Встречи с музыкой. Сергей Прокофьев

1. Солнце

В музыке Сергея Прокофьева Солнце-демиург творит мир во всем его многообразии.

Над музыкой Прокофьева простирается солнечный океан.

Прокофьев играет на солнечной арфе.

Любимый жанр Прокофьева – солнечное скерцо.

Скерцозная музыка Прокофьева смешлива и озорна, как солнечные зайчики на утренней веранде.

В музыке Прокофьева радость брызжет солнечными лучами.

Музыка Прокофьева – это игра солнечного света и солнечные протуберанцы.

У Прокофьева нет музыки без солнца: даже бури и смерчи изнутри солнечны!

Музыка Прокофьева животворна как солнечный свет!

Прокофьевское солнце, разливаясь по миру, созидает юную счастливую жизнь.

Прокофьев – солнцепоклонник в музыке.

2. Энергия

Музыка Сергея Прокофьева заряжена солнечной энергией.
 
Музыкальное скифство Прокофьева – это могучий поток солнечной энергии и дикой силы.

Упругий ритм музыки Прокофьева иной раз приобретает такой напор, что кажется, будто пловец загребает не волны, а землю!

Волевая музыка Прокофьева – это динамо-машина, работающая на солнечной энергии.

Ритмическая музыка Прокофьева – это солнечный локомотив, несущийся в даль.

В механической музыке Прокофьева бьётся пульс индустриального XX века.

Прокофьев энергичен и созерцателен. Он преобразовывает мир и любуется земной красотой.

Прокофьевская музыка воли и красоты устремляется в счастливое будущее людей.

3. красота

Музыка Сергея Прокофьева солнечна и красива: в ней присутствует античная мудрость.

В центре музыки Прокофьева стоит физически и духовно красивый человек!

Что бы не изображалось в музыке Прокофьева, она всегда красива.

Красивая музыка радует людей! Достаточно одной-двух прекрасных мелодий, чтобы музыкальное произведение ожило, засияло! Такое чудо происходит с оперой Прокофьева «Война и мир».

4. Стиль

Сергей Прокофьев – отец новой классической музыки.

Музыка Прокофьева опирается на классическую первооснову.

Даже в экспрессии Прокофьев соразмерен и гармоничен!

Прокофьев – композитор здоровья и радости.

Прокофьев – смешной шут: его юмор и сарказм несут положительный заряд.

Музыка Прокофьева веселит озорной радостью. Когда же он созерцает мир, им овладевает покой и безмятежность.

Прокофьев создаёт музыку здоровья, энергии, радости и красоты.

Музыка Прокофьева воплощает в себе цветущую жизнь на земле.

Музыка Прокофьева – это апофеоз жизни!

5. Метод

Музыка Сергея Прокофьева – это калейдоскоп, в котором цветные стёклышки, отражаясь в зеркале, образуют причудливые узоры.

Прокофьев гениален в разработке мотива и талантлив в создании прекрасных мелодий.

Прокофьев наряжает мелодии в праздничные фактуры.

В фортепианных сонатах Прокофьев сосредотачивается на мотивно-фактурной разработке, а не на идеях и образах.

Прокофьев – гений парадоксальной музыки: его интеллект иронизирует над эмоциями.

Прокофьев с блеском делает музыку!

6. Новаторство

Сергей Прокофьев в жизни – гедонист, в музыке – бунтарь.

Обладая легко ранимой душой, Прокофьев бравирует экстравагантностью.

Новаторское бунтарство Прокофьева сопровождается нежной лирикой: он – и гадкий утёнок, и благородный лебедь.

Прокофьев всегда свеж и нов, всегда изобретателен!

Прокофьев ищет в музыке «новую простоту».

В одной красивой мелодии Прокофьева больше новаторства, чем во всём музыкальном авангарде XX столетия!

Образцы классической музыки формируют в молодом новаторе Прокофьеве большого, реалистически мыслящего художника.

7. Периоды жизни

Существует Прокофьев-модернист и Прокофьев-классик: первый преобладает в молодости, второй – в зрелые годы.

Музыкальное бунтарство определяет творческий облик молодого Прокофьева. Не случайно, варварская Скифская сюита пишется им накануне двух русских революций.

 Эмоциональность музыки XIX века у Прокофьева превращается в напряженный физиологизм, особенно в ранних операх «Игрок» и «Огненный ангел». Со временем натуралистические тенденции уступают место одухотворённой музыке!

Прокофьевский экспрессионизм особого рода: если это энергия созидания, то преодолевающая все преграды; если гротеск, то напряжённый, как натянутая струна; если покой, то глубокие раздумья о смысле жизни; если лирика, то зеркало, преломляющее красоту мира.

Последние симфонии Прокофьева делаются светлыми, а фортепианные сонаты – лирическими.

В поздних фортепианных сонатах Прокофьева возникают лирические мелодии.

8. Принцип жизни

Сергей Прокофьев убеждён, что музыка более ценна, чем личная жизнь комозитора.

Для Сергея Прокофьева искусство выше жизни!

9. Имена

Музыка Сергея Прокофьева на редкость чёткая и конкретная. Она сравнима с музыкой Вивальди и Бизе.

Фортепианный Прокофьев – Доменико Скарлаттии XX века. И тому, и другому характерна техника филигранной мотивной разработки.

Гайдн и Прокофьев – родственные натуры. Их радостно-ироническая музыка дышит здоровьем.

Гайдн – композитор детского озорства, Прокофьев – юношеского восторга.

Создав гениальную оперу «Война и мир», Прокофьев становится вровень со Львом Николаевичем Толстым.

 Существует духовное родство между Мусоргским и Прокофьевым. Они разрабатывают историческую тему, вскрывают глубинные пласты русской истории.

Прокофьев ближе находится к интеллектуально-мотивному Танееву, нежели к эмоционально-мелодическому Чайковскому.

Музыка Лядова интонационно чистая и целомудренная. Эту черту перенимает его ученик Прокофьев.

Константин Бальмонт и Прокофьев – дети солнца!

Льющиеся потоки света в живописи – это Анри Матисс, в музыке –Прокофьев.

Солнечность и красота свойственны как живописи Игоря Грабаря, так и музыке Прокофьева. Различие между ними в ином: солнечность Грабаря – зимняя, Прокофьева – летняя.

Солнечность музыки Прокофьева неотделима от прометеева огня Скрябина.

Музыка Скрябина – огненная, Прокофьева – светоносная.

Мелодии Рахманинова испускают мерцающий лунный свет, Прокофьева – брызжут яркими лучами солнца.

Музыка Прокофьева – пластична, скульптура Сергея Коненкова – музыкальна. Эти гении – патриоты. Оба несколько десятилетий живут за границей, однако возвращаются на Родину.

Солнечная музыка Прокофьева первозданна и чиста, как снежные гималайские вершины на полотнах Николая Рериха.

Музыка Прокофьева и живопись Михаила Ларионова – лучезарны!

Стравинский – гений музыкальных изобретений, Прокофьев – творец гениальной музыки!

Стравинский обновляет музыку, Прокофьев – жизнь!

В XX веке живут два светоносных композитора-классика: Прокофьев и Онеггер.

Музыка Прокофьева бодра и свежа как поэзия Марины Цветаевой.

Светлая душа и ясный ум Прокофьева делают его музыку по-цветаевски целомудренной!

Созерцание в музыке Прокофьева светлое и всеохватывающее, как философия Алексея Фёдоровича Лосева. Заметим, что оба они – уроженцы юга России.

Антуан де Сент-Экзюпери – звёздный мальчик, Прокофьев – солнечный. Они завещают человечеству добро и красоту!

Сарказм в музыке Прокофьева и Шостаковича разный: у Прокофьева – положительный, у Шостаковича – отрицательный.

Прокофьевская скерцозность светлом пятном выделяется на тёмном лирико-драматическом полотне симфонии Шостаковича.

Оригинальностью и яркостью музыка Прокофьева сравнима с произведениями Лигети. Их новаторство не уничтожает живую музыкальную речь.

Джон Адамс в некоторых случаях – американский Прокофьев.

Прокофьев многогранен в музыке: ироничный как Йозеф Гайдн, изящный как Вольфганг Амадей Моцарт, солнечный как Джоаккино Россини, красочный как Николай Римский-Корсаков, могучий, как Модест Мусоргский!


Рецензии