Встречи с музыкой. Морис Равель

1. Образы

Музыка Мориса Равеля взлетает в ночное небо красочным фейерверком!

Музыка Равеля настолько яркая, что пробуждает в памяти сотни и тысячи образов: это шествие средневековых рыцарей, водные стихии и фонтаны, зеркальная гладь моря и причудливый подводный мир; это вселенский мрак, сотворённый Богом мир, Адам и Ева в раю, змей, соблазняющий их вкусить плод с Древа познания, после чего они, отравленные ядом гордости, изгоняются из рая. Без Бога душа человека трепещет в одиночестве, её охватывает отчаяние и страх.

2. Красочный оркестр

Равель кружится со светской дамой в венском вальсе или сопровождает её в сдержанном испанском болеро. И делает он это посредством удивительно пластичного и колористически богатого оркестра!

Равель – величайший колорист в музыке. В опере «Испанский час», он словно факир, жонглирует горячими и холодными огнями, чтобы поразить слушателей фантасмагорической красотой музыки.

Отдаваясь во власть испанской стихии, Равель демонстрирует блестящую технику оркестрового письма. Его оркестр в высшей степени красочен.

Оркестровая красочность бывает декоративной и естественной. В таком соотношении находится испанская музыка Равеля и Глазунова.

3. Черты стиля

Равель с явным удовольствием обращается к блестящим фортепианным пассажам, изощрённым фактурам. В этом он следует примеру Листа.

Равель часто доводит симфоническое звучание оркестра до чувственного экстаза. Здесь он сопоставим лишь с Малером и Скрябиным.

Исходя из того факта, что Равель превосходно владеет фортепианной и оркестровой фактурой, ещё не следует, что гениальны его хоровые произведения!

Равель – автор «живописной» музыки. Композитор – посредник между импрессионизмом и экспрессионизмом.

4. Жизнь

Равель – испанский француз: прославляя Францию, он воспевает Испанию.

 Торжество красок в живописи – это Анри Матисс, цветущее звуки – это Равель. В их творчестве встречаются две Франции – провансальская и испанская, два танца – фарандола и болеро!

Равель – южный Рахманинов, Рахманинов – северный Равель. Оба мастера – короли рояля XX столетия. Тем не менее, они по-разному оканчивают консерваторию: Рахманинов – с большой золотой медалью, Равелю не дают Римскую премию.


Рецензии