за поворотами лет - 9

               
     Люблю я осень, но только листопадную, а мокрую, холодную, с порывистыми ветрами, да с мокрым снегом… она такая и в городе не в радость, а в сельской местности, где дороги в непролазной грязи утопают, э-эх, не приведи Бог такой погодой в дальний путь собраться. Я же, как вспомню дорогу через поле, в соседнее село в школу, да каждый день и при любой погоде, так мурашки по коже под рубахой забегают от одних только воспоминаний.
     Поля у нас широкие, земли чернозёмные, а где и глинистые, сапоги кирзовые, грязью облепленные, неподъёмные. Ветром лицо так настегает, в класс зайду, щёки огнём горят, урок начинается, а я отогрелась, в сон клонет. Другое дело – местные дети, весёлые, выспавшиеся. А я смотрю в тетрадь, перед глазами строчки расплываются. Только кому до этого дело, спрашивают, как и у всех… Шесть уроков, голодная, (в школе не кормили), подташнивает, но нельзя расслабляться. Ещё домой надо идти. А домой, чтоб не месить грязь, я в тот раз пошла кружным путём, по шоссейной дороге.
     Вышла в поле и вдруг метель началась. Мокрым снегом всю меня облепило. Клетчатый платок на глаза надвинула, рукой прикрываюсь, ничего впереди не видно. Только и всего хорошего, что под ногами чувствуется каменное покрытие, скользко, но хоть грязь не липнет. Иду, где передом, где – спиной против ветра. Портфель прижала к груди, всё хоть немножко от ветра прикрывает. А дороге конца и края не видать.
     Вот так шла да шла. Вроде снег поредел, начало смеркаться. Тут другая напасть – как бы не проглядеть, где нужно в своё село сворачивать на просёлочную дорогу.
     Впереди какие-то силуэты чернеют. Кто? Что? В чистом поле ещё неизвестно кого встретишь… Иду, дрожу всем телом от холода и от неизвестности. Стали ближе сходиться – от души отлегло. Это какая-то пожилая женщина в фуфайчонке и сером клетчатом платке до глаз, вела худющую корову на короткой верёвке, конец которой намотан на кисть руки. В другой руке сучковатая палка, на которую она опирается. А я на её ноги смотрю, в тонких изношенных чулках, карандашами выглядывают из кирзовых голенищ, мокрые, снегом залепленные до самых колен. От ветра юбка путается в ногах. Перевела взгляд на корову, а у той ключицы да рёбра под кожей виднеются. Идёт,  понурив голову, ей уже всё едино где копыта отбросить. Чувствую, жаль мне эту женщину и её корову, так жаль, что и за себя забыла. Разминулись мы, ни слова не сказав. Чужая она, не из нашего села. Я ещё несколько раз оглянулась ей вслед. Последний раз посмотрела, вижу – стоят они на дороге. Женщина обхватила корову руками за шею, прильнула к ней щекой… И у меня слёзы на глаза навернулись. Да только чем поможешь?.. А то, как они стояли одни в поле, так в душу запало, что и теперь, глаза закрою и вижу их.
     Дома рассказала бабушке, а она только повздыхала и пошла возле печи мою мокрую одежонку развешивать. Я накинула на плечи мамин платок, хлебаю борщ и борюсь со сном. Какие там уроки…


Рецензии