Последний звонок

Школьный двор был празднично украшен цветами, шарами. Из динамиков на столе ведущих звенела музыка. В школе был очередной последний звонок. Выпускники стояли стайкой птенцов, готовых вылететь из родного гнезда. Они взволнованно повторяли слова приветствий учителям.
Антонина Ивановна стояла в толпе присутствующих и взволнованно, даже с какой-то тревогой смотрела по сторонам, внимательно вглядываясь в лица выпускников. Этих ребят должна была выпускать она. Это были отобранные у неё дети.
Два года назад в школу пришла новый директор, бывший работник районного отдела образования. Женщина жёсткая, самовлюблённая, любившая стукачей и доносчиков. Сказать, что они с Антониной Ивановной не понравились друг другу - значит, не сказать ничего. Антонина Ивановна – человек глубоко культурный, образованный, - никогда не кичилась своей необыкновенностью. Но она, как профессионал, знала себе цену. Преподаватель русского языка и литературы, она часами могла рассказывать ребятам о Пушкине, Лермонтове, Грибоедове, Есенине. Она до мельчайших подробностей знала их биографии. Ребята, как заворожённые, слушали её. Сорок лет в одной школе – это целая жизнь. Жизнь, отданная её любимым ученикам.
Новый директор попросту гнобила Антонину Ивановну. Открытые уроки – у неё. Проверка школы по линии образования и общественной работы – у неё. Каждая незначительная оплошность со стороны Антонины Ивановны не оставалась без замечания директора и являлась предметом разбора на педсовете.
Наступал новый учебный год. Это был год очередного выпуска её класса. За пять лет ребята стали ей дороги, как родные дети. Она с начала учебного года настраивала ребят на хорошую учёбу и на усиленную подготовку к выпускным экзаменам. Как говорят, учебный и воспитательный процесс шёл в правильном русле. Но где-то в середине учебного года пришла студентка выпускного курса пединститута на практику. Надо сказать, что это была не просто студентка, а родная племянница директора школы. Она, не сдерживая себя, говорила, что методы преподавания Антонины Ивановны устарели, что всё, о чём она рассказывает ребятам, - это прошлый век, что она не знает компьютера... Одним словом, стала подсиживать немолодую учительницу.
На одном из педсоветов директор объявила, что есть приказ отдела образования о передаче после новогодних каникул класса Антонины Ивановны молодой учительнице. А Антонина Ивановна, если хочет, как пенсионер, может подрабатывать в группе продлённого дня, а если ей это тяжело, то может уходить на пенсию. Такой наглости Антонина Ивановна не ожидала. Как так можно - выпускной класс в самой середине учебного года передать другому учителю! После педсовета она зашла в класс и сообщила ребятам, что больше она их не учит и не их классный руководитель. Дети зашумели, как растревоженный улей: «Нам никто, кроме Вас, не нужен. Зачем это всё сделано? Мы Вас не отпустим!»
- Тихо, ребята, тихо. Всё уже решено. Наше с вами мнение, как оказалось, никого не интересует. Я готовлю дела к передаче.
Вся процедура передачи класса заняла всего два дня. Но Антонина Ивановна тянула момент расставания с классом, с её детьми, которых она вела по жизни с пятого класса.
Она долго думала, идти ли ей на последний звонок или не идти, зная, что директор и её племянница не будут рады её приходу. Но она подумала: а как же ребята? Они, наверное, её ждут. Ну, пусть и не ждут, но ей надо хотя бы одним глазком посмотреть на них, красивых, взрослых, на её последних воспитанников в жизни. Антонина Ивановна незаметно подошла к толпе стоящих родителей и знакомых выпускников, ответила кивком головы на приветствия и растворилась в толпе людей.
Процедура последнего звонка шла своим чередом. Директор говорила, что надо успешно всем сдать экзамены, учителя – о проведённых годах в стенах школы; глава местной администрации говорил долго, но практически ни о чём. Антонина Ивановна всё с надеждой в сердце ждала, что и ей наконец-то дадут слово. Ну должны же дать! Директор объявила последний звонок. Иванов Лёша взял на плечи Тишинову Люду из первого класса, которая прозвонила для выпускников последний звонок.
- Ребята! – сказала директор. - Теперь вы, как выпускники, можете поздравить своих дорогих учителей и вручить им цветы.
Дальше всё пошло по незапланированной программе. Староста класса увидел Антонину Ивановну в толпе людей.
- Ребята, все цветы Антонине Ивановне.
- Согласны! Да! – дружно поддержал весь класс. И они дружной толпой, мимо директора, мимо новой учительницы направились к Антонине Ивановне. Толпа расступилась и все зааплодировали. Антонина Ивановна оказалась в центре круга.
- Антонина Ивановна, выходите, эти цветы для Вас!
Через мгновение все цветы были в руках старой заслуженной учительницы.
- Лёша, - обратилась она к Лёше Иванову. – Ну зачем вы это сделали, это не совсем красиво. Другие учителя тоже вас учили.
- Антонина Ивановна! Вы видите и слышите, как аплодируют люди. Эти цветы для Вас и только для Вас. Мы Вам так благодарны, мы Вас никогда не забудем!
Стоящие рядом с ним девочки утирали слёзы. Слёзы радости, слёзы печали, слёзы расставания.
- Спасибо Вам, Антонина Ивановна, за всё, что Вы многие годы вкладывали в ребят, в будущее нашей страны. Спасибо!
Хорошо, что у нашего молодого поколения есть чувство уважения, чувство справедливости, чувство любви к людям.


Рецензии