биться,
                Надо выдти напрямик.

                Пронесите меня, кони,
                Над заветною рекой.
                Унесите от погони
                В мир, где воля высоко.

   Нет, не изяществом формы и рифмы берет за душу ее книга, она насквозь пропитана изяществом поэтического сердца, глубокими сочными оттенками плоти и крови земли. Не случайно, читая ее стихи, я поймала себя на мысли, что память неоднократно возвращала меня в детство, в тот маленький и уютный островок, достоверней которого нет ничего на свете.
   Несмотря на все колебания эпохи, ее взлеты и падения, идеал поэзии Людмилы Елисеевой - пробиться к сердцу Бога, земли, природы, человека - с "душой, распахнутою настежь":

                Нищенкой отправившись в дорогу,
                Голову пониже наклоня,
                Я прошу:"Простите, ради Бога!
                Господи! За всех - прости меня."

   Возникает вопрос: неужели все настолько безукоризненно и непогрешимо в ее книге? Конечно же нет. Как и в каждом дебютном сборнике стихов, есть свои плюсы и минусы. И все же главная заслуга автора заключается в том, что она пишет искренне  до каких то самовоспламеняющихся глубин души, с особенной, свойственной только ей интонацией.
   "Напоенный хмельком воздух", "земля - молодцеватая девчонка", "судьба-колючина", "подслеповато сощурившееся окно", украшающий ягоду, "зрелый снег", - все это поэтические образы Людмилы Елисеевой, почти зримые, почти осязаемые, всепоглащающе нежные, обнаженные в своей беззащитности и искренней жизненности.
   Хочется пожелать Людмиле новых прекрасных книг и вдохновенной отрады, которой у нее с избытком...

       член АРПРМ Наталия Мария

 Кишинев. Газета "Столица" № 89. 10 ноября 2004 год
   
               
   
   


Рецензии