Халаимов Михаил Захарович 1911

http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=65630764

Михаил Захарович Халаимов родился в 1911 году в Никитовском районе Воронежской области.  [1]

Наверно, он был одним из вербовавшихся рабочих, большое число которых в 30-е годы приезжало на работу в Двигательстрой из Воронежской области.
Отсюда он ушел на фронт.

В Двигательстрое в 1945 году жила его жена, Халаимова Анна Леонтьевна по адресу: 4-й квартал, барак 74.

В списке, приведенном на сайте ОБД Мемориал, Михаил Халаимов указал местом службы воинскую часть 196. Скорее всего, это не часть, а 196-я полевая хлебопекарня 345 стрелковой дивизии, где служил Михаил. А если это так, то вместе с ним в 1942 году в полковой хлебопекарне работали еще два двигательстроевца: Каминский (Каменский) Пимен Федорович (http://www.proza.ru/2015/02/04/1570) и Прошин Марк Степанович (http://www.proza.ru/2016/12/23/2203).

345-я стрелковая дивизия была сформирована в сентябре-октябре 1941 в Северо-Осетинской и Дагестанской АССР (Северо-Кавказский ВО).
В действующую армию дивизия поступила 1-го декабря 1941 года и использовалась для обороны черноморского побережья.

В конце декабря 1941 года она была переброшена из Туапсе в Севастополь в составе 9955 человек и с этого момента участвовала в обороне города, действуя в составе Приморской армии Кавказского фронта.

Еще 1-го июля на крайней западной точке Севастополя шли бои. Остатки советских войск ушли на мыс Херсонес, где сопротивлялись, пока хватало снарядов. Была надежда, что их эвакуируют (как это было сделано в Одессе в октябре 1941).

Но эвакуации не получилось.
4 июля 1942 года немцы полностью захватили Севастополь. В плен было взято более 80 тысяч бойцов и командиров Красной Армии и Красного Флота (за время третьего наступления немцев на Севастополь).
Всего за время обороны Севастополя (с ноября 1941 по июль 1942) советские потери убитыми и пленными составили 156.880 человек (согласно генерал-полковнику Кривошееву)[2].

Тогда же 4-го июля в плену оказался и Халаимов Михаил.

Он был освобожден из плена 14-го апреля 1945 года согласно списку №0792 от 7 сентября 1945 года на бывших военнопленных – военнослужащих РККА для снятия с учета пропавших без вести.
Вернулся работать на завод в Двигательстрой.

На сайте ОБД Мемориал можно прочесть написанное им в 1948 году письмо дяде, в котором он пишет о встречах в 1942 году со своим двоюродным братом, рядовым 345-й стрелковой дивизии Переверзевым Алексеем Кирилловичем. 

Это письмо представляет интерес, поэтому хочется привести его частично здесь, как и в заметке об Алексее Переверзеве (http://www.proza.ru/2014/02/14/726).

Михаил пишет:

«…Мы с ним в первый раз встретились перед отправкой на фронт в городе Дербенте, а потом они выехали раньше дней на пять…
[Потом] случайно встретились на фронте месяцев через пять…
Я в то время был старшиной, получал продукты на полк, и его старшина получал продукты.

А у нас был один боец с фамилией Переверзев, [старшина его] спросил:
– Вы случайно не брат Переверзеву Алексею?
 
Боец ответил:
–Нет.

Я тогда говорю:
–Товарищ старшина, а где Вы видели Переверзева Алексея?

Он мне ответил:
–Да он у нас работает поваром.

Я обрадовался и говорю:
– Товарищ старшина, будьте добры, передайте ему от меня привет!

Он говорит:
–Ладно. Завтра мы с ним приедем вдвоем. А Вы кто ему будете?

Я говорю:
– Брат двоюродный, Михаил Захарович.

–Ну, хорошо, я ему передам – и записал себе в блокнот.

…На следующий день смотрю, бежит Алексей и спрашивает, где Халаимов. Ему сказали. Он как увидел меня, подбежал ко мне, схватились и заплакали.
Я тогда с радости… отпросился у начальника, взял литр водки и пошли…

Вы представьте, где мы с ним выпивали! Сели возле речки, а нас осколки осыпают дождем. Мы внимания не обращаем и продолжаем свое дело…

Когда закончили, встали, покидая этот остров, пожали друг другу руки. Он пошел в одну сторону, а я в другую…, и на этом наша встреча закончилась.

Через некоторое время я получаю от него письмо. Он мне пишет: «Ну, братуха, ожидай нас. Скоро приедем к вам».

Так и получилось. Через некоторое время они и приехали к нам. Мы с ним были все время вместе, а потом пришел приказ эвакуироваться в другое место. Тут опять нам пришлось распрощаться с ним.

Ну, я последний выезжал, потому что на моих плечах лежало все: продукты и обмундирование, машины от маленькой до большой, все военное хозяйство нашего полка. Они поехали вперед.

Я их догнал и предложил:
– Садись со мной на машину.

Он говорит:
– Как же я брошу кухню и продукты?

…И мы опять распрощались.

А в это время нас начали бомбить. [Когда] я отъехал от них на один километр, то увидел, что их обоз погиб. Но Алексея не видел. Куда он делся, не знаю. И по сегодняшний день я его не видел, но определяю, что он тогда погиб или, может, в плену.

…Вы спрашиваете у меня, где мы воевали и какая часть. Мы с ним воевали на Южном фронте в Крыму, город Севастополь, Приморская армия, 345-я стрелковая дивизия. Номер части и полевой почты не помню не только его, но и моей.

Дяденька, да разве я могу Вам все описать?! Я бы Вам рассказывал целый месяц, ежели б мы с Вами встретились. Вы знаете, что я пошел на фронт в 1941 году 3-го сентября и вернулся в 1946 году 10-го сентября.

Работаю я сейчас токарем 6-го разряда, живу в среднем.
На этом заканчиваю, с тем до свидания и до свидания…»


Фото. Страница письма Халаимова Михаила
http://obd-memorial.ru/html/info.htm?id=69833419&page=8

[1]  Возможно, он родом с хутора Терешков, как его двоюродный брат Алексей Переверзев (http://www.proza.ru/2014/02/14/726)

[2]  http://www.volk59.narod.ru/Sevastopol.htm


Рецензии