Щелкунчик есть девочки в русских селеньях!
Вот и у меня случилось Рождество. Сегодня позвонили друзья и пригласили в Мариинский театр на «Щелкунчика», который шел 22 декабря на новой сцене в постановке Михаила Шемякина. Иногда случаются приятные неожиданности. Теперь и у меня будет волшебная сказка про милую девочку Машу и ее храброго защитника доблестного победителя Мышиного короля, про Рождественский вечер и всякие чудеса. Ведь сколько бы тебе ни было лет, все равно каким-то потаенным краешком души веришь в волшебные превращения и нежданные радости. А если веришь, они обязательно случаются. Таков закон сказки, и, оказывается, жизни – тоже. Вот я и попала в самую настоящую сказку.
Она, правда, была рассказана иначе, чем в знакомом с детства балете, где Щелкунчик – герой, обращает в бегство целое войско мышей, превращается в принца и ведет Машу, ставшую взрослой девушкой, прямо на воображаемую свадьбу. Свадебное па де де они танцуют на фоне рождественской елки, окруженные ожившими игрушками… Такой традиционный балет я видела лет шесть назад на новой сцене Большого театра. Радостная светлая ликующая история победы добра над злом.
«Щелкунчик» в постановке Шемякина мне был знаком только в записи на диске. Но и в театре я убедилась, что это интересный спектакль, однако у меня сложилось впечатление, что это не столько балет, сколько балетное шоу. Красиво сделано, узнаваемая стилистика Шемякина, который вольно реализовывает именно сказку Гофмана - такая ярко выраженная Гофманиана. Причем, сюжет изменен до зеркального отражения. Здесь не Щелкунчик спасает девочку Машу, а Маша защищает его от крысиного войска. Есть девочки в русских селеньях… В истории Шемякина мыши становятся крысами, мышиный король - кардиналом Крыселье, да и Маша из мечтательной девочки из благополучной семьи превращается в дочку гоголевского Плюшкина из "Мертвых душ", дом которого кишит грызунами и заполнен полусъеденными и погрызенными крысами всякими вкусностями. На улице кружатся черные снежинки под предводительством своей королевы, здесь же летают бесприютные души умерших детей, пробегают случайные прохожие. Герои передвигаются в башмаке, потерянном подагрическим дедушкой на званом вечере. Он и переносит Машу и ее ожившие игрушки в страну сладостей – Конфитюрегбург. Все это передано красиво и выразительно – красивые декорации, костюмы, реквизит.
И хореография в спектакле другая – Кирилла Симонова. Конечно, музыка Чайковского царствует надо всем действом, окутывая его дивным покрывалом и освящая своим бессмертным очарованием! Браво оркестру под управлением Михаила Синькевича! Танцуют в этом спектакле «местами», по большей части ближе к концу. Но вчера танцевали прекрасно. Самыми замечательными были Маша (Валерия Мартынюк) и Щелкунчик, ставший принцем после машиного поцелуя (Давид Залеев, прекрасный дебют, мои поздравления!)! Я и раньше обращала внимание в спектаклях на этих танцовщиков, они мне нравились. И сегодня очень украсили спектакль – Валерия Мартынюк своим изяществом, а Давид Залеев – энергичным виртуозным танцем!
Апофеозом детской мечты о сладком стал огромный торт, в котором можно было проедать ходы и переходить с одного глазурного уровня на другой. Забавно, мило, сказочно! И все-таки я не могла отделаться от впечатления, что Шемякин недоедал в детстве, столько в спектакле было разной еды. Такая своеобразная отложенная компенсация!
Свидетельство о публикации №216122300850
Ольга Не 23.12.2016 13:29 Заявить о нарушении