Пункт назначения - читатель

Пункт назначения — читатель

У каждого художественного произведения есть пункт назначения, свой адрес. В принципе, его можно назвать одним словом — читатель. Но, с оговоркой — мой читатель. Не лишним будет напомнить, что читают далеко не все. И рассуждения на тему «мой читатель» лучше всего озаглавить так: мой читатель среди далеко не всех читающих.

Нет ни одного произведения в мире, которое с одинаковым восторгом воспринимается всеми читателями мира. В лучшем случае автор успешного произведения-шедевра покорит сердца примерно 20-30 процентов активных читателей. Для стандартных случаев этот процент в пять, десять раз меньше. И это, опять же, если ваше произведение непременно отмечено грифом «большая продажа».

Как видите, дорогие писатели, из десяти активных читателей, потенциально ваши (при большой продаже) только 0,3 от живого читателя. Конечно же, треть человека читать не может, поэтому лучше всего отсчёт вести от сотни активных.
 
Вышеописанная статистика условна. Она базировалась на бумажных вариантах книг, а внедрение цифровых книг (выставленных на интернет-продажу) всю эту статистику свело на нет. Учесть интернет-читателей (при наличии пиратства, дружеского копировании друг у друга) очень сложно. К тому же, в большинстве своём современные читатели не любят давать интервью на предмет своей любви к тому, либо другому автору. А форумы для общения читателей часто принимают вид взаимных оскорблений, что тоже статистике не помогает.

Если подходить формально, то у писателей есть только один способ писать адресно: изучать вкусы читателей. Да, это нудно, тоскливо, и тормозит свободу творчества. Тем не менее, именно этим часто занимаются профессиональные писатели, которые живут на писательские гонорары. Если у вас есть интерес и желание, вы можете сами через интернет узнать среднюю статистику рейтингов жанровых произведений. Разумеется, вникнув в статистику, вы можете волевым усилием определить — вот это мой жанр, в котором я хочу и буду работать, — он наиболее популярен. Выбор жанра успеха для писателя не определяет. Потому, что предстоит очень хорошо овладеть искусством работы в этом жанре. А уж потом... потом, конечно.

Вкусы людей — это явление природное, и никакому исправлению не подлежит. Да, многие и до нас говорили, что о вкусах надо спорить, вкусы надо воспитывать, но... воз и ныне там. Лично я на тему вкусов не спорю. Читайте, что хотите. Имейте мнение, которое имеете. Главное — не устраивать терактов тем, кто имеет резкое несовпадение с вашими мнениями и вкусами.

И здесь самое время вспомнить, что читатель тоже имеет свой вкус, но, с определённой оговоркой. Человек — существо переменчивое. Вначале он маленький, потом, взрослея, становится  молодым, потом зрелым, и старым. Проходя все эти стадии, наш с вами читатель меняет свои вкусы. В детстве — сказки. В молодости — любовные, приключенческие, детектив и фантастика. В зрелости — все ужасы жизни. В старости — исторически-религиозные, с философией о жизни и смерти. Но, это чисто условно. Важно усвоить, что всё любимое в детстве может стать омерзительным в зрелости. Кстати, и писатель, взрослея, тоже может менять писательский вкус к своим когда-то любимым жанрам.

Отсюда, ещё один и всё тот же вывод: работать адресно очень сложно. Потому, что всё изменчиво. Тем не менее, определив для себя жанр и литературный стиль — держите марку, настойчиво и терпеливо пишите так, как запланировали. Если уж вода камни точит, то и ваше литературное слово пробъётся. И обязательно изучайте форумы, где могут обсуждаться ваши произведения.

Есть интересное свойство у произведений писателей. На больные вопросы: как жить? — как быть? — матёрые писатели вполне вразумительно могут ответить и даже научить своими произведениями-сочинениями. Важно помнить, что хорошие произведения учат читателя жизни художественными приёмами, интересным сюжетом, поучительной историей. Разумеется, никакого навязчивого, нудного, преподавательского тона при этом быть не должно. Ещё профессор Капица сказал, что обучение должно проходить весело. И ещё одна банальная мысль: чем живее, интереснее, жизненнее ваше сочинение, тем быстрее ваш читатель найдёт вас. И издатель тоже.

Краткое резюме.

Понятие «мой читатель» — понятие абстрактное. В принципе, за всю свою жизнь писатель (если он лично не продаёт свои книги) может никогда вживую не увидеть его.
И единственным показателем, что «его читатель» всё-таки существует и тянется к своему автору — это скорость продажи бумажного варианта его книги. Если три тысячи книг продаются за полгода — это хорошо. Если за год — удовлетворительно. Если за гораздо большие сроки, тогда... тогда нехорошо. Ваш читатель ещё не ваш.

Чтобы написать произведение, похожее на жизнь, нужно эту жизнь прожить, или ярко и точно списать её с другого. Придуманный писателем Герой романа — это и есть самый точный адрес своему читателю. Потому, что ваш читатель непременно влюбится в вашего героя, и проживёт с ним все страницы вашей книги, от первой, до последней.

***   ***   ***
P.S.
Сейчас активно вымирает книга в бумажном варианте. В США школьники и молодёжь уже перешли на чтение цифровых книг, и каждый имеет свою карманную, электронную библиотеку. Люди среднего возраста тоже начинают переходить на цифровые книги. Старые люди преимущественно читают то, что хранят в своих домашних библиотеках. Тенденция перехода на чтение цифровых книг идёт повсеместно. Научные публикации и научные книги в бумажном варианте тоже вымирают. Но общее количество читателей художественной и научной литературы не уменьшилось. Те, кто читал, так и читают. Поэтому писателям современности сразу следует печатать и издавать цифровые книги. Интернет-магазины таких книг активно набирают торговые обороты. Так что, книга была, есть и будет, — только в другом виде.

23 декабря, 2016 г.
В. Сандовский
***   ***   ***


Рецензии
А нужен ли вообще читатель? Мне кажется важнее сам процесс погружения автора в образы и обстоятельства. Как бы проживания жизни своих героев. Вместо одной своей реальной,скучной и серой - несколько десятков других, вымышленных,зато ярких.
Это и есть писательский кайф, на самом деле.
Читатель - это хорошо! Но точно не "пункт назначения"! Один из полустанков...

Игорь Гудзь   15.05.2017 20:19     Заявить о нарушении
Игорь, вы прям мои мысли озвучили)

Галина Гладкая   15.05.2017 21:30   Заявить о нарушении
Игорь и Галина, доброго дня!
Вы хорошо вписываетесь в элегию (лирическое стихотворение) А. С. Пушкина:

«...Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь...»

Да, Игорь и Галина, Вы правы в том, что любой сочинитель переживает жизни своих героев и персонажей, испытывает их эмоции, чувства, может пережить фантастическую, сказочную или романтическую жизнь, и, конечно же, психологически обогащает себя за счёт погружения в писательский процесс. Кроме того, удачные писательские находки-вымыслы тренируют рефлексы критического восприятия реальности и для самого сочинителя. Мне приходилось слышать от авторов такое: «Когда я написал этот роман, я понял, сколько глупостей натворил в своей жизни...». Написать умный роман, значит, стать умнее самому. Пока пишу — учусь.

Есть социально-значимое правило: писатель — это человек, который занимается литературным трудом и пишет художественные литературные произведения для общественного потребления (для читателей). И звание Писатель человек получает как результат читательского признания и экспертной оценки литературоведов. Профессиональные писатели получают вознаграждение за свой труд (это их профессиональная работа). В этом случае мы говорим: читатель своим кошельком голосует за конкретную профессиональную работу. Получается, без массового Читателя (в том числе и читателей-экспертов) нет звания Писатель. Такая вот причинно-следственная связь. Мы пишем для того, чтоб нас читали, и узнавали среди тысячи других.

Кстати, Игорь, Вы — Член Российского союза писателей.
А Вы, Галина, пишете стихи, миниатюры, рассказы, повести, романы. Неужели только для себя?

Поэтому, желаю творческих успехов и читательского признания.
В. Сандовский

Владимир Сандовский   16.05.2017 07:58   Заявить о нарушении
Спасибо, Владимир, за развёрнутый ответ.
Про себя могу сказать лишь одно: пишу просто-напросто потому, что переполняется что-то внутри и требует выплеска. А уж когда приходит добрый отзыв... втройне счастлива.
Вам - умных и добрых читателей!

Галина Гладкая   16.05.2017 08:41   Заявить о нарушении
Я - не писатель! А просто автор! Слава Богу у меня хватает ума "знать свой шесток". И до писателя мне - как до неба! Говорю совершенно искренне!
Иногда получаются неплохие вези, но Писатель - это другое! Им надо родиться!
Удачи!

Игорь Гудзь   16.05.2017 12:40   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.