Код Башкы

     Двадцать лет назад произошло историческое событие – тырмандыр (типа, парламент) ТУвы решил переназвать её ТЫвой. Эта "Операция "Ы" была единодушно одобрена всем населением республики, плотностью полтора чел. на 1 кв. кэмэ, и через два месяца узаконена в новой Конституции РФ. Но мои воспоминания – на полтора десятка лет раньше...
     После того, как тувинский актер-самородок Максим Мунзук сыграл охотника Дерсу в кинокартине Куросавы, было решено омолодить национальный театр, и моя тогдашняя тёща С.В. в 1977-м набрала первый в истории "Щуки" спецкурс из Тувы. Собственно, набирать никого не пришлось – училище получило готовую актёрскую труппу, в которой студентов с фамилией Мунзук была ровно половина. 
     Дети природы, ага:  поскольку они полигамные, то жили общим прайдом, где вожаком становился самый сильный, и когда в их коммуне рождался новый общий младенец, он первое время рос безымянным – лишь через год, едва ребёнкино лицо чуть оформлялось, смотрели, на кого он больше похож и в тот род записывали.
     Когда тёща передала, что ее студенты просят познакомить их с дочерью и зятем, я напрягся, но уклониться не вышло. Благо уже и подарок к свадьбе был готов – двустороннее соболье одеяло, по кускам контрабандно провезённое в Москву под видом "национальной одежды". Еще С.В. заверила, что козла они обещали зарезать заранее, и наша кухня останется чистой.
     ...Маша Мунзук с порога оценила: "Жора красивый – лицо круглое", и этот щедрый комплимент согревал меня весь вечер. Девушки сразу отправились на кухню: вывалили прямо на стол мешок муки, залили эту кучу водой и сели вокруг плиты катать на коленках лепёшки, кидать их на стенки докрасна раскочегаренной духовки. Чтобы не нюхать эту гарь, я увёл ребят на балкон, однако и там дышалось с трудом. Парни симпатичные, мускулистые, у двоих руки забинтованы по локоть (резались в очередной раз, выясняя, кто сейчас в прайде самый крутой).
     В разговоре узнал, что тувинский фольклор до сих пор только устный – за шестьдесят советских лет никто записать не потрудился. Услышав сказку про мудрого Кота-Башкы, победившего всех тувинских мышей, – пока садились за стол, я напечатал её на машинке. Коля Мунзук с выражением прочитал вслух мою литзапись,  обвел собравшихся серьёзным взглядом и объявил: "Жора - Башкы!" И все согласились: Башкы! 
     Так я стал третьим Башкы – после худрука-тёщи С.В. и ректора Этуша.
     ЗЫ:
     Через год моя мама, разбирая антресоль, обнаружила там какой-то мохнатый тюк, кишащий белыми червями, и с чистой душой отнесла его на помойку.
     26 сентября 1977 г.; 25 февраля 2015 г.


ФОТО:  Максим Мунзук в фильме Акиро Куросавы (кадр из Сети)
© Georgi Yelin
https://fotki.yandex.ru/users/merihlyund-yelin/


-----


Рецензии