Маленькое чудо в малогабаритной квартире

    

      Да, речь пойдёт всё о той же квартире, о которой я упоминал в своей миниатюре “Катя”, и о том же балконе на третьем этаже. Потолки высокие, не хрущёвские. Балкон  был узким (не более метра в ширину), но длинным, не менее шести  метров. Точно сейчас я, естественно, указать не могу. 
      На него выходили две двери нашей однокомнатной квартиры: из спальни и кухни.
       
Для чего всё так подробно?!

     Где-то на шестом году жизни в этой квартире я и заметил ранней весной виноградную лозу, которая тянулась к нам снизу от самой земли.
     Была она довольна толстая,  можно сказать мощная, но практически без веток и листьев, и только на нашем этаже уже были какие-то побеги. Наверно, соседи внизу обламывали все ветки, чтобы они им не мешали – не загораживали солнце.
     У нас же на третьем этаже солнца в соответствующее время было предостаточно:  сторона то всё-таки была  южная.
      Какое-то подобие проволочной сетки у меня было: самодельная, сделанная для безопасности детей. Я все веточки аккуратно, по возможности распределил по всему балкону и закрепил.
      Потом инстинктивно, по наитию, обломал все самые молодые побеги.
      Хотя, почему инстинктивно: ведь, то же самое в своё время я делал это с виноградником во дворе у своей квартирной хозяйки по её просьбе. А уже позже наблюдал, как это делал тесть в своём, куда более роскошном, без преувеличения винограднике.
      Но, должен напомнить, что всё это было на земле, хотя на крышу залезать, конечно, приходилось.
      Конечно, для коренных южан, это было само собой разумеющееся. Но, я то вырос на Украине. В наших местах, в Хмельницкой области, был только дикий  декоративный  виноград. 
      Но время шло, и  виноградная лоза на нашем этаже прибавила в зелени.   Как-то в работе, хлопотах,  прошла весна, часть лета.  На выходные, летом мы обычно уезжали к родителям жены.  Но, однажды, я, наконец, заметил, что среди зелени  появились гроздья винограда.
      Немного, правда, и совсем зеленые.
      Но время и солнце сделали своё дело, и те немногие грозди винограда, что сумели появиться, налились солнцем и пожелтели. Это был ни мало, ни много элитный сорт винограда, называемый  в народе “дамские пальчики”.
      Теперь к этому делу я отнёсся со всей серьёзностью. 
      Ранней весной сетку, к которой был прикреплён виноградник, я привёл в полный порядок. Разросшиеся ветки я ещё более расправил уже практически  по всему балкону. Опять же,  очень аккуратно обломал молодые побеги. А главное - позаботился об интенсивном единовременном  поливе лозы внизу, как делала когда то моя хозяйка.
      Думаю, она по возможности стремилась достичь водоупорного слоя, для полного насыщения  водой верхнего слоя грунта. Того же попытался добиться  и я.
      К осени мои труды и матушка природа дали свои плоды.
      На балконе, перед моими глазами была стена виноградника пощадью примерно два на шесть метров. По всей площади почти равномерно были крупные  гроздья винограда, налитые солнцем. Тем же практически солнцем, которое  жарило  меня около пятнадцати лет назад в Джизакской степи во времена моей геологической молодости.
     Представить себе такое зрелище трудно, да и почти  невозможно.  Лично я, прожив в двухмиллионном Ташкенте почти тридцать лет нигде ничего подобного не наблюдал.
      Позади нашего дома находилась  большая “махалля”: старый узбекский квартал, состоящий из глиняных мазанок  с дворами, сараями и тому подобное. 
      Однажды стоя на этом своём балконе, я увидел, как пожилой узбек, аксакал, идя по дороге, домой,  остановился около нашего дома.
      Задрав голову, он долго смотрел на наш балкон, и блики заходящего солнца  играли на его седой бороде.
      
     Пришло время собирать урожай с моего  балкона. Я собрал два больших таза спелых гроздьев винограда. Один из них я раздал соседям. А второй остался нам. Конечно, в деньгах по ташкентским меркам это почти ничего. Но для меня это было второе большое чудо в моей жизни, но уже рукотворное.
   
       Самое первое же моё незабываемое  сознательное яркое впечатление,  что я сижу на краю большого, громадного зелёного луга под ярким,  но нежарким  ласковым солнцем.

       Это из детских воспоминаний, опубликованных ранее.
       С этим, конечно ничто не может сравниться.

      Но, на следующий год мы  уже вчетвером переезжали  из однокомнатной в центре в трёхкомнатную  квартиру на Чиланзаре.  Его называли спальным районом.  Так называемого центра, мне было нисколько не жаль, а вот балкон этот с моим виноградником у меня до сих пор стоит в глазах, как и тот луг, то поле, в котором я впервые пробудился к сознательной жизни.
      Потом я узнал, что мой виноградник (пишу я это без кавычек), постигла печальная участь. Сосед, узбек, который жил этажом ниже, вырубил его под корень. Преемница наша, как я сам успел убедиться, была изрядная жлобоедка.
      Сосед, о котором я уже упоминал, повар и мой ровесник, очень нахрапистый, решил выращивать внизу чеснок для продажи, а виноградник ему мешал, так как, по его словам, забирал много воды. Не знаю, сколько он выручил с этого, думаю, что ничего, просто, как говорится, “нашла коса на камень”.
      Конечно, с моей точки зрения, это варварство чистой воды, Но это с точки зрения моей ментальности, но не его экстремальной восточной.
      Её принцип простой: если не мне, то никому.
      Позже, я слышал, что он поступил на заочный юридический факультет. Сколько ему это стоило, не знаю. Если у него хватило терпения и денег проплачивать ещё дальше сдачу зачётов и всего остального, что требовалось для получения диплома, то, может это и окупилось…
      В то время самыми престижными кроме юридического факультета, стали считаться вузы также торговые и …  медицинские.      

      Но, не смотря ни на что  -  это маленькое  рукотворное чудо, воплотившее живительную энергию солнца, как и моё первое главное чудо, прекрасное неповторимое первое светлое воспоминание  -  чудо пробуждения к сознательной жизни под знаком света, зелени бескрайнего луга, бездонной синевы неба, навсегда остались со мной.








 


Рецензии