Сказка про ёжика

         Жил-был ёжик, да не простой – был он очень труслив. Настолько всего боялся, что каждая мышца от напряжения подрагивала, чуть ли не звенела. И по ночам, когда под одеялом в крепко запертой норке удавалось ёжику чуть-чуть расслабиться – каждая из мышц болела со стоном.

         Знал ли ёжик, что он трус? Конечно знал! И это его очень удручало. Он всем вокруг наоборот показывал, что ничего не боится, что храбрость не в том, чтобы в пасть хищнику угодить, а в том, чтобы уйти от опасности со всей предусмотрительностью и осторожностью. Много разных хитрых способов и уловок придумал ёжик и рассказал своим друзьям и знакомым. Это он, ёжик, придумал создать Лигу защиты Малых,  и был его председателем уже многие годы.

          А сам боялся и боялся, трясся и трясся… Ну разве это жизнь? И никому не расскажешь – страшно. И так ему всё это надоело, собрал он в узелочек маленький всё самое необходимое и пошёл куда глаза глядят. Может, попадётся по пути что-то или кто-то, кто поможет ему.

          День идёт, два и на третий день выходит ёжик к дубу высокому-превысокому, такому широкому, какого никогда не видел раньше. Думает ёж – вот кого спрошу!  Наверняка дуб старый-престарый, всё видел, всё знает и смеяться надо мной не будет. Тем более что он и не знает – кто я такой, и что я самый уважаемый ёж во всей округе там, где я живу.

           Вот подошёл ёжик к Дубу, поклонился и говорит:
 - Доброго вечерочка, тебе, мудрый дуб! Могу ли я совета у тебя испросить?
 - Спрашивай, ёжик, да будь краток. Что тебя беспокоит?
- Добрый дуб! Всю жизнь свою я боюсь-трясусь, что надоело мне это, устал я, что мне делать?
- А чего боишься то? – отвечает Дуб.

          И крепко тут ёжик призадумался. Он не знал, чего он боится.
 - Не знаю, - говорит.
- Получается, что всего.
- Так не бывает. Меня ведь не боишься, идти, куда глаза глядят – не испугался.
 - А как мне понять – чего я боюсь, мудрый дуб?
- А что тебе матушка твоя в детстве наказывала, про что рассказывала, ёжик?
- Я и не помню. Ни маму не помню, ни слов её, ни того, что это такое. Один я остался, как выжил – сам не знаю.
- Вот вернись в свои родные места, да и узнай, как всё было, что у тебя было за детство, кто родители – это очень важно для каждого из нас! Тот, кто корней своих не помнит, не признаёт, тот и зовётся тем, кто без роду-племени и отдан каждой неприятности на поругание. Всё понял?
-Спасибо тебе, мудрый Дуб! Так и сделаю.

        Пошёл ёжик обратно, веселее ему шлось, ручейки журчали, солнышко на листве своими зайчиками в весёлые салочки играло, на нос к ёжику иногда попадая лучиками тёплыми.

Пришёл ёж в родные места, стал зверюшек расспрашивать, кто ему может про родню его рассказать. И проведал про старого крота-затворника, которому столько лет было, что никто и не помнил. И знал тот крот про всех и про всё ведал. Только попасть к нему трудно – много у него норок и схронов разных, прячется он и перепрячется, потому как не любит, чтоб к нему приставали да расспрашивали.

Пригорюнился ёжик – как же ему такого затворника загадочного найти? Тут навстречу ему попался заяц-мудрец. Во всём лесу про него слух шёл, что много этот зайчик знает, не по годам развит. Остановится ёж и зайца то и спрашивает:
- А скажи мне, пожалуйста, мудрый заяц, как так получилось, что моложе ты меня, а всё про всех знаешь?

Улыбнулся зайка и отвечает:

- Да ведь каждый зверёк мне в лесу интересен, как можно мимо пройти, да про деток и здоровье не спросить? Про его вопросы нерешённые, мысли заветные? И всяк со мною делится, про себя, про соседей, про лес и погоду. Вот так сызмальства и стал я помнить многое, знать неведомое. Когда информации у тебя больше и видишь дальше, и мир другим предстает. Вот так то!

- А может, поможешь мне? Надо мне крота-отшельника найти.

-Может, и помогу. Крот тот отшельником считается у нас не зря – не любит он почти каждого, кто к нему обращается. Сбродом да глупцами считает, да ведь тоже, как личность мне интересен и частенько ко мне заходит поворчать на весь мир, весь свой ум да разум показать. Как сядет, бывалоча, и часами что-нибудь рассказывает. Давай так – как придёт он ко мне, я зайчонка младшего за тобою и пошлю. Ты вроде как мимо шёл – зайдёшь, да и спросишь, что тебе надобно.

На том и порешили. Ещё повеселее стало ёжику жить, ждёт он встречи с кротом, надеется.

         А так жизнь почти по-прежнему течёт – учит он малых зверюшек от произвола клыкастых защищаться, новый способ защиты норки от разграбления разработал да всем, кому интересно, рассказал.
 
         И вот однажды вечером и прибежал зайчонок, приглашение от отца своего передал, ежа до норки проводил. Зашёл ёжик в норку, крича:
- Доброго здоровья, заяц, мимо шёл, дай, думаю, зайду!
- А проходи, уважаемый сосед, присаживайся, вот, познакомься, у меня знатный гость – умный-преумный, самый раз-разумный крот.
Хотел сначала крот в лаз прыгнуть да уйти в свои катакомбы, да после такого представления неудобно ему показалось, решил на соседа заячьего впечатление плохого не производить. Да и думает, вдруг от меня ничего не надобно, вдруг не пристанет этот нахал с каким-то вопросом? Но, не повезло.

Посидел, помялся ёжик чуток, да и спрашивает:
 - Умный-преразумный крот! Как повезло мне встретить тебя таким чудесным образом!
Крот скромно улыбнулся, приосанился и подумал:
«Пожалуй, можно ещё погостить у зайца. Какие прекрасные соседи у него!»

А ёжик продолжал:
- Неужели ты всё-всё знаешь? И моих родителей знал?
- А ты сам-то кто, как тебя зовут? – спросил крот,
- Может и знал… Где вы жили в нашем лесу и почему это ты своих родителей не знаешь и до сих пор не узнал, кто они и что с ними случилось?

- Не могу сказать… Сам не понимаю, - действительно огорчился Ёж,
- Не было у меня интереса, жил, как живу. И где жили мы – не помню. Меня вынянчил старый-старый заяц Русак с лысым боком, и с ним то мы не разговаривали, всё молча жили. Да и то, слава Богу, была крыша над головой да еда в норке.

- А! Русак, попавший впросак! – вспомнил Крот,
- Как же, помню-помню его историю, хоть это к делу и не относится, только рассказывали мне, что после того, как чудом он спасся   из лисьих лап – больной стал на голову, помешался от страха перед хищниками, из норки почти носа не показывает. Его соседи по доброте своей душевной прикармливали. Значит, и тебе хватало. Да как же ты к нему попал? Неужто, совсем не помнишь?

- Нет! - горестно вздохнул ёжик, стал прощаться. А зайка тут и скажи:
- Раз нашего, заячьего племени вопрос касается, то я у своих поспрашиваю, может, кто-то что-то помнит или видел. Мы – народ такой, добро долго помним!

     Обрадовался ёжик, пошёл домой вприпрыжку, а сам уже понимает, от кого у него такая трясучка была – ещё бы, если маленький ребёнок каждый день с трусишкой живёт, его причитания слушает, то понятно, от кого страху то понабрался!

        Хорошо, что он всё это разузнал! Как начал он понимать, откуда у него такие привычки, стало ещё легче ему. Теперь-то он уже взрослый.  Он теперь разумеет, что можно и не бояться, а стороной обходить, технику безопасности соблюдать. Да и здорового зверя редко кто в лесу трогает из хищников, знают, что если вовремя их заметят, то не догонят они ни зайку, ни ёжика!
Пришёл домой – песенки поёт! Думает, а что это я один живу? Может, какую милую ежиху присмотреть да деток завести? Ещё веселей и интересней жить будет.
Долго ли коротко, сколько денёчков прошло – не скажу, а прибегает опять зайчонок и просит ёжика к его папе   зайти. Бегом ёжинька побежал, хочет знать, что ему зайка расскажет.

     Прибегает в заячью нору, а там зайцев видимо-невидимо! Полная норка, человек двадцать.

«Что такое?», - думает Ёж, «Что за столпотворение?»

          Тут вперед выступает старый Заяц-Надорванное Ухо и говорит:
- Рад я тебя приветствовать, Ёжик. Не знали мы о твоём существовании, а то бы помогли сыночку спасителей своих! А дело было так: как-то с братьями и дружками моими разыгрались мы на полянке, забыли про волков-лис, хотя нам родители строго-настрого наказывали играть под присмотром или ещё лучше – в норке сидеть, пока они за пропитанием бегают. И забыли мы все предостережения, нас много было, весело нам было играть.

       Тут откуда ни возьмись – лисы! И не одна! Одна лиса  одного зайчонка успела бы поймать, да и то могла промахнуться. А тут, верно, было у них время вместе-то собраться, долго мы играли, по сторонам не смотрели! Только не успели мы и испугаться, как спасли нас ёжики – твои родители, соседи наши по полянке. Бросились под ноги лисам, сами погибли, а мы успели все убежать врассыпную. Вот какие у тебя были папа с мамой! Да говорят, и ты всем и советами, и делом помогаешь, знать порода у вас такая, рад я за тебя!

        А зайка, который тебя к себе взял – наш дальний родственник, только никому он про тебя не сказывал, решил, видимо, добром твоим родителям оплатить, тебя поднять. 

         Да сам отшельником стал, хмурым и неприветливым, кормили мы его, а за глаза потешались, нет, чтоб хоть раз в гости к нему зайти, по-настоящему помочь, тут наша вина. Будем теперь знать и деток так воспитывать, что уж если помогать, то не абы как. А со всей душой!

         Сидит ёжик, слушает, и радуется, что у него такие родители оказались, а он-то думал, что бросили его, что не нужен он был никому!  Поблагодарил он всех зайцев, которые пришли, чтоб рассказать о его родителях, о том, как они спаслись, выросли, и сами часто вспоминают храбрых и благородных ёжиков, и своих деток этому научили!

          Предложили они ему дружить и помогать друг другу, вот какая трогательная встреча получилась.

          Думает ёжик: «А хорошо, что я всё разузнал! Чего боялся, чего опасался? Вон, мои родители - какие храбрые, сколько их народу помнит! Надо так жить, чтоб не страшно было, не стыдно, а наоборот, радостно за каждый день, каждое твоё дело!».

          А потом ему на ум пришло, что и его-то хвалили сегодня, да и каждый день благодарят зверюшки. Только раньше до него их благодарение не доходило, не принимал он их слова сердцем, не от души жил, не в полную силу. А тому, кто не в полную силу живёт, и жить то не интересно.

         Обрадовался ёжик, пошёл домой с лёгким сердцем и радостной душой.
Женился, ещё заботливей стал, стал более открытым, душевным и простым, каждого выслушает, по имени-отчеству помнит, чем может – поможет.
И дальше есть ему с какими страхами работать, только теперь он знает, как это делать.

Удачи, Ёжик!


Рецензии