2. Первая сигнальная
Давайте посмотрим на разум как на информационную систему; систему сбора, обработки и применения информации. Это и есть та самая «психическая энергия», о которой говорят некоторые специалисты-персонологи, начиная с Фройда. Разумеется, речь идет об информации, распространяющейся в психике, «нейроинформации». Естественным образом информация в этой системе разделяется на (1) пассивный («сенсорный») сигнал, несущий информацию о внешнем мире – ввод; (2) активный («кинетический») сигнал, управляющий поведением, поступками, действиями – вывод; (3) «управляющий» сигнал, преобразующий пассивную информацию в активную – обработка. Все эти три вида реализуются в механизме «рефлекторной дуги», которая может считаться элементарной единицей психической деятельности. Я применяю кавычки потому, что этот термин из физиологии, где рефлекторная дуга описывает такой же информационный обмен (рефлекс), но имеющий материальную, соматическую основу. (С другой стороны, какой же информационный обмен возможен без материальной основы?) Читатель может представить себе «рефлекторную дугу» в виде кристаллика «управляющей инстанции» с двумя проводками. По одному из них поступает сигнал, «управляющая инстанция» его обрабатывает и посылает команду по второму проводку.
Здесь мне следует быстро проговорить стертые и элементарные вещи: что рефлекс закрепляется повторением, что в идентичной ситуации следует идентичное поведение, что в этом случае новый сигнал следует не по тому же «проводку», но очень близкому – и поэтому гораздо быстрее, что закрепленный рефлекс – это пучок, жгут близких рефлекторных дуг… А вот дальше должно быть интересно.
Есть мнение, что «привычка» – это и есть закрепленный условный рефлекс. Не все так просто. Рефлекс – это ответ на сигнал среды. А привычка – это сознательное действие, закрепляется команда, активный сигнал. Инициатива исходит из «управляющей инстанции». В этой инициативе и состоит смысл сознательности. Мы привычными средствами добиваемся привычных целей. Наши активные действия приводят среду в ожидаемое (и желательное) состояние, что и фиксируется сенсорным сигналом. Это совсем другой информационный обмен, своего рода «рефлекс среды». Он исходит и заканчивается в сознании, а не в окружающей среде, его вершиной («управляющей инстанцией») является среда, а не сознание. Среда обрабатывает информационный импульс (поступок) и выдает свой ответ. Не только она управляет нами, но и человек управляет окружающим миром; два этих рефлекса и образуют гиперцикл «привычки», правильно именуемой «рефлекторным кольцом». И теперь мы в состоянии сформулировать еще одну «аксиому бытия» для Владимира Плетнева»:
Г. Вопрос о том, «что такое сознание?» сводится к вопросу: «Как мы управляем хаосом вокруг нас?»
Психика дитеныша – это почти исключительно приемник «пассивной» информации, которая никак не преобразуется в управляющий «активный» сигнал… за исключением простейших безусловных рефлексов. (Нечем преобразовывать, «управляющая инстанция» отсутствует, новорожденный находится без сознания!) Вся эта нарастающая масса пассивной информации не может оставаться внутри системы и смиренно ждать в очереди, пока сформируются «кристаллики» сознания, проанализируют ее и синтезируют активный импульс. Это информация, она движется всегда, она требует немедленного приема! Это требование и называют «творческим инстинктом», который есть не что иное как «стремление воздействовать на окружающую среду». Избыток пассивной информации активизирует этот инстинкт.
Ни о каком сознательном творчестве, ни о какой целесообразности поначалу речь идти не может, просто нужно воздействовать на среду и посмотреть, что получится. Нужен «рефлекс среды». Щенок инстинктивно тычется во все стороны, пока не находит сосок… Элементарный рефлекс состоялся, первый «кристаллик» возник, дальше пойдет закрепление. Эта ситуация будет повторяться снова и снова, все усложняясь, но смысл ее останется прежним: инстинктивные, хаотичные, бессмысленные поступки и анализ их последствий. Каждый новый поступок будет создавать что-то новое в формирующемся «Я». Дальше снова скучно и элементарно: что закрепленные «привычки» формируются в образ жизни закреплением связей между их «управляющими инстанциями», что дальнейшая «кристаллизация» сознания (подсознания, точнее говоря, но это детали) формируют жизненный уклад…
Д. Психика новорожденного – это сформированный (хотя и не развитый) чувственный аппарат разума. Рациональный (сознательный) аппарат психики формируется в результате информационного обмена с окружающей средой.
… Кто сказал «ребенок»? Я этого не говорил, я тщательно следил за речью, и применил слова «поступок», «сознание», «мы» совершенно сознательно. Все сказанное в равной степени относится к человеку, как и любому другому животному. Описанный выше гиперцикл «рефлекторного кольца» (привычки), составляющий элементарную единицу т.н. Первой сигнальной системы, он отражает мышление (и развитие) человека слишком схематично – и, главное, слишком фрагментарно. Есть принципиальные отличия. Вы правы, читатель, есть и Вторая сигнальная.
Свидетельство о публикации №216122300929
«Вам нужны такие действия, инициатором которых является психика, разум. Иначе нельзя сформировать Ваши любимые «привычки». Надо пробовать, пробовать и пробовать. Но инициатором этих проб являются, все-таки, врожденные инстинкты. Через пару дней я опубликую материал с более подробными разъяснениями».
Я в своем замечании объяснил, что
«В человеческой популяции, кроме стандартного набора врожденных инстинктов, имеется особая врожденная система (мышление), которая "умеет", по образцу и подобию, врожденным инстинктам, делать «дополнительные» (приобретенные) инстинкты, которые тоже «принуждают» системы жизнеобеспечения человека к реакциям»,
Но Вы оставили это без внимания.
В своих двух статьях, "1. Атомарная модель Супер-Эго" и "2. Первая сигнальная", Вы представили свой взгляд, но не по самому начальному этапу формирования личности, а на значительном удаления.
Необходимо, точки соприкосновения начинать искать с нашей способности к РЕЧИ, что приводит к «кодированию» всех наших знаний, умений, опыта, фантазий, заблуждений и прочего, в виде СЛОВ (набора слов). Это есть своеобразная ИНФОРМАЦИЯ человеческого общества, из которой каждая личность «черпает» в свою память некоторую (не всю, а существенно меньшую) часть. Вот эта часть информации, в виде СЛОВ, стала основой для формирования инстинктов у родителей, которые, затем, эти СЛОВА будут является основой для формирования его РЕЧИ и начальных, приобретенных инстинктов у ребенка.
Я их назвал привычками и ввел условные названия БИО и ЛЕО, можно назвать их МЭМами, Я, над-Я, стереотипами. Главная суть в том, что они полностью тождественны врожденным инстинктам, и предназначены для управления системами жизнеобеспечения человека.
Вся совокупность инстинктов (врожденных и приобретенных) находится во врожденной системе (условно МЫШЛЕНИЕ), которая связана, с одной стороны, с сенсорными системами, а, с другой стороны, с системами жизнеобеспечения человека. Мышление, анализируя сигналы сенсорных систем о воздействиях среды на человека, подбирает соответствующие инстинкты, сигналы которых активизируют соответствующим образом системы жизнеобеспечения. И ни какой психики.
В заключение. В чем суть последнего абзаца в этой статье?
Владимир Плетнёв 24.12.2016 20:39 Заявить о нарушении
В заключение Года: С Новым!
Ник Пичугин 30.12.2016 13:10 Заявить о нарушении
Поэтому решусь на рекомендацию. Поищите вместо "мышления" другое слово. Мышление - это процесс, а не система.
Ник Пичугин 03.01.2017 17:43 Заявить о нарушении
Поэтому, в своей рецензии к вашей статье, я предложил варианты дискуссий:
«точки соприкосновения начинать искать с нашей способности к РЕЧИ, что приводит к «кодированию» всех наших знаний, умений, опыта, фантазий, заблуждений и прочего, в виде СЛОВ (набора слов)».
«Вся совокупность инстинктов (врожденных и приобретенных) находится во врожденной системе (условно МЫШЛЕНИЕ)»
Владимир Плетнёв 04.01.2017 17:10 Заявить о нарушении
1. Термин «привычки» у нас как раз совпадают. А «мышление» Вы применяете к… Вам не нравится слово «психика», применяйте слово «разум», это то же самое. В разуме Вы человеку не будете отказывать? Разум (психика) это и есть аппарат мышления. А мышление – процесс.
2. Начинать с речи я не могу, потому что уже согласился начинать с глубокого детства, с младенчества. Речь появляется гораздо позже, а существенный вклад в мышление начинает вносить лет после 7. Погодите чуточку, дойдет дело и до речи, мало не покажтеся.
3. «Вся совокупность инстинктов (врожденных и приобретенных) находится во врожденной системе (условно МЫШЛЕНИЕ)»
Вот видите, к чему приводит не ограниченное словотворчество. Владимир, я Вас не понимаю. Что Вы называете «приобретенными инстинктами»? Объясните подробно и в деталях, это сугубо Ваше личное понятие. Читателю ведомо, что все без исключения инстинкты – врожденные. А что все они находятся в разуме – это безусловно и сомнений не вызывает. Какая ж тут дискуссия?
С уважением, Ник.
Ник Пичугин 05.01.2017 15:16 Заявить о нарушении
Так в статьях Андрея Якупа, «Человек, как система, состоящая из души и тела» и «Прощай, Господь Бог, здравствуй, господин Разум» мне понравились некоторые его ключевые представления о «Пирамиде Мироздания», в которой на ее вершине находятся две ступени:
«Подпрограмма-эго» включает врождённые инстинкты: умение дышать, удовлетворять жажду, голод, умение избегать чрезмерных перегревов и охлаждений, удовлетворять требования сексуальных инстинктов и т.п.)».
«Вторая часть «души» - «социумная подпрограмма», включает приобретённые с помощью социума Духов индивидуумом в течение его жизни условные инстинкты. Начинается это приобретение с момента выхода ребёнка в свет, с момента его рождения».
Если Вам не нравиться термин «приобретенные» инстинкты можно пользоваться термином «дополнительные» инстинкты к врожденным инстинктам. В самой системе Мышление нет различий между ними. Это единый массив инстинктов! Мышление, в интерактивном режиме, выбирает нужный инстинкт, для активизации соответствующей системы жизнеобеспечения.
Вот тут у нас имеется несовпадение наших представлений. Вот эти «приобретенные или дополнительные» инстинкты формирует само МЫШЛЕНИЕ, в котором уже присутствуют врожденные инстинкты, среди которых имеется наш уникальный врожденный инстинкт СКЛОННОСТИ к РЕЧИ.
Все свои взаимодействия человек способен «закодировать» СЛОВАМИ, которые формируют его «информационный» массив, своеобразную «библиотеку» познаний. Вот из этого массива, некоторые слова, становятся основой для формирования мышлением приобретенных инстинктов.
Что касается ребенка, то его мышление, все слова его родителей, особенно впервые годы жизни, сразу переводит в приобретенные инстинкты, а по мере своего взросления (накопления «библиотеки» познания), его мышление начинает формировать свои приобретенные инстинкты. И тут все начинает существенно усложняться.
Вот почему я предлагаю сверить наши представления именно на этом этапе на нашей способности к речи и ее роли в формировании массива инстинктов.
К сожалению, мы многое считаем незначительным, что приводит к неверной интерпретации последующих этапов, о которых образно выразилась автор статьи, «Сознание определяет быт», Надежда Каменская Адамова:
«Сознание человека — либо помойка, либо клумба с цветами. Одни видят везде только плохое, трудности, различия, противоречия, грязь. Другие видят хорошее, радостное и доброе».
Для этого и надо не просто накапливать ИНФОРМАЦИЮ, а подходить к ее формированию ОСОЗНАННО!
Владимир Плетнёв 06.01.2017 10:17 Заявить о нарушении
Владимир, термин «врожденных инстинктов» – Ваш собственный (рабочий). Это значит, что он подлежит определению, четкому наглядному и подробному… Если Вы хотите, чтобы Вас понимали. Те определения, которые присутствуют в Ваших текстах, являются на самом деле смутными описаниями – к тому же, неакцентированными, описаниями между прочим.
2. Но что бы ни значил этот термин в приведенной цитате, сама мысль представляется мне глубоко ошибочной. В дошкольном возрасте ребенок мыслит поступками и образами. И только после глубокого конфликта между этими смысловыми потоками слова начинают что-то значить в его мыщлении. А до этого родители влияют на ребенка эмоционально или посредством примера. Не словами.
3. В целом, Ваше (и не только Ваше) отношение к семантическому фактору в мышлении я характеризую как «речевой фетишизм». Речь – подчиненный и служебный инструмент мышления. В раннем детстве разум опирается на другие методы, которые упорно игнорируются "речевыми фетишистами".
«К сожалению, мы многое считаем незначительным, что приводит к неверной интерпретации последующих этапов…»
Ник Пичугин 06.01.2017 11:50 Заявить о нарушении
Владимир Плетнёв 06.01.2017 14:15 Заявить о нарушении