Коротковолновик. 1958-1960гг

Всё в нашей жизни когда-нибудь, случается впервые!

27 Июня 1958 года мы уехали из Черкесска. И только через четырнадцать дней, сквозь раcсеивающийся жёлтый туман, увидели землю! Сахалин! Порт Корсаков. Южно-Сахалинск. И вот из-за сопок показался Синегорск. Поезд остановился, — всё, приехали! Путешествие из Черкесска в Синегорск закончилось! Что нас ждало здесь, в неизведанной стороне?!

Опустим все мелкие, житейско-бытовые проблемы... Нам дали большую комнату в двухэтажном бараке. Мама сразу же устроилась на работу, в местную больничку. Я естественно в школу, в шестой класс, и как оказалось на целых два года... Была ли библиотека в посёлке, я как-то не интересовался? А вот купить свою настольную книгу получилось сразу же! Виктора Гавриловича Борисова — «Юный радиолюбитель». Это уже была более серьёзная книга, нежели та, самая первая! С чего всё и начиналось... К тому времени это было уже третье издание (первое 1951 года, а последнее 8-е 1992 год.) и как оказалось не последнее!

Как только квартирный вопрос устаканился, я тут же продолжил освоение радиолюбительской «целины». Через весь чердак протянул антенну. Собрал, уже со знанием дела простенький, новый детекторный и? И тут же услышал станцию Южно-Сахалинска! Радости, — полные штаны! Вы спросите, зачем мол для кого-то островка целая радиостанция? Ну во-первых не островка, а острова, а во-вторых Сахалинская область, — область островная в которую, кроме Сахалина входят и любимые всеми япошками Курилы (Курильские острова)! Протяжённость же Сахалина около восьмисот километров. А до самого дальнего из Курильской гряды островов Парамушир, вся тысяча! И как вот по тем временам охватить радиовещанием такую интересную область!?! Одни острова, — блин!

Радости, это конечно хорошо. Вот только они как-то быстро закончились, с выключением местного радиоузла! Бывалые конечно посмеются надо мной... Ну, дык?! Слышал-то я всего лишь наводки от радиосети, провода которой без моего ведома были протянуты параллельно моей антенны! И уже через день антенна переместилась на новое место, — из окна, через речку к знаменитому дому №22... И наступила тишина... Но как оказалась жизнь девка полосатая, в смысле на горизонте появилась белая! Иду по улице, смотрю на дверях маленькая табличка, — «Радиомастерская». Вот это да! Захожу, знакомлюсь, — радиомастер дядя Миша. В результате визита притащил домой старый радиоприёмник «Рекорд-47». Конечно для простого обывателя, — железяка десятилетней давности, а для меня?! Ведь у меня кроме мелкого инструмента, — ничего! А уж про какой-то измерительный прибор и говорить нечего! А радиоприёмник, это ведь и прибор тоже! Главное надо знать как им воспользоваться?!

А дальше... Прямо по книге, шаг за шагом начал осваивать... Дядя Миша лишь поддерживал меня, да так когда трудности возникали?.. Отсутствие присутствия приборов заставило меня выискивать разные способы выхода из казалось бы тупика. Это уже тогда я становился следователем, как ни странно?! Ведь каждый шаг очередная головоломка! Да спросите Вы любого радио или телемастера тех времён, те же следователи!

Прознав про мои увлечения радиотехникой, учителка физики (наверное ответственная) предложила что-то сделать для школьной выставки детского творчества. А так как все мои опыты не имели вид законченной конструкции, то? Я конечно отказался, но? Но у директора возникла идея... Получив энную сумму, еду в Южно-Сахалинск и покупаю детский радиоконструктор. Собираю и уже на третий день он на выставке! Всё так просто?! А память об этом у меня до сих пор: две отвёртки и ключ на 14, правда не совсем в обычном исполнении!

Но всё хорошее когда-нибудь кончается... Дядю Мишу, как говорится, — «ушли»! Прислали нового, молодого, наркомана! Перед уходом, в последний день дядя Миша отдал мне аж три радиоприёмника, на выбор: «Рекорд-53», «Рекорд-49» и «Москвич»! Плюс ещё тот, старый 47-го года. Во какое богатство! Вы спросите мол почему, откуда? Оттуда! Ведь Синегорск место особое, шахтёрское.... Денег много, а тратить некуда. Коэффициенты как бы северные. И тарифы тоже, как оказалось! И дальше сцена! Приходит клиент, а ему? Правильно, подсчитывают стоимость ремонта... А далее клиент равнодушно оставляет неработающий аппарат мастеру со словами: «А ну его на ...! Пойду лучше новый куплю!» И вот таких «отказников» у дяди Миши было целых две полки! Он конечно бы мог всё это забрать себе, но? Но к моей радости он жил в Южно-Сахалинске (за тридцать километров), а дорога только железная и более никакой! За раз не успел увезти, а за два не получилось! Так я в одночасье стал богатеньким!

Так уж получилось, но вот только через два года, в шестидесятом, в июне мы уехали обратно на материк, в поисках счастья! Конечно, я не мог всё своё богатство увезти, а только два «Рекорд-53» и «Москвич».

Что мне дали эти два года? Многое, даже очень! Как результат, построенный на базе «Москвича» трёхламповый приёмник прямого усиления. По параметрам даже лучше чем заводских: «Тула», «Рига-Б912» и «Киев-Б2». На удивление принимал много радиостанций. Это были не только станции Южно-Сахалинска, но и Хабаровска, Владивостока и ещё какие-то русскоговорящие... А уж японско-корейско-китайских тьма! Даже две! И самое главное, как говорится, — брошено зерно в будущее, в радиоспорт! Посмотрите на рис 1. Это простенькая схема очень чувствительного приёмника на УКВ диапазоны! Конечно тогда, на Сахалине времени уже не оставалось для реализации всего задуманного, но? Но я не забыл и только благодаря этой простенькой схеме я попал в новый неизведанный мир,  — мир радиолюбителей-коротковолновиков!

На картинке вверху: бытовой снимок. На столе стоит радиола «Рекорд-50», Бердского радиозавода. Ниже «Рекорд-53» того же завода. На фоне врезка, шкала от «Рекорда-53», но уже Иркутского радиозавода. Именно такой и был у нас! На рис 2. одноламповый, прямого усиления радиоприёмник. Правда в реальном исполнение лампа была старинной, трофейной. А на рис 1. простенькая схема работающего радиоприёмника, так называемого сверхрегенератора. В отличие от предыдущего, — регенератора!

И куда же нас понесло на этот раз? А! И не спрашивайте?! Если бы мама была до сих пор жива и здорова, — мы по-прежнему бы мотались по стране! Ну, дык! Не судьба! Сначала Пермь. Потом Чёрмоз (Пермская область) и наконец Ува, райцентр в Удмуртии, в семидесяти километрах на запад от Ижевска.


Продолжение здесь.  http://www.proza.ru/2016/12/24/1417


Рецензии
Бендера понесло. (зелёная)

У нас была радиола где-то тех лет 58. Шкала была очень похожая как на фото. Но работал там приёмник только. Изнутри было видно, что пережила не один ремонт. И вот я сдуру разобрал. В то время не понимал ещё ценности таких вещей.
Помню, трансформатор не мог никак отпаять. Оказалось провод приварен сваркой! Конденсаторы блокировочные были: просто катушечки ЛЭШО намотанные на штырьки, торчащие из шасси. Я бы и сейчас такую не выбросил.

Позволю себе несколько критических замечаний.
Хорошо сказано: >жизнь девка полосатая< :)))
Вот это я бы изменил, режет глаз: >Отсутствие присутствия<
Старожилы советуют не злоупотреблять восклицательными знаками.
Вот здесь я бы расшифровал: >две отвёртки и ключ на 14, правда не совсем в обычном исполнении!<

Валерий Ясень   28.12.2016 14:28     Заявить о нарушении
Спасибо Валерий! Думаю это были шестидесятые? Тогда эпидемия начиналась с этой сваркой, почти не ремонтно-пригодной!? Ладно два проводника, а если контакт от панельки ламповой? Откусишь и считай припаивать не к чему? Да и ещё эта окалина после сварки? А, фигня всё это!!! Конденсаторы которые Вы видели, не блокировочные. Есть такое понятие как конденсатор переменной ёмкости. В Вашем приёмнике для настройки на разные частоты (станции, волны...). Он большой и несколько сложный. Но бывает нужны тоже переменные но маленькой ёмкости. Их называют подстроечными или по-импортному триммеры.
В общем-то их один раз в жизни (если такие как Вы не подсуетятся? :-))) и всё, более они не участвуют, в отличие от основного переменного.
И чтобы удешевить аппарат делают вот такие с проволочкой (обкладкой конденсатора) Меняя число витков, меняете площадь обкладки. А ёмкость прямо пропорциональна площади. Во какую Вам сказку рассказал! :-))

Вот это я бы изменил, режет глаз: >Отсутствие присутствия< Я специально такое применяю на контрасте двух понятий...

Про расшифровку Вы меня удивили??? Радиоконструктор, это же не современные пазлы и прочая китайская хрень?! Там же железяки всякие, ну чтобы было на чём дальше строить, панель называется, основа. А там всякие болтики, гаечки... Да и элементы некоторые тоже крепятся посредством тех же. Обычный регулятор громкости (тех времён конечно) гайкой на 14 крепился... А так как другие гайки были не то 5.5 мм. то ли 6? Ключ получался не стандартный Вот и сделали такой необычный на 5 как все, а на 14 накидной, да и вдобавок из мягкой стали, одноразовый... Типа велосипедного, худшего качества!
А теперь выводы? И кому это всё нужно? Такое длинное объяснение? Кому? Вот и пишут некоторые авторы своё... Один пацан из Татарии:"У него была бабушка и далее Ф.И.О. год рождения... И кому это нужно? Ведь не мемуары пишешь? Ладно пацану простительно, а взрослы не далеко ушли... Пишет о любви и тут же пошла на рынок купить... И дальше на пол-страницы описание чего она там купила?.. Умереть не встать!!!
Чёй-то я уже притомился с Вами "бороться"?

Всего Вам доброго! С уважением!

Владимир Сысолятин   28.12.2016 15:44   Заявить о нарушении
Клянусь, больше не буду приставать.
Намёк про Новый Год понял.
Остаулю ещё пару замечаний, отвечать не обязательно.

За сказку спасибо.
Видите - раздолбал аппарат и даже не понял до конца что для чего там было предназначено. Для вас это было обыденность, а сейчас такое с руками оторвали бы.

Валерий Ясень   28.12.2016 17:05   Заявить о нарушении
Спасибо Валерий! Я Вас немного разочарую... Ну, да раритеты. Только вот от станций на длинных и средних волн начали избавляться,-денег на содержание нет!
Скоро и до коротких доберутся! Так, что такие приёмники интересны будут только для коллекционеров, увы!

Всего доброго! С уважением!

Владимир Сысолятин   28.12.2016 17:32   Заявить о нарушении