25. Спорт и Люся

25. Спорт и Люся

     Когда Люся была маленькая, на занятия по акробатике её водила мама, потом девочка подросла и стала сама посещать уроки художественной гимнастики. Она часто ездила на спортивные соревнования, а когда возвращалась, сразу бежала к подружкам. Но рассказывать о соревновании она не любила, а девочки были не любопытными: не рассказывает, значит, нечем похвастаться. Подруги знали, что все её поездки оплачивают не родители, а государство: и гостиницу, и проезд по дороге, и проживание.

     На уроках физкультуры Люся была эталоном для подражания. Учитель обычно говорил: «Люся, покажи, как надо прыгать» Люся демонстрировала прыжок, и за ней прыгали остальные девочки. Конечно, по физкультуре у неё стояла твёрдая «пятёрка», зато по другим предметам были сплошные «тройки». Люся приезжала с соревнований, прибегала к подругам, и они ей объясняли пропущенный материал и помогали решать примеры и задачи.

     Девочки уже знали, что Люся – спортивная звезда школы. Она занимала высокие места, и в школе стояли завоёванные ею кубки. Люся была очень скромной девочкой и не любила, когда её хвалили.

     Однажды её взяли вместе с другими гимнастками для поездки в Москву на фестиваль. Она принимала участие в большом спортивном шоу – гимнастки изображали чашу в виде живого цветка, который открывался и закрывался волнами. Люся рассказывала об этом с восторгом. Потом девочки видели в документальном киножурнале этот эпизод. Но Люсю они, конечно не увидели, потому что там выступали тысячи гимнастов. Они вспомнили, что такой эпизод был в кинофильме «Цирк».

     Советское государство придавало большое значение развитию массового спорта. В семилетней школе был спортивный склад, в котором хранились лыжи разных размеров. Сначала их надевали на валенки, и дети учились на уроках физкультуры ходить на лыжах. Недалеко от школы была высокая горка. Учитель рассказывал и показывал, как надо правильно ехать с горы, чтобы не упасть. Лиза на всю жизнь запомнила эти уроки, и с любой горы она ехала, держа ноги на уровне плеч, присев и наклонившись вперёд. Лыжные уроки проходили иногда на широком дворе школы. Была проложена заранее лыжня, и девочки на морозе бегали друг за другом несколько кругов, вслед за учителем. 

     Позже в школах появились лыжи, с креплениями для ботинок. Ботинки были разных размеров. Иногда уроки проходили в лесу. На уроках физкультуры дети приобщались к здоровому зимнему виду спорта. Иногда девочки собирались и вместе ехали кататься на лыжах в лес. Лес очаровывал их своей зимней красотой. У Лизы не было своих лыж, и девочки доставали для неё лыжи у друзей. В школе давали ученикам лыжи домой, чтобы покататься в субботу и воскресенье или на все каникулы. Всё было бесплатно, никому даже в голову не приходила мысль – брать за это деньги.

     Девочки любили кататься с горок. Леля ходила с девочками, но не кататься, а гулять. Однажды Неля упала и запуталась в лыжах. Девочки очень смеялись, а Неля обиделась на них. «Ничего не вижу смешного», - сказала сердито она. «Ты бы увидела себя со стороны, так тоже бы смеялась, - сказала Леля. – Ты барахталась, как мышь в муке или как паук в снежной паутине – не разберёшь, где ноги, где руки» - «Вы злые и нехорошие подруги, - сказала Неля. – Не хочу с вами дружить» - «Неля, извини нас, не сердись», - сказала Лиза. «А почему ты упала?» - «Не знаю» - «Ты не ударилась?» - «Как будто всё в порядке» - «Тогда хорошо. Поедемте вон с той горки», - позвала всех Лиза. «Я боюсь», - сказала Неля. «Если ты не преодолеешь сейчас себя, то будешь всегда бояться», - сказала со знанием дела Люся.

     Неля была отважная девочка. Она послушала Люсю, оттолкнулась первая и поехала вниз. Девочки с тревогой наблюдали за ней. «Молодец, Неля», - похвалила её Леля. Девочки обрадовались и поехали друг за другом с горы.

     Девочки вернулись с прогулки все красивые розовощёкие. «Мама, - спросила Лиза, - но почему у меня такой румянец?» - «Ты же с мороза. У всех такой румянец, кто приходит в дом с мороза» - «Я, когда с улицы прихожу домой, у меня всегда румянец»- «Вот и хорошо. Это здоровый румянец» - «Я уже большая, а у меня румянец, как у младенца», - продолжала переживать девочка. «Лиза, - сказала Анна Павловна. – Перестань говорить глупости». Но потом Лиза заметила, что у её подруг после прогулок тоже есть румянец на щеках, и сразу успокоилась.

     В советской школе дети сдавали нормы БГТО, что означало «Будь Готов к Труду и Обороне», а в старших классах и в институтах – нормы ГТО – «Готов к Труду и Обороне». Те, кто сдал эти нормы, носили значки.
 
     Девочки спрашивали друг друга: «Ты сдал номы БГТО?». Сдала все нормы Люся, она же спортсменка. Лиза плохо прыгала в длину и через планку. Неля вообще не была спортивной. А у Карташовых самыми спортивными были Алик и Света. Они носили значки БГТО, и девчонки им завидовали.

     Когда город их расстроился, появились новые районы, во дворах этих домов стали строить хоккейные коробки для детей, каток заливали, и дети могли кататься и заниматься спортом. В магазинах можно было купить коньки с ботинками разных размеров по доступным ценам. И дети катались в своё удовольствие, а кто хотел, мог записаться в хоккейные секции. Их было много. В советское время занятия проводились бесплатно. Можно было научиться кататься даже на фигурных коньках. У Лизы была подруга в восьмом классе, её брат занимался в секции фигуристов. Очень красиво катался и стал профессионалом.

     После седьмого класса девочки пошли учиться кто куда. Неля и Леля поступили в кооперативный техникум, чтобы стать бухгалтерами. А Лиза пошла учиться в восьмой класс. Люся долго думала и тоже решила получить среднее образование, хотя тогда оно было необязательным.

     В восьмом классе ввели совместное обучение мальчиков и девочек, и для девушек и юношей это было шоком. Люся, будучи ужасно застенчивой, выходила отвечать и говорила так тихо, что учительница белела от злости. Люся совсем терялась, и учительница ставила ей «тройку», хотя девочка отвечала на «пятёрку». Но Лиза не реагировала на оценки никак. Она скорее возвращалась на место и, с облегчением вздохнув, садилась за парту. В школе были тогда парты, а не столы. Внутрь можно было убрать портфель. Парты были маленькие и большие: для высоких и низких учеников. На парте даже было углубление для чернильницы, чтобы она не проливалась. А писали ручками с перьями. Даже, когда появились авторучки, в школе не разрешали писать ими.

     У Лизы был конфликт с учительницей по алгебре. Лиза тайком приносила авторучку и писала ею. Это было так удобно. Не было клякс. Но, увидев у Лизы опять авторучку, учительница, с упрёками, забирала её у девочки, повторяя одни те же слова: «Не полагается. Можно писать только ручкой с пером». Лизе она авторучку после урока возвращала. Я думаю, что сейчас она сама понимает, какая нелепая ситуация тогда была. Школа выступала против прогресса, требуя волосяного письма у учеников. От чернил у Лизы в тетрадях всегда были кляксы. А с авторучкой их никогда бы не было.

     Лиза тоже была застенчивой, как и Люся. Она ужасно волновалась, когда её вызывали отвечать урок к доске. Она боялась перед мальчишками быть смешной и нелепой. Она шла к доске, словно сквозь туман, но, кое-как овладев собой, начинала отвечать урок. Ей во многом помогала в преодолении себя актёрская деятельность. И всё равно она в каждый раз очень волновалась.

     В неё влюбился рыжеватый мальчик Николай. Он ещё больше волновался, когда его вызывали к доске. Всё его лицо горело пламенем, а по шее были рассыпаны красные пятна. Лиза, проучившись в одной школе, на следующий год перешла в другую. Узнав об этом, вслед за ней, поменял школу и Николай, но он не попал в один класс с Лизой, хотя очень хотел. Класс был переполнен, и его туда не записали, хотя он очень просил.

     Николай через друзей приглашал Лизу в кино, но он ей не нравился. И она не хотела его обнадёживать. Считала это бесчестно. Но мальчик серьёзно был увлечён Лизой. Он провожал её до дома в каждый день, шёл на расстоянии так, чтобы она этого не заметила. Лиза и не видела, только одноклассницы ей об этом в каждый раз сообщали. «Я ему повода не даю. Он мне не нравится». На парте, где он сидел, были вырезаны Лизины инициалы – любовь.

     Николаю хотелось всеми силами понравится девочке, он хорошо ходил на лыжах и стал чемпионом. Но насилу мил не будешь. С Лизой его ожидало полнейшее фиаско. Лиза уважала его и только. К тому же она считала всех спортсменов ненадёжными людьми, с которыми нельзя построить крепкую семью. Николай, конечно, не знал и даже не догадывался об этом.

      


      


Рецензии