Легенды о Ермаке в Двинских землях

               «Легенды – это специфический вид исторического документа».

 В Двинских краях, в Красноборском, Котласском, Вилегодском районах существуют легенды о пребывании Ермака в этих краях. Легенды, это сохранившиеся в памяти и прошедшие через время сказания людей о реальных событиях. На пустом месте легенды не возникают. Как и наоборот. Не было события,  не осталось и воспоминаний.

Так бывал Ермак в наших краях или нет? А если не бывал, то кто был. От легенд не отмахнешься. Давайте посмотрим исследования о Ермаке, сохранившиеся документы  и обстановку тех лет. Исследований много, но, к сожалению, в некоторых просматривается тенденциозность. Там больше хотят что-то доказать, а не исследовать. На данное время есть несколько фактов, которые никто не ставит под сомнение. Вот они. Казаки разграбили царское посольство на Волге и на них наложена опала.  Казацкий атаман Ермак вместе с другими атаманами с Волги перемещается вверх по Волге и Каме на Урал в район реки Чусовая и городка Чердынь в вотчины купцов Строгановых. Там казаки находятся около двух лет, защищая строгановские городки от набегов воинствующих племен из-за Уральских гор. Потом казаки переходят за Камень и начинают военные действия против хана Кучума. Напомню, что горы в те времена именовались Большой камень или просто Камень, а слово Уральские появилось только в конце 17 века. Еще через пару лет Ермак направляет послов к царю Ивану Васильевичу и Строгановым с докладом о завоевании Сибирского ханства. Царь наградил всех участников Сибирского похода, простил преступников, примкнувших к Ермаку, и обещал послать 300 стрельцов, а самому Ермаку присвоил титул «князь Сибирский». Отряд стрельцов под руководством князя Волховского по пути движения умудрился растерять почти все припасы и стрельцы вымерли поголовно. Их воевода князь Волховский тоже не перенес невзгод и лишений. Казацкий атаман Ермак в документах стал называться с отчеством – Ермак Тимофеевич, что применимо было только к людям княжеского звания. Известна точная дата смерти Ермака – 6 августа 1585 года. Пожалуй, и все неоспоримые факты. А такие как, кто такой Ермак, зачем он пошел за Камень, роль Строгановых в этом деле, роль царя, даже дата похода – всё это имеет неоднозначное толкование у разных исследователей. Попытаемся обобщить то, что известно о тех временах: о действующих персонажах и обстановке, на фоне которой происходят события.

Казаки. Во время Золотой орды и позже на границе леса и степи по берегам больших рек Днепра, Дона, Хопра, Волги стали появляться вольные люди, которые промышляли разбоем. Они бежали как из ордынских ханств, так и из русских княжеств. Их объединяло одно – конфликт с властями и способ существования. К средине 16 века ватаги казаков были уже многочисленны, появились организационные структуры и иерархия. Появилось и дополнительное занятие. Казаки стали наниматься повоевать за деньги. В частности, царь Иван Васильевич нанимает казаков на Ливонскую войну против поляков. Через некоторое время эти же казаки вместе с поляками и Григорием Отрепьевым штурмуют Москву. На севере казаков не было, но слово казак было. Им называли человека, нанятого на временную работу «в казаки». А так же, казаками стали называть человека, поступившего на службу к царю.

Хан Кучум. Верховья Камы и приуралье к тому времени были уже достаточно обжиты русскими. Граница с Сибирским ханством проходила по горам. В 1555 году сибирский хан Едигер из рода Тайбугинов, услышав о завоевании Россией Казани и Астрахани, добровольно согласился принять российское подданство и выплачивать русскому царю Ивану IV небольшую дань. Но в1563 году Кучам совершил переворот, убивЕдигера. Захватив власть в Кашлыке, Кучам первые годы вел ловкую дипломатическую игру с Москвой, обещая подчиниться, но при этом всячески затягивая выплату дани, то есть фактически отложился от Москвы и перешел под протекторат Бухары.  Согласно Ремезовской летописи, составленной в конце 17века Семеном Ремезовым, Кучум устанавливал свою власть в Западной Сибири с крайней жестокостью. Это обусловило в последствии ненадежность вогулов и остяков в борьбе с вторгшимися казаками.

Строгановы. Аникей Федорович (1497—1570), основатель большого дела рода –организовал соляные промыслы в Соли Вычегодской. Затем продвигает свое предпринимательство в Предуралье.  Его сын Семён Аникеевич с его внуками Максимом и Никитой — организаторы похода в Сибирь, призвавшие для того Ермака. У семьи очень хорошие отношения с царем. Строгановы даже испросили у царя льготную грамоту на еще не присоединенные земли. В 1574 г. Иван 4 удовлетворил просьбу Строгановых и разрешил им построить крепости в Зауралье — на Тоболе, Иртыше и Оби. Получили шкуру не убитого медведя, которую нужно было забрать. Строгановы отличались жестокостью и неразборчивостью в средствах, что приводило к конфликтам с соседями, как на Урале, так и дома в Соли Вычегодской с серьезными последствиями.  Сын Аники Семён  22 октября 1586 был  убит в Сольвычегодске посадскими людьми. В 1600 году Строгановы начинают составлять летопись своей семьи и об их участии в покорении Сибири.

Ермак. Происхождение Ермака неизвестно в точности, существует несколько версий. По одному преданию, он был родом с берегов рекиЧусовая. По другому — уроженцем Качалинской станицы наДону (Броневский). В последнее время всё чаще звучит версия о поморском происхождении Ермака (родом «з Двины з Борку»), вероятно имелась ввиду Борецкая волость, центр которой существует по сей день — деревня Борок Виноградовского района.

Ермак (Ермак Тимофеевич, Ермолай Тимофеевич, в некоторых источниках назван Василием Тимофеевичем Алениным) (1530 — 40-е — 6.08.1585), с происхождением из центральной России.

Есть версия о тюркском происхождении Ермака с описанием внешности: «вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою».

У меня вызывает сомнение происхождение Ермака из Борка Виноградовского района. Дело в том, что под словом Двина  в те времена понималась не только река, а все Двинские земли. На которых населенных пунктов с названием Борок было много. Да и местных легенд о происхождении оттуда Ермака не существует.  Зато существует деревня Борок в Красноборском районе на реке Уфтюга. Вот там легенды, связанные с Ермаком и Строгановыми существуют. Да и к Сольвычегодску она ближе. С именем тоже полное разнообразие мнений. Некоторые исследователи считают. Что Ермак – это искаженное имя от христианских Ермолаай или Герман. Другие говорят, что такие искажения не позволительны. Третьи считают, что это прозвище. Само же имя Ермак (или кличка-прозвище) неоднократно встречается в летописях и документах. Так, в Сибирском летописном своде записано, что при закладке Красноярского острога в 1628 году участвовали атаманы тобольские Иван Федоров сын Астраханев и Ермак Остафьев. Возвожно, что «ермаками» прозывались весьма многие казачьи атаманы, но лишь один из них стал национальным героем, прославив свое прозвище «взятием Сибири».  Тобольский архиепископ Киприан (1621 г.) заносит  имена убитых казаков в синодик Тобольской соборной церкви, чтобы поминать их в первое воскресение великого поста. Если бы Ермак носил другое какое-либо имя, то он и был бы записан этим именем, а не Ермаком, сыном Тимофея.  В документах  посольского приказу упоминается Ермак с прозвищем: «Прозвище ему было у казаков Токмак».

Занимается Ермак обычным своим делом – воюет. Причем в разных местах одновременно. В 1581 году году он воюет в Польше, разбойничает на Волге, отправляется в поход за Камень, перед этим 2 года защищает городки Строгановых от набегов вогулов. Можно предположить, что тут не лады с датировкой или всё-таки под одним именем действуют разные люди.

И так. Примерно в одно и то же время. В вотчинах Строгановых на Урале восстание местного населения против строгановских порядков. Пользуясь неразберихой, хан Кучум совершает набеги на городки Строгановых и другие. На Нижней Волге казацкие ватаги нападают на ногайские улусы и грабят купцов. Однажды им не повезло – грабанули царское посольство. Такое царь не прощает. Все они в опале. В то же время по документам там появляется атаман Ермак. По одним данным он участвовал в грабежах, по другим данным – нет. Но сподвижники Ермака — Иван Кольцо, Никита Пан и  другие участвовали.  Кончилась Ливонская война и высвободившиеся царские войска направляются на подавление восстания черемисов на Средней Волге. Казакам становится не уютно. Нет однозначного ответа, то ли по собственному решению, то ли по приглашению Максима Строганова казаки под предводительством Ермака направляются на Урал. Договариваются охранять городки Строгановых. Тут возникает интересный нюанс о самом Ермаке, том самом, который возглавил этот поход. Во всех случаях он был раньше знаком со Строгановыми. Или как местный житель, родившийся в вотчинах Строгановых, или ранее служивший у них. Невозможно представить, что разумные люди Строгановы приглашают к себе в вотчины шайку разбойников, не имея контроля над ними. А если казаки решили сами идти на Урал, то Ермак знал, куда и к кому ведет свою ватагу. Путь их пролегал вверх по Волге, Каме, Чусовой. Через наши края, через Сольвычегодск они идти не могли. Дорога длиннее, да и дело в другом. Путь в наши края пролегал по  Волге, через волоки с выходом в конечном итоге на Сухону. Далее мимо Устюга и Сольвычегодска по Вычегде на Урал. Во всех волжских городах, а так же Устюге устойчивая центральная власть, которая просто бы не пропустила отряд каких-то вооруженных людей. Тем более, казаки были в царской опале. Поэтому, пребывание Ермака с казаками в наших краях – просто легенда. Не было его здесь, и быть не могло. А кто был?

Казаки защищают городки в Приуралье от набегов, но отношения со Строгановыми сложные. С одной стороны хитрые купцы, с другой стороны степная вольница. И вот, казаки стали собираться в поход за Камень. Чья это инициатива?  Инициатива этого похода, по летописям Есиповской и Ремизовской, принадлежала самому Ермаку, участиеСтрогановых ограничилось вынужденным снабжением казаков припасами и оружием. Это действительно так. Оружие и припасы казаки у Строгановых взяли «грызом», то есть силой. По свидетельству Строгановской летописи (принимаемомуКарамзиным, Соловьевым и другими),Строгановы сами позвали казаков с Волги на Чусовую и отправили их в поход, присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений. Царь был против похода, так как это могло привести к войне с Сибирским ханством.  Он  прислал Строгановым запретную грамоту, но было уже поздно.

Не будем вдаваться в причины, что и кого побудило выступить в поход за Камень. Обратим внимание на это: «присоединив к отряду Ермака (540 человек) 300 ратных людей из своих владений». Может, здесь кроется объяснение о происхождении легенд в наших краях о Ермаке?   Основные населенные  владения у Строгановых были по Двине и Вычегде. И своих ратных людей они набирали именно здесь. Здесь же в Цивозере добывалось железо, из которого делали, в том числе и оружие. А теперь представим картину того времени. Агенты Строгановых предлагают местным охотникам (добровольцам) поучаствовать в походе за Камень. Где этот Камень местные прекрасно знают. Видимо, знают и руководителя похода. Ведь идти с чужим человеком в чужие края опасно. Таких добровольцев набралось 300 человек. Где-то они сгруппировались, останавливались. На прощанье устроили пьянку на берегу около Сольвычегодска. То место название получила «Пьяная курья». И пошли. Куда? К Ермаку. Оружие с Уфтюги тоже Ермаку. Скорее всего, шли не единым отрядом в 300 человек, а в нескольких отрядах. Так и появилось несколько мест в наших краях, связанных с именем Ермака. Как гласит летопись, после гибели Ермака, его товарищи вернулись на Русь. Казаки на Волгу, эти на Двину и Вычегду. Что они рассказывали по возвращению, где бывали, что делали? Да были за Камнем и воевали под началом атамана Ермака Тимофеевича. Опять в наших местах появляются упоминания о Ермаке. Время стерло в памяти людской детали, изменило хронологию, объединило важные события. Это обычный процесс. Остались специфические исторические документы – легенды. Эти легенды объединяет имя казацкого атамана Ермака Тимофеевича, который сам здесь и не бывал.

В статье использованы данные многочисленных опубликованных исследований.

 

В.Вилежаня.


Рецензии