5. 9. Трансиранский коридор. Танковый ленд-лиз

Использование трансиранского пути стало возможным после того, как советские и британские войска
(с севера и юга соответственно) вступили на территорию Ирана.
В результате 8 сентября 1941 года было подписано мирное соглашение между СССР, Англией и Ираном,
по которому на территории Персии были расквартированы британские и советские войска.

Этот путь, относительно безопасный, но длинный (16,9 тысячи километров), тянулся от западного побережья Северной Америки по Тихому и Индийскому океанам, Аравийскому морю и Персидскому заливу, вокруг Африки
в северные порты Персидского залива: Басру, Хорремшехр, Абадан и Бандар-Шахпур.
Здесь были развернуты авиа- и автосборочные заводы.
Отсюда грузы в СССР шли двумя путями: сухопутным - через Кавказ и водным – через Каспийское море.

У Трансиранского маршрута были свои недостатки.
Во-первых, он был слишком продолжительным (путь конвоя от Нью-Йорка до берегов Ирана вокруг южноафриканского мыса Доброй Надежды занимал примерно 75 дней, а затем время уходило еще и на проход груза по Ирану и Кавказу или Каспию).
Во-вторых, судоходству в Каспии мешала немецкая авиация.
Да и места эти были не самые спокойные: только в 1941-1943 годах на Северном Кавказе были ликвидированы
963 бандитских группы общей численностью 17 513 человек.

Тем не менее «иранская» доля от годового объема поставок, как отмечает в монографии Н.И. Рыжков, стремительно росла  - с 3,7 в 1941 году до 28,8 в 1942-м и 33 с половиной процентов в 1943-м. {14.17}
 
О поставке союзниками бронетехники в СССР написано достаточно много.
Но больше других обратили на себя мое внимание книга Михаила Барятинского «Танки ленд-лиза в бою» {см.:14.27} и работа Олега Капцова «Танковый ленд-лиз», размещенная в декабре 2012 года на сайте
«Военное обозрение». {см.:13.22}
 
Согласно опубликованным сведениям, в 1941-1945 годах в СССР прибыло 5 872  американских,
4 523 британских и канадских, а всего 10 395 танков.
За тот же период от советских заводов военной приемкой принято 78 356 машин.

Таким образом, ленд-лизовские танки, по подсчетам М. Барятинского, составили 13% от советского производства.{14.27}

Из этих публикаций я уяснил, что в 1942 году из США в Советский Союз поступило 977 легких танков
МЗ «Стюарт».
Большинство из них оказалось на юге СССР, прежде всего Северо-Кавказском фронте,
 отрезанном  в то время от промышленных баз Урала и Сибири. {13.22}

Полагаю, все они прошли через ту бригаду, где служил командиром взвода мой отец.


Рецензии