Встречи с музыкой. Сергей Рахманинов

1. Образы

Музыка Сергея Рахманинова пахнет душистой сиренью.

Музыка Рахманинова девственна, как белые лилии.

В музыке Рахманинова слышится тихий шёпот берёзы.

Музыку Рахманинова оглашают колокольчики несущейся вдали тройки лошадей.

В музыке Рахманинова присутствует суровый дух староверов.

Музыка Рахманинова очистительная, как святая вода, как звон колоколов.

Музыка Рахманинова широка и раздольна, как матушка-Русь.

Под сводами неба звучат праздничные колокола, несётся задорная русская песня, бегут весенние ручейки, оживает вся природа – вот о чём повествует музыка Рахманинова.

2. Личность
 
В груди Сергея Рахманинова бьётся беспокойное сердце русского интеллигента.

Рахманинов с молодых лет питает чувство любви и сострадания к людям.

При сочинении музыки Рахманинов подчиняется интуиции, а не логике.

Нередко в музыке Рахманинова пианист-виртуоз оттесняет на задний план композитора.

Творчество Рахманинова сопровождается кризисами и застоями. Это вполне естественно в период заката русской классической музыки.

3. Россия

Сергей Рахманинов глубоко обеспокоен судьбой России.

Рахманинов в элегической музыке восхищается Россией.

В своей музыке Рахманинов остро переживает гибель Отчизны.

И духом, и плотью Рахманинов неотделим от родины. В эмиграции он испытывает ностальгию по дворянской России.

Во второй половине жизни Рахманинов, физически разлучённый с Россией, духовно неразделим с ней. Его музыка пронизана светлой печалью и робкой надеждой вновь увидеть родной край.
 
4. Земля и небо

Над головой Сергея Рахманинова высится духовное Небо.

Музыка Рахманинова соткана из земли и неба.

В музыке Рахманинова печальный голос земли взывает к небу.

Рахманинов пишет музыку весны, тревожных колоколов и безбрежных небесных просторов!

Небо, опрокинутое на землю, и земля, обращённая к Небу, – таково содержание возвышенных мелодий Рахманинова.

Широко льющиеся мелодии Рахманинова носят вселенский характер.

5. Лирика

Лирика Сергея Рахманинова одухотворяет мироздание.
 
Лирика Рахманинова неотделима от русской природы.

Задумчивая лирическая мелодия Рахманинова струится, как лунный свет в тёплую летнюю ночь.

Лирика Рахманинова проникает в потаённые глубины человеческой души.

В лирической музыке Рахманинова мирно сосуществуют тихая меланхолия и волевой ритм.

Лирические откровения Рахманинова неожиданно прерываются бурными потоками энергии и протеста.

Музыка Рахманинова является лирическим выражением красоты и величия России.
 
Рахманинов – всеохватывающий эпико-трагедийный лирик.

6. Созвездие имён

У великих композиторов есть произведения, которые являются роковыми для их авторов: Реквием Моцарта, опера «Кармен» Бизе, Шестая симфония Чайковского, Первая симфония Рахманинова. Нет! Рахманинов не умирает рано, он переносит психическое заболевание во цвете лет.

Второй фортепианный концерт Рахманинова – это действительно вдохновенное произведение, несмотря на то, что сквозь его материю проглядывают белые нитки Бетховена, Шопена и Чайковского. Впрочем, в иных случаях даже эклектика бывает гениальной!

 Нередко гении создают музыку, которую превзойти они сами уже не в состоянии: это «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Евгений Онегин» Чайковского, «Снегурочка» Римского-Корсакова, Второй фортепианный концерт Рахманинова. Надо заметить, что эти шедевры создаются относительно молодыми людьми.

У Шопена и Рахманинова – Небесная лирика.

Рахманиновская затаённая грусть рождается не без влияния поэтичной музыки Шопена.

Рахманинов воспринимает от Шопена возвышенные романтические чувства, от Чайковского – глубокую лирику. В результате возникает неповторимый рахманиновский стиль.

Рахманинов – очаровательный цветок в саду Шумана.

Взволнованный романтический реализм утверждается в творчестве писателя Алексея Константиновича Толстова, живописца Виктора Васнецова, композиторов Аренского, Калинникова, Рахманинова. По стилю их произведения можно отнести к лирическому эпосу.

Музыке Рахманинова свойственна тончайшая фетовская лирика.

Гении яростны в творчестве. Таковы Мусоргский, Чайковский, Скрябин. Иное дело – Рахманинов, проявляющий творческую активность только в определённый период жизни. Поэтому о Рахманинове следует говорить, как о гении творческих взлётов и падений.

Рахманинов – второе дыхание Чайковского.

Таинство музыки Рахманинова состоит в том, что он наряду с роскошной летней порой Чайковского воплощает все времена года: бурную весну, когда звенят ручьи, поют птицы, воздух чист и свеж; задумчивую осеннюю пору, когда хочется созерцать красоту мира! Рахманинов дополняет меланхолическую лирику Чайковского мужественной, волевой мелодикой: пора цветения сменяется порой ненастья и бурь.

Какова роль Чайковского в судьбе Рахманинова? Не становится ли Чайковский роковым человеком для Рахманинова, лермонтовским Печориным? Не встречает ли Рахманинов в лице Чайковского демоническую личность, набрасывающую на молодого автора капкан творческого бессилия? Здесь кроется некая тайна для музыковедов.

 Случается так, что Чайковский сжигает свои произведения. Это говорит о неустойчивой психике гениального композитора. Примерно то же происходит с Рахманиновым, чья творческая судьба оказывается трагической: он не раз бросает писать музыку. Чайковский поступается жизнью ради творчества, Рахманинов – творчеством ради жизни: чья судьба трагичнее – это ещё вопрос!

Музыка Чайковского – это торжество жизни, Рахманинова – вдохновенный порыв к Небесам, Скрябина – неудержимый взлёт в космос. Русские композиторы подобно русским религиозным философам совершают восхождение от земли к небу, от неба – к космосу.

Куинджи перестаёт выставлять картины в 40 лет, Чайковский уходит из жизни в 53 года, Скрябин умирает в 43-х летнем возрасте, Рахманинов почти не сочиняет музыку после отъезда за границу. Тогда ему было всего 44 года. Жаль, что творческий век этих гениев оказывается столь коротким!

Меланхолия Рахманинова печальна, спокойна, благородна, возвышенна, светла. Она пленительна как живопись Василия Поленова. Музыке Рахманинова свойственна сокровенная, если не сакральная близость к русской природе.

Между Рахманиновым и Леонкавалло множество общих точек соприкосновения: «Алеко» и «Паяцы» создаются примерно в одно и то же время, арии этих опер отличаются повышенным эмоциональным тоном, чувства и переживания героев полны страстности и драматизма. Кроме того, оба композитора пишут оперы на пушкинскую поэму «Цыганы».

Исключительно эмоциональную музыку Пуччини усиливает сдержанный трагизм. Этими чертами отличается и музыка Рахманинова.

Мелодизм Рахманинова – это синтез целомудренной музыки Аренского и лирико-драматической музыки Чайковского.
 
Теплоту лирического чувства и былинный размах повествования Рахманинов воспринимает от своего консерваторского учителя Аренского.

В произведениях Аренского гедонистическая лирика, в музыке Рахманинова – страстная. Аренский – безмятежный, Рахманинов – тревожный.

Аренский, Калинников, Глазунов, Рахманинов вырабатывают собственный музыкальный язык, в котором достигается органическое единство русской народной песни и городского романса, мелодекламации Мусоргского и мелодизма Чайковского.

Величаво, с затаённой грустью звучит лирика в симфонических полотнах Рахманинова и Сибелиуса, словно два белых лебедя прощаются с родными краями.

Иван Бунин, Валентин Серов, Сергей Рахманинов создают гимн природы средней полосы России. Их задумчивая лирика сменяется взволнованным чувством, духовной устремлённостью к чистому, нежному образу женщины или родной природы. Их произведениям свойствен прозрачный летний колорит, рассеянный свет, неглубокие тени, зыбкие акварельные краски. Этот мир приятен и радостен. Хочется жить, любить, творить, грезить о счастливых днях. Да, они были раньше, встречаются и сейчас. Но мечты творцов искусства уносят их в далёкие небеса неосуществлённых желаний. Нежные мелодии Рахманинова обращены к ангелам.

Главная тема элегической прозы Бунина, взволнованной музыки Рахманинова, изысканной живописи Серова – это любовное прощание с Россией, миром возвышенных порывов, несбывшихся надежд.

Иван Бунин, Александр Бенуа, Сергей Рахманинов – великая триада художников, сохраняющих верность классическим традициям в XX веке.

Источник трогательной лирики Рахманинова и Бунина надо искать в пленительной живописи Василия Поленова. В этом несложно убедиться, сопоставив «Бабушкин сад» Поленова (1878) медленную часть Второго концерта для фортепиано с оркестром Рахманинова (1901), рассказ «Тёмные аллеи» Бунина (1943).

Бунин и Рахманинов – певцы лунной ночи. Бунин творит музыкальную поэзию, Рахманинов – поэтическую музыку.

Рахманинов создает музыку красивую, возвышенную, небесную, так сказать, бунинскую, и музыку энергичную, мужественную, земную – купринскую.

Истоки музыки Скрябина – в Шопене, Рахманинова – в Шумане.

Рахманинов в музыке – земной и небесный, Скрябин – космический.

В музыке Рахманинова дышит, волнуется и торжествует жизнь, в скрябинской музыке – дерзкий человек уносится в космос.

Музыка Скрябина – это стремительный взлёт в космическое пространство, Рахманинова – глубокая дума о России.

Меланхолическая ностальгия слышится в музыке Черепнина, Метнера и Рахманинова – русских композиторов-эмигрантов первой половины XX века.

Музыка Рахманинова – романтическая, поэзия Блока – символическая. Общее у них то, что они погружаются в магию звука, в магию слова, что красота их искусства носит печальный и таинственный оттенок. Это красота просветлённой ночи. Над ними льётся лунный свет, сияют яркие звёзды, их взоры скрываются в млечной туманности.

Поэт Блок, живописец Сомов, композитор Рахманинов воспевают скорбную красоту женщины, в чьём благородном лице светятся небесная чистота и святость.

Рахманинов – как Блок мечтателен, Прокофьев – как Маяковский энергичен, Мосолов – как Цветаева первозданен.

В музыке Рахманинова льётся лунный свет, произведения Прокофьева – ослепительно солнечны: у одного – свет ночи, у другого – свет дня!

Импульсивный ритм и пленительная лирика позволяют сопоставлять рахманиновскую рапсодию на тему Паганини с «Аранхуэсским концертом» Родриго.

Гений создаёт новое качество, талант видоизменяет старый материал. В правоте этой истины можно убедиться на примере оперы «Алеко», сочинённой молодым Рахманиновым, и оперы «Мёртвые души» маститого Щедрина. Рахманинов синтезирует музыкальный язык, с одной стороны, Мусоргского и Римского-Корсакова, с другой – Чайковского, в результате чего появляется новый, рахманиновский стиль. «Мёртвые души» Щедрина вбирают в себя характерные черты «Женитьбы» Мусоргского и «Носа» Шостаковича. При этом качественно новой музыки не возникает.


Рецензии