Филип Дик. Друг моего врага

Самое актуальное произведение Филипа Дика для современной России, которое должно стать настольной книгой нашей оппозиции.

В мировой литературе существует достаточно много антиутопий. Ряд писателей сильно беспокоит наше будущее, которое может быть совсем не таким, как нам представляется. И точно! Наше настоящее, которое еще несколько лет назад было будущим, внезапно оказалось нашим далеким прошлым. Некоторые из россиян по своей наивности полагали, что страна все-таки переползет из 20-го столетия в 21-й век, но ошиблись. Благодаря Альцгеймеру в нескольких головах мы не просто остались в прошлом столетии, но и двинулись бодрой поступью в совсем уж маразматическое прошлое: навстречу Сталину, Ивану Грозному и святому Владимиру!

И что же со всем этим делать? Где взять лекарство от коллективного Альцгеймера и других подобных болезней?.. Авторы антиутопий уходят от ответов на эти вопросы – они нас предупреждают о тоталитарном будущем, а вот рецептов излечения не дают. Но не таков Дик – он не только нарисовал земное будущее, весьма напоминающее российское настоящее, которое на самом деле прошлое, но и дал простой, и самое главное - эффективный рецепт избавления от этой напасти.

В романе "Друг моего врага" (оригинальное название – "Наши друзья с Фроликс 8", 1970) он изобразил земное общество 22 столетия, в котором правящую элиту составляют "Новые люди" (у нас правят "новые дворяне", если кто забыл), которые угнетают "Старых людей". Власть преследует граждан за "лайки и перепосты", отправляя их  в концлагеря на Луне (этих преступников Новые люди называют "Низшими людьми").

Казалось бы, все у Новых людей под контролем и судьба Муамара Кадаффи им не грозит. Но внезапно все летит в тартарары: из далекого космоса приходит сообщение от лидера оппозиции Торса Провони, который покинул землю 10 лет назад, но теперь возвращается с новым другом – горой неубиваемой инопланетной слизи….

Если бы наши оппозиционеры читали Филипа Дика, а не увлекались ведением собственных блогов, то они бы давно поняли, что рецепт избавления от диктатуры, предложенный великим фантастом – абсолютно универсален, стопроцентно эффективен и наиболее реалистичен. Все остальные способы (объединение демократов и победа на выборах, обращение за помощью к страдающему импотенцией Госдепу, народная революция) – совершенно фантастичны.

Жизнь в наших палестинах устроена весьма просто. На планете Земля царит закон джунглей: побеждает сильнейший!  Слабые могут одолеть сильных только в том случае, если объединятся с еще более могущественными. А на Земле таких нет. Ведь нашему Старшему брату повинуются даже стерхи! Поэтому кроме внеземной слизи его ничто не остановит! Даже не надейтесь!

…Я прочел книгу в своеобразном переводе Михаила Кондратьева, который специализировался на переводах американских фантастов. Даже без знания английского оригинала недостатки русского текста явно бросаются в глаза. Дело в том, что Кондратьев для обозначения полицейских будущего использует такие хорошо знакомые нам слова как "мент" и "педрила" (краткое наименование сотрудника ПДР)! Возможно, что по смыслу эти термины вполне подходят, но воспринимаются данные переводческие перлы не очень здорово. В фантастическом тексте они просто режут глаз и оскорбляют слух.

Немного о романе. Не в первый раз применительно к Дику вынужден констатировать, что ему не удалось преобразовать свои незаурядные идеи в соответствующую им прозу. Изначальный замысел предполагал более масштабную историю, как по месту действия, так и по количеству действующих лиц, но Дик не смог нарастить вокруг своих костей-идей надлежащий слой литературного мяса. Собственно, это неумение и было главным недостатком Дика на протяжении всей его карьеры: блокбастеры ему никогда не удавались. 

В конце рецензии хотелось бы предупредить две категории потенциальных читателей, которым я не рекомендую брать эту книгу в руки. Во-первых, роман не стоит читать патриотам. Их может оскорбить до глубины души, что в будущем Филипа Дика нет "великой и прекрасной России", а на всей Земле одни сплошные США.

Во-вторых, книга совершенно точно не понравится "православной общественности", чьи нежные чувства могут быть оскорблены вот этим пассажем из романа: "Бог умер, - перебил Ник. – Его останки были найдены в 2019 году. Они дрейфовали в космосе неподалеку от Альфы Центавра".


Рецензии