Памяти А. А. Горелова. Где Наши?

Где Наши?

Наше собственное значение не имеет никакого значения. Мы представляем интерес для культурно-исторического процесса лишь тогда, когда воплощаем своей деятельностью  мировосприятие, волю, ум того этноса, представителями которого являемся.  Наша мысль должна быть русской мыслью, чтобы сохраниться в русском духовном поле. Формой мысли является слово, и форма слова несёт смысл.

Наши общественные смыслы предлагаются нам политиками, но фундаментальные смыслы этноса сохраняются языком и читаются в образах традиционной народной культуры. Это и есть наш подлинный золотой запас.

Отчалившей Русью назвал поэт смену народного крестьянского уклада на городской, промышленный. Уходящий под воду сокровенный Китеж-град русской культуры пытались спасти горестным набатом писатели-деревенщики: В.Г. Распутин, В.И. Белов, Ф.А. Абрамов, В.М. Шукшин. За ними стояли миллионы русских людей. Крестьянская народная культура согревала русскую землю и формировала русскую душу много веков. В большой степени это была устная песенная поэтическая культура, насыщенная как мёдом, православием. Сообщая народной жизни необычайную красоту и жизнестойкость. То, что народ смог преодолеть испытания XX века существенным образом определялось тем, что люди были укорены в традиционных ценностях. Осознавали себя частью русского духового поля. Это понимание себя исключительно точно выразил в поэмах  А.Т. Твардовский.

Для горожан народная крестьянская культура, как правило, неизвестна. Городской житель, загипнотизированный абсолютностью школьных прописей, навсегда остаётся борцом за «правильность» языка. Он подобно самодовольной мышке ходит в правильно протоптанных норках, боясь выглянуть наружу. Диалектное расширение языкового пространства  приводит его в смятение.

Чтобы наслаждаться прелестью многообразия смысловых и фонетических особенностей речи  народа-языкотворца, необходим лингвистический слух. Ценителями и собирателями сокровищ языковой народной культуры становятся наиболее образованные и литературно одарённые люди. В.И. Даль, А.Н. Афанасьев, П.В. Киреевский, П.Н. Рыбников, А.Ф. Гильфердинг, А.В. Марков, А.Д. Григорьев, Н.Е. Ончуков – их имена сияют на небосводе русской культуры. Благодаря их подвигу продолжают звучать голоса тысяч и тысяч русских людей. Сохранены сокровища народной поэзии, народной философии, нравственной аксиоматики народной жизни.  Благодаря их трудам мы можем понять то, что мы есть на самом деле. (Вернее, к сожалению, то, что мы были.). В подлинном смысле, не переиначенном звучании, не трансформированном даже мыслью гения, но в первородном. И смею вас уверить, дорогой читатель, что народные смыслы прочнее и совершеннее, смыслов вторичных, имитированных личностью писателя.

Эпохальным событием наших дней является академическое издание «Свода русского фольклора». Былин в 25 томах! Свод стал итогом двухвековой работы десятков филологов, музыкантов, этнографов. Он содержит все известные в настоящее время тексты, ранее опубликованные и хранящиеся в архивах. Былины систематизированы по территориальному признаку и сопровождаются обширными научными комментариями. Первые два тома, былины Печоры, появились в 2001 году.  Большая часть собрания  вышла в свет.

Громадный труд объединил усилия многих учёных высочайшего класса, занимающихся сохранением и изучением народной культуры. Впрочем, эта работа перерастает любое авторское честолюбие. Рядом с зачастую неграмотными певцами былин чувствуешь себя смущённым. И наше книжное высокое образование является лишь дополнительным укором. Глыба народной поэзии, мощь и чистота народных смыслов жизни поражает. Историческое и художественное содержание народной поэзии является ключом к пониманию философии русского этноса. Ценность первородных материалов со временем лишь возрастает.

Ведущая роль в обосновании необходимости издания, в  практической организации, в научном сопровождении принадлежит главному редактору – Александру Александровичу Горелову (1931 –14 октября 2016). Всю свою жизнь он положил на служение русской традиционно ориентированной литературе. Он сотрудничал в ведущих литературных журналах страны, преподавал в университете. В 1989 защитил докторскую диссертацию о творчестве Н.С. Лескова. Долгое время возглавлял отдел народно-поэтического творчества ИРЛИ.

8 декабря в Союзе писателей России собрались почтить память выдающегося учёного. Встреча была тёплой. Пришли в основном свои – коллеги по работе в Пушкинском Доме, родственники. Вспоминали биографию, посты и должности, которые довелось занимать, его круг общения. Сын, Алексей Александрович, представил двухтомник поэм отца. Стихи удивительны тем, что написаны в традиционной народной поэтической форме на исторические сюжеты. Столь глубоко и нераздельно было погружено сознания автора в родную речь. Выступали коллеги, говорили нежные домашние слова. Да и странно было бы слушать слова о Величии, о Подвиге, о России в кругу своих, близких друзей, единомышленников-сотрудников. Грустно было видеть, что «своих» среди писателей России оказалось на вечере уж очень не много, не более пяти человек.

Вспомнилась и другая встреча в Доме писателей в декабре 2013 года. На вручении  учёному литературной премии «Молодой Петербург» в номинации «Легенда». Награды за вклад в сохранение русской культуры, за Свод Былин. Тогда на предновогоднем собрании было много оживлённой молодёжи. Все ждали праздника. Помню, как Александр Александрович – высокий, элегантный, крупный, благодарил за оказанную честь. Его прекрасную светлую академическую речь о литературе, о народной культуре, о России. Слово будто парило над суетящейся шумливой аудиторией. Его духовный и человеческий порядок не хотел замечать внешнего беспорядка. И он с достоинством продолжал. За его спиной недоуменно переглядывались ведущие. Нужно было быстрее, нужно было короче. Масштаб личности не вписывался в формат шоу. Вечность не помещалась в современность. На пиру молодой литературы то награждение прозвенело трагической нотой.

Но хочется верить, что для русского писателя Слово народа-языкотворца не может стать ненужным, иностранным.

Русская душа запечатлена в народной поэзии. В наиболее древнем корневом эпосе. Былины на Руси были. Есть. И будут. – Ибо у нас есть Свод. Вот они богатырским красным войском с золотым тиснением взирают на нас. И неизгладимо из истории русского самосознания, русской истории и литературы будет дело и имя полководца этого русского поэтического воинства – Александра Александровича Горелова.
 
Этими богатырскими стихами духовно застолблены и скреплены огромные просторы русской земли. Народная поэзия сохраняет, документально свидетельствует о культуре русского этноса. Она – экологически чистый родник живой воды.
 
И если есть Русский Свод – сохранён наш Русский дом. Значит, есть куда прийти. И мы верим, что когда-нибудь Наши непременно придут.


Рецензии