Последнее письмо

В детстве моя ныне покойная бабушка Мария Григорьевна Овчинникова рассказывала мне о своем брате Александре Григорьевиче Харитонове, жившем в Тульской области и погибшем на Великой Отечественной войне. Она бережно хранила его последнее письмо с фронта, которое потом передала в музей.

Еще я помню, как бабушка показывала его рисунок (он хорошо рисовал). Там были изображены красивые настольные часы, а на циферблате - только две неожиданные цифры «23» и «26», стрелки стояли: одна - на цифре «23», а другая - на «26». Бабушка говорила, что брат нарисовал это в 1940 году, когда ему исполнилось 23 года. Рисунок оказался пророческим, ведь погиб он в 26 лет в 1943 году...

Александр Григорьевич Харитонов родился в октябре 1917 года в селе Передел Медынского района Калужской области (там родилась и моя бабушка). В 1932 году он окончил Передельскую семилетнюю школу и уехал жить в деревню Лобжу (что ныне в Дубенском районе Тульской области), где в то время учителями в местной школе работали мои дедушка Иван Петрович Овчинников и бабушка Мария Григорьевна Овчинникова. Александр вел там курсы по ликвидации неграмотности населения.

В 1935 году Харитонов начинает трудиться учеником модельщика на Ханинском чугунолитейном заводе в Суворовском районе Тульской области. Там он вступает в комсомол и включается в активную общественную работу. К тому же Александр умел хорошо рисовать, играть на баяне и струнных инструментах. Поэтому, спустя некоторое время, ему поручают руководить  заводским клубом.
 
Одновременно Харитонов заочно учится в Калужском педагогическом техникуме, который он окончил в 1939 году и был направлен на работу учителем в семилетнюю школу деревни Горчаково Детчинского района Тульской области (сейчас это территория Ферзиковского района Калужской области). Затем Александра Григорьевича назначают директором этой школы. Он женится на одной из своих коллег – учительнице Клавдии Николаевне. В 1941 году у них родился сын Слава.
 
Харитонов поступает в педагогический институт на заочную форму обучения, но окончить его помешала война... 11 марта 1942 года он был мобилизован в действующую армию. Старший сержант А.Г. Харитонов воевал командиром отделения в составе 1152-го стрелкового полка 344-й Рославльской стрелковой дивизии. 13 октября 1943 года он погиб в бою у деревни Городец Городецкого района Могилевской области в Белоруссии…

Последнее письмо Александра Григорьевича от 22 сентября 1943 года было адресовано своей маме Анне Петровне Харитоновой (моей прабабушке), своей сестре Марии Григорьевне Овчинниковой (моей бабушке) и своим племянникам (моему папе и его двум братьям), которые во время войны жили в деревне Слобода Дубенского района Тульской области (где моя бабушка преподавала в местной школе, а дедушка был на фронте).

Хочется привести это письмо полностью:
 
«Здравствуйте!!!

Дорогие мама, Маруся и племянники. Крепко целую Вас.

Маруся! У меня одна просьба (я еще давно просил об этом) – сообщи, где сейчас Иван Петрович. Жив ли? (в то время мой дедушка уже был в госпитале с серьезным ранением. – Д.О.) Его адрес. Он мне не пишет.

Немного о себе. Я нахожусь на передовой. Уже месяц в наступлении, в боях. Пока жив и здоров. Плохо одно – болят и падают зубы. Нечем кушать, а от этого желудок расстраивается, т.к. нет времени аккуратно поесть. Два раза контужен. Плохо слышу. Но пока продолжаю громить врагов.

Писать много нет возможности. Кругом пули и мины. Ну, ничего как-нибудь. Мы народ не гордый, не обязательно стол, стулья и чернила.

Сейчас написал Клавдии. Завтра ей исполняется 24 года. Прошу – напиши ей что-нибудь. Ну, например, про ребятишек. Она пишет, что Славка начинает говорить. Обо мне ей ничего не пишите, и в особенности о том, что я написал Вам сейчас. Она знает, что я на фронте, и ей этого достаточно.

Ну, пока.
 
Маруся! Придет ли времечко, когда мы вместе сможем поднять стакан вина?

Остаюсь Ваш семейный друг.

С боевым приветом, Саша.

Жду ответ».

Моя бабушка в 1990 году передала это письмо в музей боевой славы поселка Красный Смоленской области, что на границе с Белоруссией, где был организован мемориал и братская могила с перезахороненными останками погибших воинов, в числе которых и брат бабушки Александр Григорьевич Харитонов…

Декабрь 2016 г.
   


Рецензии
Анатолий, а сохранилось то письмо? И почему бабушка не передала его своим внукам? Думаю что такие письма должны быть в семье как реликвия.
с уважением,

Роман Юкк   29.01.2017 21:47     Заявить о нарушении
Приветствую!
Благодарю за отклик.
Есть скан этого письма, присланный из музея.
Бабушку попросил музей тогда в 1990 году, и она послала им это письмо. Я думаю, она правильно сделала. Чтобы и другие люди могли знать об этом...
Всего доброго!
С уважением,

Дмитрий Анатольевич Овчинников   29.01.2017 23:07   Заявить о нарушении
На это произведение написано 7 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.