Коротковолновик. 1965-1967гг. CQ DE UA6RBA

Всё в нашей жизни когда-нибудь, случается впервые!

Прошло наверное полгода и в нашей с мамой жизни произошли изменения. Мама на поверку оказалась сильной женщиной! И в отличие от других с её заболеванием, не стала сдаваться и лежать без движения, а спустя немного времени стала уже самостоятельно вставать с кровати! А потом и ходить понемногу, опираясь на костыль. Когда я на улице встречаю людей идущих медленно странной походкой, понимаю это идёт парализованный... А ведь встречал таких, которые даже и не пытаются что-то предпринять. Став обузой для своих родных и близких!

Наступил шестьдесят пятый. Мы, продав старую хатку, купили новую, в смысле другую, ближе к центру. И мне хорошо, — до работы рукой подать и маму чаще можно проведывать... Теперь уже можно было подумать о своей мечте. Но, что делать и к кому обратиться? Ведь до Грозного более ста километров. А про телефон тогда можно было только мечтать. И вот неожиданно в газете «Грозненский рабочий» появилась заметка о радиолюбителях-коротковолновиках... Естественно фото ребят и того кто мог бы мне что-то объяснить! И адрес республиканского радио-клуба, — проспект Победы 9 (Сейчас проспект В.В. Путина). Вот это да! Сборы были недолги и вперёд! Приехал и по адресу... Оказывается в этом здании находится республиканский комитет по телевидению и радиовещанию. Стоят и о чём-то разговаривают какие-то мужики: русские и чеченцы. Спрашиваю? Вон там, — показывают мне, — по лестнице на четвёртом этаже. Иду и уже на втором этаже слышу как морзянка наяривает... Иду на звук и попадаю куда надо!

Поговорил с начальником клубной радиостанции и? И наконец-то всё прояснилось... Очень он обрадовался, узнав откуда я?! Оказывается наш район, — белое пятно, в смысле радиолюбительской деятельности. «Вот такие нужно документы! — просвещал он меня. — Соберёшь и ценным письмом к нам вышлешь. Если всё нормально, мы тебя пригласим для сдачи экзаменов, на знание электро и радиотехники. А затем все твои документы через КГБ... И если за тобой нет ничего противоправного... Ну и так далее!» На складе радиоклуба тут же не отходя от кассы, приобрёл самое главное: генераторную лампу ГУ-32 рис 1. и панель для неё. А потом и более мощную — ГУ-29 рис 2. Почему её, Гу-32? Это же не магазин? Это склад и только с разрешения... Постепенно выяснилось, что так как я начинающий товарищ, то я не могу вот так сразу стать коротковолновиком! Стало быть только укавистом. Это как? Очень просто! Это значит, что мой передатчик не мог быть мощнее 10 ватт! И работать я мог только на так называемом десятиметровом диапазоне! Ну?.. Выбора-то у меня не было?.. И вот на крыльях от радости, полетел (прямо в автобусе) домой!

В темпе собрал все документы. Все, кроме ходатайства от комитета ДОСААФ. Вот тут-то и началось... Поехал в райцентр за восемнадцать километров (ближе не могли построить, блин!?). Нашёл этот как бы комитет! Один кабинет. Один стол. Один чеченец молодой сидит. Может ингуш? Хотя это одна малина! По крайней мере для меня. А дальше, — цирк! Объясняю ему, что мне от него нужно? Вид у него был?.. Это про барана, на новые ворота! И даже ещё интереснее... Всё выглядело так, если бы я заявил, что я американский шпион и пришёл сдаться властям! Он долго смотрел на меня... Потом его наконец расклинило... Ты, что — радиохулиган? — испуганно спрашивает меня.
 — Да, ты что? Какой я хулиган, преступник? Ты подумай, разве преступник спрашивает у милиции, можно ли ему совершить преступление? Вот! Я же хочу официально... Наконец у него наступило прояснение! Кое-как сочинили... Подпись. Печать. И вперёд!

Теперь всё готово: конверт и все бумажки в нём... Прошло некоторое время, — «телеграмма, от гиппопотама», в смысле открыточка. Приезжай мол сдавать экзамены, до такого-то числа. А я же работал. И опять сто километров туда и сто обратно! Пока я собирался, опять телеграмма!
 — Мы тебе поставили четыре балла за экзамен. Если не согласен, — приезжай пересдать! Конечно я согласен! О чём базар? Ещё одна телеграмма, — документы в КГБ... Прошло около месяца, может более? Приходит конвертик, а там? Там разрешение на постройку радиостанции! А чуть позже (нужно же соблюсти норматив), разрешение на работу в эфире и позывной UA6RBA! Те у кого радиолюбительское детство прошло в шестидесятые, по позывному может сразу определить, что я укавист (три буквы после цифры! У коротковолновиков — две!) и что я из Ингушетии. И хотя дурдом девяностых ещё не скоро понаставит заборы, но деление всё-таки было! Это до меня потом дошло! У тех кто жил в чеченской части республики, позывной имел другую букву после префикса, — «Р», а не «R»! Другими словами было бы, не UA6RBA, а UA6PBA! У учителя (радиолюбителя), из Ведено был позывной UA6PAE, если только мне память не изменяет?

Ну, а дальше?.. Дело техники... А вот тут-то и началось... Как собрать и тем более настроить (на соответствие норм качества сигнала, а ещё строже на частотные границы диапазона), имея только отвёртку и какую-то мать?! Вот! Если в радиохулиганстве я мог на обычном вещательном радиоприёмнике себя контролировать, то здесь, на 28 мегагерцах? Чем? Приёмником, которого у меня не было? А приёмник чем контролировать? Генератором, которого у меня не было? Вот и получается, — замкнутый круг в виде чемодана! Конечно в радиоклубе (Ах! Если бы я жил в Грозном?!), но это же сто туда, сто обратно? Единственный ориентир сигналы радиолюбителей. Чёрт с ними с границами, хоть бы попасть в диапазон!

Но я преодолел все препятствия и уже к концу лета всё было готово! Повесил антенну «американку». Ах Вы не знаете, что это такое? А, что такое «виндом» знаете? Ну, вот! Это одно и тоже! Только «виндом» сейчас, а «американка» в пятидесятых. Почему же «американка»? Потому, что «виндом»! И? И тишина! Нужно было знать, что такое десятиметровый диапазон? Это как капризная барышня! Прохождения на этом диапазоне в основном днём и летом... А в остальное время, — как повезёт? Поэтому крутые (бывалые коротковолновики) зимой на десятку и не совались. А мне-то куда деваться с подводной лодки? Вот!

И как обычно, каждый день включаю свой приёмник и только один шум... И вдруг на одной частоте кто-то крутит музыку! Странно, ведь здесь на этом диапазоне, да собственно и на остальных такое запрещено!?! Это же кто такой смелый? А собственно кто его слышит? Я имею ввиду органы контроля. Покрутил-покрутил и выключился. Я тут же даю общий вызов и? После третьей попытки отвечает, кто? Самый первый мой корреспондент UA6JP! Если мне память не изменяет Юрий Посякин! Вы будете смеяться, но самую первую (дальнюю) связь сделал с моей радиостанции мой знакомый станичник с корреспондентом из Подмосковья, из Луховиц. Ну, а дальше?..

Дальше начались усовершенствование всего... Мой первый простецкий приёмник пришлось разобрать. Тот самый знакомый из радиоузла подарил мне старый списанный радиоприёмник «ПТС-47» рис 5. Тогда в моде был связной приёмник со всеми диапазонами, кроме десятки, — «КВ-М». А для работы на десятке делали конвертеры, такие приставки, конвертирующие сигналы с десятки на какой-нибудь диапазон, имеющийся на КВ-М или другом приёмнике, как скажем у меня — «ПТС-47». Одним из популярных в то славное время был конвертер Дмитрия Пенкина UA3HP. Я конечно не пошёл у всех на поводу, а сделал всё по-своему. Встроил собственный конвертер в «ПТС-47». И получился супергетеродин с двойным преобразованием! Вы спросите, а что это такое? Кому интересно можете прочесть вот здесь (с картинками!) http://www.proza.ru/2016/03/03/641 Конечно это было день и ночь! Сделал новую антенну G4ZU — хитромудрый двойной квадрат рис 3. По-русски, это однонаправленная антенна (в одну сторону) и имеющая некий коэффициент усиления... А сколько экспериментов с передатчиком было, и не счесть!? Во многом на меня повлиял укавист из Орджоникидзе (Владикавказ) Саша UA6JWV. Благодаря ему у меня появилась частотная модуляция! В те времена амплитудная была несколько проблемой... Кто сталкивался с ней, — поняли, о чём речь?.. Потом были и другие корреспонденты из Осетии: UA6JO; UA6JWB; UA6JL Измаил из Беслана... Кому интересны радиолюбительские подробности это здесь: http://www.proza.ru/2014/02/11/1130

Много потом было связей и с зарубежными станциями (хотя, как потом оказалось, я не имел на это права!). На рис 4 QSL -карточка подтверждения связи с ZE1CK. Уже и страны то такой нет! А, что дальше? Дальше две дороги: лезть выше по частоте, осваивая двухметровый диапазон и выше, или наоборот на короткие, стать коротковолновиком! В то время стала набирать мода на так называемую связь на одной боковой полосе (SSB). И как кстати, один знакомый (очень и очень далёкий от радиолюбительства) подарил мне книгу Бунимовича и Яйленко. Как же теперь отказаться от такого соблазна!?! Вдобавок я не слышал, чтобы у кого-то в Грозном или Орджоникидзе такое было? Вот я и решил выпендриться и хоть как-то приблизиться к коротковолновику...

Экспериментально конечно всё получилось! Но это же с отвёрткой и?.. А тут поступило ещё одно предложение, — сделать меня транслятором УКВ. В то время я жил на горной возвышенности и практической видимости (для радиоволн) с большим районом Кавказа. Высота метров 600-700 над уровнем моря. До Грозного — сто километров. До Орджоникидзе (Владикавказ) — шестьдесят восемь. До Нальчика около восьмидесяти. До Пятигорска где-то сто пятьдесят. Грозненские пацаны и книги прислали и всем бы помогли, но? Но наступил ноябрь шестьдесят седьмого... Третий инсульт у мамы и всё! Всё! Мамы не стало... Для меня жизнь остановилась...

И только через восемь лет я смог хотя бы подумать о радиолюбительстве! Но это уже была совсем другая история...

Продолжение здесь.  http://www.proza.ru/2016/12/24/1484


Рецензии
Через тернии, к звёздам! Успехов и интересных связей. EX8LD.

Валерий Сизов   17.03.2017 17:57     Заявить о нарушении
Спасибо Валерий Петрович! Надо же куда Вас занесло!!! Наверное комбинат, как это говорится:"Градообразующий", что ли? И наверное курорт ещё? Вы в эфире-то бываете или уже всё?! Я лет 19 как отошёл от дел... В этом году надо бы лицензию продлевать?.. Не знаю решусь ли???
Рад встретить "родственную душу!"
Всего Вам доброго! Успехов! С уважением! 73! ua1tcr

Владимир Сысолятин   17.03.2017 20:23   Заявить о нарушении
Владимир, спасибо за пожелания. У нас курорт только горно-лыжный. Радиосвязью занимаюсь мало.Антенное хозяйство требует ремонта, а зимой,-сам понимаешь. Да и комп. отнимает много времени. Всех благ и здоровья.

Валерий Сизов   18.03.2017 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.