В чём ценность старой веры в наши дни

      Один из моих знакомых, атеист-физик, во всех своих письмах и разговорах категорически отвергает Православие да при всяком удобном случае критикует меня: “Ты, как всегда,  прославляешь православие! До крещения Русью  управляли умные и честные – ведические жрецы. Иуда князь Владимир уничтожил большинство жрецов, навязал православие и привел этим к власти князей. Цена принятия православия – уничтожение трёх четвертей народа и долгая гражданская война, которую прекратило правление Орды. За это народ должен любить православие? Он показал эту любовь в 1917-м году, очень мало осталось верующих”.
    
    Попробуем разобраться  в этом высказывании. Если допустить, что в дохристианской Руси существовала более высокая цивилизации, то, выходит, что с уничтожением жрецов она оказалась нежизнеспособной: лишившись “управления”, народ вскоре принял другую веру. Частые столкновения между отдельными княжествами никак нельзя назвать гражданской войной, точное количество погибших в них неизвестно самым авторитетным историкам, но, тем не менее, прекращение междуусобиц, объединение княжеств положило начало падению Орды. Получается, что народ в этих княжествах  был, он-то и сломал ординский хребет.  К 1917-му году в России, действительно, осталось немного подлинно верующих: именно отказ от подлинного Православия и послужил причиной революции.
   
     Историю России нельзя рассматривать без христианства, христианство – без Православия, Православие – без староверчества.  До сих пор у большинства людей бытуют дикие, искажённые представления о староверах как о неких фанатиках, которые скрываются в лесах или на горах да молятся чуть ли не пенькам. В качестве примера порой приводят жизнь отшельницы Агафьи Лыковой. Детям, молодёжи и людям, впервые услышавшим о старообрядчестве, может помочь новая книга широко известного писателя-старовера и историка Дмитрия Урушева “Русское старообрядчество. Традиции. История. Культура”, выпущенная в 2016-м году московским издательством “Эксмо”.  Книга может быть использована в качестве учебного пособия для преподавания предмета “Основы православной культуры”.
    
     Содержание начинается с трёх небольших предисловий. Автор первого из них – “От крещения Руси” – Елена Михайловна Юхименко, доктор филологических наук, заслуженный работник культуры РФ. Автор второго – “История русского непослушания” – кандидат филологических наук Андрей Львович Мельников. Он, в частности, отметил следующие достоинства книги: “Дмитрий Урушев адресовал свою книгу об истории русского старообрядчества преимущественно подрастающему поколению… Писать подобную книгу для юношества – достаточно смелое решение. Ведь ее можно было бы назвать “Историей русского непослушания”.
    
      Если  народовольцы и нигилисты  бунтовали против  Бога и царя,  то староверы восстали против воли царя, задумавшего церковную реформу. Бунт защитников старых обычаев был объявлен во имя Бога и верности отцам. Верности светскому властителю они противопоставили верховную власть Господа, в непослушании царству земному они опирались на авторитет слова Божьего. Так что в этом смысле влияние книги на неокрепшие умы будет верным в духе политическо-педагогических веяний последнего времени.
    
     Но история русского староверия – все же и история русского бунтовщичества. Не случайно многие народные движения возглавлялись приверженцами старой веры. В предлагаемой книге можно найти главы про восстания стрельцов и казачьих вождей Булавина и Некрасова, оборону от царских войск соловецких монахов, краткую историю Пугачёвского восстания. 
      
    Благодаря трехвековому сопротивлению имперской государственной машине, в среде старообрядцев сохранился дух вольности, который совсем исчез в остальной, крепостнической, России, придавленной единомыслием. Парадокс, но именно староверы, купцы и промышленники, стали в России проводниками капиталистического прогресса. Купеческий прогресс, конечно, тоже нес в себе противоречия, что достаточно отражено в русской литературе.
      
     В ответ на неповиновение империя и ее официальная Церковь подвергли староверов жестоким, упорным гонениям. Наряду с официальной Россией возникла альтернативная страна старообрядцев, тоже русских, тоже христиан, но живущих независимо от царя-батюшки. В этом, наверное, следует искать объяснение упорству гонений на упрямцев. Как бы то ни было, но история русского старообрядчества представляет собой летопись наиболее массового и последовательного проявления инакомыслия. Что по нынешним временам уже немало”.
    
      Большой интерес у читателей вызывает предисловие “От автора”, написанное ярко, живо, убедительно, с учётом всех современных реалий: “История российская есть история православия. Но эта история непонятна и неполна без истории старообрядчества. Бедствия русского народа в наши дни необъяснимы без изучения церковного раскола в XVII веке. Раскол – важнейшее событие отечественной истории. Им объясняется все, что происходит с нами от дней царя Алексея Михайловича доныне. Даже несчастья новейшего времени – гибель Российской империи, развал Советского Союза, смута на Украине – были предопределены в середине XVII столетия. Тогда же были предопределены причины Первой мировой войны, двух революций 1917 года и Второй мировой войны. Их последствия – грядущие революции и войны, которые предстоит пережить России.
   
     В наши дни принято сожалеть о “России, которую мы потеряли”, о великой империи, рассыпавшейся в 1917 году. Ах, какая была страна: хруст французской булки, дамы с собачками, господа офицеры, цыганские хоры, шустовский коньяк и устрицы. Но знают ли наши сожалетели, что Русь слиняла не в 1917 году, а гораздо раньше – в XVII веке? То, что произошло при императоре Николае II, было предрешено еще при царе Алексее Михайловиче. Как наркотики не сразу убивают человека, а медленно разрушают его, так и церковные преобразования медленно разрушали русское государство до тех пор, пока не убили.

   Ведь реформы царя Алексея Михайловича и патриарха Никона касались не только богослужения, книгопечатания или иконописи. Они касались народного умонастроения, общественных взглядов и государственного мировоззрения, одним словом, того, что называют идеологией. Новая идеология царя и патриарха была порочна и убога, она способствовала развитию у нашего народа чувства собственной неполноценности и ущербности. Дескать, мы, русские, – невежи и дикари. Шесть веков христианства нас ничему не научили. Нам надобно всему учиться заново.

     При царе Петре I эта народная неуверенность была доведена до всеобщего безумия. Отныне стало незазорно ругать Россию. Дескать, она и немытая, и убогая, и лапотная. Ничего-то хорошего у нас нет. Всему-то нам надо учиться. И наши предки стали покорно учиться. При Алексее Михайловиче – у греков, малорусов, белорусов и поляков. При Петре Алексеевиче – у немцев, голландцев, англичан и шведов. Но это была не учеба, а скорее, бессмысленное повторение, обезьянничанье. Греки учат креститься тремя перстами? Хорошо, будем так креститься. Малорусы учат по-своему писать иконы? Нехай, будем так писать. Немцы учат брить бороды? Гут, будем бриться. Голландцы учат курить табак? Ладно, ребята, закуриваем! То же происходит и в наши дни. Только теперь мы подражаем не европейцам, а американцам: джинсы, гамбургеры, чипсы, пепси-кола, кока-кола и Хэллоуин.

     Старообрядцы – это те христиане, что не признали богослужебные реформы и последовавшее за ними изменение русской жизни. Они остались верны церковной старине и отеческой древности. О них и рассказывает эта книга. Ведь старообрядчество – это не только старые обряды, двуперстное крестное знамение, трисоставный (восьмиконечный) крест и борода. Это также честность, верность, трезвость и трудолюбие.

    Трудно поверить в это, но сто лет назад на Руси проживало не менее 15 миллионов старообрядцев. Когда-то целые местности были заселены преимущественно староверами. Советская власть, разорив русскую деревню, разорила и эти местности. Там где когда-то жили справные крестьяне и стояли старообрядческие храмы, ныне разруха и запустение. Заброшенные кладбища и церковные развалины, заросшие крапивой и кипреем – вот и все, что осталось от больших деревень.

   Когда-то даже целые города были населены, в основном, староверами. Богатые промышленники и торговцы заботились не только о набивании кошелька, но и о спасении души. Поэтому строили не только фабрики и лавки, но и храмы Божьи. Советская власть не пощадила купцов с их промыслами и торгами. Они канули в небытие. А вместе с ними канули ярмарки и базары, банки и заводы, богадельни и церкви.

Сегодня в каком-нибудь городе Эн, который азиатски дик, скучен, пылен и всеми забыт, молодежь коротает вечера с сигаретой в зубах и пивом в руках. Ребята и не вспомнят, что сто лет назад в их городке было несколько старообрядческих храмов, а их прапрадедушки и прапрабабушки степенно расхаживали в кафтанах и сарафанах, картузах и платках. В ту пору встретить на улице человека с папиросой или бутылкой было просто немыслимо.

     От нас, дорогие друзья, зависит будущее России. Что станется с русским государством и русским народом через полстолетия? Сохранится ли наша речь? Будут ли наши потомки исповедовать христианство? Будут ли они читать Пушкина? Останется ли наша Москва русским городом или превратится в аул-кишлак? Это зависит от того, как хорошо мы выучим свою историю и какие уроки извлечем из нее”.

    Интересны все семьдесят восемь небольших глав книги, во многих из них речь идёт о чудесах и испытаниях, преодолённых непоколебимой верой в Бога. В главе  71-й  воссоздана полная драматизма жизнь нижегородского старовера Семёна Кузнецова: “В 1929 году в Великий четверток, чтобы сорвать празднование Пасхи, коммунисты схватили всех священников, диаконов и уставщиков в Арзамасе и окрестностях. Согнали их в городскую тюрьму. Потом повели в Нижний Новгород пешком под прицелом ружей солдат.
Дошли до реки Сережи. Тут верующим было объявлено:
– Кто хочет пройти через реку по мосту, пусть снимает кресты. Кто не хочет по мосту, Бог вам в помощь, идите через реку!
    
     А лед на реке начал таять. Кое-где уже была видна вода. Верующие не знали, как быть. Многие упали на колени и стали просить солдат о пощаде. Кузнецов не выдержал, перекрестился, запел “Волною морскою” и пошел по льду. Люди подхватили пение, последовали за Семеном и благополучно перешли на другой берег. Солдаты по льду кинулись догонять их. Но лед не выдержал, проломился и все оказались в полынье. Верующие не стали ждать, пока солдаты выберутся из реки – разбежались кто куда. Старообрядцы из Чернухи пошли в Нижний Новгород. Оттуда Кузнецов отправился в Томск, а затем в Минусинск”.
      
      В середине декабря  2016-го года в пермском Храме во имя Святителя Стефана Пермского состоялись десятые, юбилейные  Аввакумовские чтения, посвящённые проблеме образования и воспитания молодёжи. Доктор технических наук Сергей Белобородов в своём докладе ёмко назвал Романовщиной имперскую эпоху в истории России.  Он высказал глубоко продуктивную мысль,  что инициированный царём Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном Раскол середины семнадцатого века был не просто церковной, но государственной “реформой” с целью закабаления народа, беспрекословного подчинения его правящим властям. “Ты и твоя семья страдают от барского гнёта? Терпи, на то Божья воля!” – так говорили страждущему народу синодальные попы.
      
      При этих словах многим вспомнились бессмертные строки Александра Пушкина из стихотворения “Деревня”:
             Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
             Присвоило себе насильственной лозой
             И труд, и собственность, и время земледельца…
     Докладчик утверждал, что при Петре Первом было яростное стремление властей переформатировать Россию на протестантский лад, согласно которому богатые люди всегда успешны и поэтому обретут рай, а бедняки и неудачники пусть пеняют на себя. Трудно было придумать более антихристианское и антиправославное учение!
      
     По мысли Сергея Белобородова, старовер – это цельный человек, крепкий хозяин, живущий в достатке, нажитом честным трудом, прекрасный семьянин. Современный старовер должен быть высокообразованным человеком, способным дать ответы на любые вопросы. Образование должно быть неразрывно связано с воспитанием человека и практикой, подготовкой к его будущей профессии: только тогда будет оно эффективным.
    
         Из содержательного, артистичного и эмоционального по манере изложения доклада историка Виталия Мингалёва собравшиеся узнали о том, что предпосылки для Раскола 17-го века вызревали ещё в пятом, шестом и последующих веках. Византийские греки упорно стремились сделать московскими патриархами своих ставленников, тогда как русские цари ориентированы были на учения Отцов церкви из Святой земли. Многолетняя брань духовная привела к победе стяжателей над нестяжателями: вот почему многочисленным преследованиям подвергался протопоп Аввакум, отстаивающий чистоту и твёрдость веры ещё до объявления преступных ”реформ” царя Алексея и патриарха Никона. 
   
       После трагедии Раскола середины семнадцатого века, на староверов обрушились беспрецедентные в истории Руси гонения. Тысячи из них, спасая свои жизни и жизни своих близких, бежали на Север, на Юг, на Урал, в Сибирь, за границу Руси. Оставшиеся без священства люди молились то в скитах, то в часовнях, то в собственных избах. Возникли так называемые согласия или толки: поморцы, часовенные староверы, беспоповцы, молокане – всего более  сорока толков.  Красочно описаны иные из согласий в трилогии Алексея Черкасова “Хмель”: там под пером советского писателя вожаки староверов выведены  жестокими фанатиками.  Но правда жизни отчасти восторжествовала в явно заказном произведении.  Филаретов толк, будучи высланным в Восточную Сибирь,  сумел выжить и там – благодаря полному неприятию курения, пьянства да неустанной тяжёлой работе.
   
     Бывший царский чиновник Павел  Мельников (Андрей Печерский) тоже по заказу властей изрядно очернил старообрядцев в дилогии “В лесах. На горах”, но к концу жизни понял их правоту. Похоронен он не абы где, а на территории староверческого храма в Нижнем Новгороде.
   
      В 1846-м году греческий митрополит Амвросий в местечке Белая Криница, на территории бывшей Австро-Венгрии, мужественно возглавил нашу обезглавленную церковь, за что причислен был к лику Святых. С тех пор чин митрополита стал передаваться от одного праведника к другому. В настоящее время Русскую Православную Старообрядческую Церковь – РПСЦ – возглавляет Его Высокопреосвященство Корнилий, митрополит Московский и всея Руси. Магистральное церковное направление с Божьей помощью сохранилось, согласия постепенно сходят на нет. Четыре года  тому назад старообрядческий священник из Оренбурга, о.Владимир Гошкодеря, навестив Агафью Лыкову, доверщил, докрестил её путём троекратного погружения в воду. Ныне Агафья, бывшая ранее беспоповской, пребывает в лоне РПСЦ.
    
     Выдающиеся русские писатели двадцатого века: Валентин Распутин, Василий Белов, Виктор Астафьев, Александр Солженицын – не случайно пришли к пониманию правоты старой веры. Староверие, в действительности, представляет собой уникальное явление во всей истории мирового христианства, так как сохраняет не только древнерусский церковный обряд, но и древнерусскую культуру: книжность, иконографию, бытовые традиции, семейный уклад. Более того, староверчество сейчас является единственно истинным Православием планетарного масштаба, поэтому так необходимо сохранять и развивать его. 
    
       Что представляют собой современные староверческие службы? Уже за церковной оградой начинается особый мир древлеправославного благочестия: здесь не курят, здесь нет места сквернословию и брани, здесь все помыслы устремлены к Богу. На вратах Храма висит икона, при виде которой полагается трижды совершить крестное знамение двумя перстами и с поклонами произнести молитву мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному! Создавыи мя, Господи, и помилуй мя! Без числа согреших, Господи, помилуй и прости мя грешнаго!”. Эту же молитву с тремя поклонами и крестным знамением следует повторить, войдя в Храм.
      
      Из чего складывается особая красота, благолепие и торжественность староверческих служб? Огромную роль играет тут неукоснительное следование традициям: мужчины, поющие на клиросах,  одеты в чёрные кафтаны, женщины – в блузки и длинные, до полу, сарафаны. Все они держат в руках лестовки. Кажется, что от белых их платков, заколотых булавками под подбородком, исходит сияние, а однотонные шёлковые сарафаны – тёмно-синие, зелёные, лиловые, бордовые – создают неповторимую цветную гамму. У женщин, девушек и девочек видны только лица да кисти рук: всё остальное должно быть скрыто под одеждой.
   
      Староверчество – это православие не только для русских: ещё во времена становления и укрепления Московской Руси на службу к великим князьям шли лучшие представители всех этносов и народностей, принимали православие и содействовали образованию русского суперэтноса. Эта традиция возрождается и в наше время.
   
       Более тридцати человек – мужчины и женщины с прекрасно поставленными голосами – поют во время службы на клиросах, создавая особую, неповторимую атмосферу богослужения. Знаменные распевы по  специальным знакам – крюкам – оказывают, воистину, целебное воздействие, врачуют души и тела.    Приложившись к кресту после окончания службы, прихожане внимательно выслушивают проповеди батюшки, каждая из которых идёт из глубины его сердца. Службы зачастую завершаются общими трапезами, и в приготовлении церковных обедов являют своё немалое искусство женщины-повара. Любая церковная служба – это труд, талант и вдохновение многих людей. Воистину, “всякое дыхание да хвалит Господа!”.
   
     Староверы причащаются всего-навсего четыре раза в год, в каждый из постов.  Это холодная пища без подсолнечного масла, без чая: чёрный хлеб, овощи, постные каши – и при этом неустанные молитвы. Многим современным людям это кажется чем-то непреодолимым, но прожить неделю в полной аскезе не составляет труда. А польза для души и тела – огромная!
    
      Как воспитывают своих детей русские староверы? Вскоре после рождения следует важнейшее в жизни ребёнка таинство крещения, после чего родители стремятся приносить его в церковь на каждую воскресную службу – Литургию, – где младенцы непременно причащаются. Девочки постятся с двух лет, мальчики – с трёх. В церкви маленькие девочки в белых платочках, аккуратно застёгнутых под подбородком, в длинных платьицах или сарафанчиках похожи на очаровательных куколок-матрёшек. Они, подражая отцам и матерям, старательно крестятся двуперстием и забавно, порой неумело делают земные поклоны, положив перед собой подручники. Хороши и мальчики в рубашках, подпоясанных разноцветными вытканными поясками, на которых вышиты слова молитв. Каждый из них чем-то напоминает юного отрока Варфоломея с известной картины Михаила Нестерова.

      И вот дети подрастают… В специально сшитых  для церковных богослужений кафтанах и сарафанах они вместе с  певчими на клиросах начинают петь духовные песнопения, наизусть запоминают порядок богослужений, а вскоре сами начинаются исповедываться перед священниками в своих пока ещё небольших грехах. Такой ребёнок никогда не возьмёт в рот папиросу или сигарету, не станет вдыхать в свои лёгкие смрадный их дым и отравлять им чистый воздух, не станет разбрасывать повсюду окурки и сквернословить на каждом шагу. Церковь с младых ногтей учит его чётко разграничивать понятия греха и добродетели, добра и зла. Сама приподнятая, торжественная атмосфера богослужений настраивает детей на возвышенный лад, устремляет их юные сердца к Богу.
    
       Современная массовая культура, а часто и семья, формирует человека, главная цель которого – выживание в условиях социально-проблемного поведения любой ценой, в том числе, благодаря насилию над другими. В наших школах тоже происходят беспрецедентные акты насилия: убийство учителя учеником, избиения студентки колледжа в Ульяновской области тремя старшекурсницами. Святитель Василий Великий сказал: “Кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием”.         
    Телесериалы стали своего рода Академией, обучение в которой успешно прошли будущие малолетние преступники. А фотоснимки обнажённых женских и мужских тел на журнальных обложках, что выставлены во всех газетных киосках? Мудрено ли, что шестиклассники и семиклассники начали уже в школах играть в игры, имитирующие половой акт, старшеклассники же давно перестали считать ранние половые связи чем-то зазорным. А поведение детей олигархов, – выросших за два с половиной десятилетия моральных уродов, считающих, что за деньги их родителей им всё дозволено? Какой пример подают они прочим детям России?

      А сам установившийся в стране с 1991-го года чиновничье-олигархический режим? Если олигархам было позволено в узаконенном порядке единолично пользоваться природными ресурсами, присваивать их и становиться долларовыми миллиардерами, о чём знает весь народ и вся молодёжь России, то юные воры, равняясь на них, давно перестали считать греховной кражу пары-тройки тысяч рублей. Олигархизм, как раковая опухоль, породил множество преступных кланов, аномалии были сознательно возведены в норму, и в результате мы получили насквозь больное, криминальное общество без нравственных тормозов, жертвами которого стали многие взрослые и дети.
    
    И всё же остановить рост детской преступности и растления несовершеннолетних необходимо: от этого, без преувеличения, зависит будущее России. И здесь, как никогда ранее, важен опыт староверов и его позитивные результаты. Создание многодетных семей, где старшие дети помогали родителям и заботились о младших, – это давняя традиция в старообрядчестве. Наличие трёх детей в семье считалось чем-то вроде минимума, ограничиться которым могли из-за болезни одного из родителей или утраты кормильца. Родители стремились иметь четырёх и более детей.
   
    Будущее России станут определять её нынешние дети, и на чью сторону склонится чаша весов: на сторону повзрослевших, а ныне пока ещё юных преступников или нормальных во всех отношениях детей  – зависит от нас, взрослых,  от нашей твёрдой веры в Бога и желания переломить опаснейшую тенденцию.
    
    Иногда меня спрашивают, что могут решить староверы, если пока их  мало? Они могут вымолить у Бога спасение для России, а это главное, ради чего мы живём. Вспомните заступничество Авраама перед Богом за погрязших в тяжких грехах жителей Содома и Гоморры. Бог сказал Аврааму, что не истребит города и ради десяти живущих в них праведников, но не было в Содоме и десяти праведных. Вот и стремимся мы составить эту “десятку праведных”,  ради которых Господь спасёт нашу страну.
    Староверы пронесли веру в Бога через все мыслимые и немыслимые испытания и гонения, сохранив при этом  пассионарность, стремление изменить и свою жизнь, и ситуацию в стране к лучшему.


    


Рецензии
Уважаемая Галина! Очень вдохновляющая и своевременная статья. Вы правы говоря, что "будущее России станут определять её нынешние дети". Сознание необходимо формировать с детства. Старая вера - крепкая вера. По сути, такие же мысли одолевали меня при написании статьи: "Духовные скрепы Уральского казачества". www.proza.ru/2016/11/08/1995
С уважением, Николай.

Николай Панов   17.04.2017 18:55     Заявить о нарушении
Николай, благодарю за понимание ситуации. Обязательно прочту Вшу статью.

Галина Чудинова   17.04.2017 20:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.