Тим Талер семидесятых актер Алексей Розанов

 "Тим Талер" семидесятых или Алексей Розанов: актер, который не играл бессмысленные вещи.


Когда западаю на какого -нибудь мастера, а их у меня не так уж и много: Юрий Богатырев, Павел Луспекаев и Алексей Розанов, - пытаюсь умыкнуть хоть каплю техники. Леонов наровит в обойму, но тут больше индивидуальность работает, а эти технари.
Богатырев - глыба и я замучилась его жевать- так много у него отличных работ. У Богатырева прежде всего "мысль, выраженная впрямую - вульгарна", но вот Розанов, прям таки носом тыкает: "ну, посмотри, как отлично я ставлю точки. Даже в крошечных эпизодах". С экрана не вылезет, пока не поставит блямс. А уж как текст плетет. Жест выверенный, ни больше, ни меньше. В роли как выдра по поверхности водоема, сложив лапки. Хорошо ему в своей шкуре и зрителю удовольствие. И только потом думаешь: какой кровью это доставалось?

Алексею Розанову дали заслуженного, которого на периферии заурядностям дают в 35 - за пять лет до смерти. Любимец ленинградского тв семидесятых умер от рака, и как говорят, от невостребованности. Было ему 67 лет. Красивый, элегантный, обаятельный, тонкий актер с огромным чувством вкуса и юмора, а играл: мерзавцев и дураков.
Впрочем, не всегда. А уж в жизни и подавно.
Надо видеть, как эти два актера Розанов и Даль обмениваются на площадке  симпатией в спектакле "Два веронца". Улыбаюсь от их восхищения друг другом. Что их объединяет? Может, астрология. В любом случае где-то тут затесался третий. Треть я.

Сегодня получила еще одну благодарность за Алексея Розанова. Выясняется, (хотя я так не думаю) что без моего протеже никто не стал бы смотреть "Тима Талера" семидесятых годов. Как говорит народ - Розанов впечатляет. А, то!  Стала бы я так из-за нуля суетиться. У этого мастера каждая роль товар штучный. Вот, например, "Тасс уполномочен заявить". Это, кажется, его последняя работа в кино. Кстати, хороший пример: такой большой эпизод и только две склейки. Камера его обожает. Не актер, а блеск. Безотходное производство.

 Честно скажу, пересматриваю список современных актеров с одной только целью увидеть названия фильмов, которые вышли в стране с 1990 годов. Количество зашкаливает - у среднего актера их штук 60 -70. Мегазвезде Богатыреву такое и не снилось. НО. Я ни одного из них не помню.
Чтобы вернуть на место вкус, возвращаюсь к фильмам времен совдепии. Так обнаружила для себя еще одного профс. Как только вижу первые кадры даже эпизодических его работ - лапы сами так и тянутся на шлеп шлеп, при этом приговариваю: "как точно ты всегда чувствуешь жанр..." Это о "Последнем дюйме". А вот и сказочка. Последняя работа на телевидении. "Ольденбургское телевидение". Еще и рта не раскрыл, слова на сказал - камера только в фокус взяла - а тепловая волна уууже поплыла. Очень редкое явление.

Он удивляет зрителя с первых кадров "Тима Талера". В роли его никто еще не переплюнул.
Детский мистический фильм - фэнтези из СССР. К теме человека и дьявола режиссер Селянин шел еще с шестидесятых, но тогда он был путано косноязычен. Зато в семидесятые актер Алексей Розанов, сыгравший Треча, бьет у него в десятку ролью такого опасного и одинокого создания неизвестно с каких времен.
Что делает Розанов - то же, что Богатырев, и это от Станиславского: не играй злодея, а найди, где он хороший. К формуле я бы добавила "хороший для себя". Обаяние Розанова оправдывает персонаж, делая монстра искушения и разрушения душ элегантным существом. Без принципов, но законопослушным квазиюридически, не марающим рук, но не гнушающимся пользовать любую шваль, потому что "всякое дело нужно уметь" - тоскующим по легкости бытия, учителем для вразумления маленьких человеков. Учителем из паутины. Но он - это неестественно, несмотря на все его профессиональное колдовское всемогущество и силу. Он иллюзия - которую нужно победить человеку, в месте, где весь мир всего лишь фотографическая декорация.
А вот это уже классная режиссура. Создатели телеспектакля режиссер Глеб Селянин и К словно вперед глядели и глядят. Спектакль для посвященных от посвященных.

Мне даже дозволено было поставить за него свечу и она по нему не трещала, хотя он сыграл самого черта. Помнят по эпизоду в кино, стоило только напеть в храме "трещит фугас как пустой орех"... Был случай, когда я решила поставить свечу за учительницу сольфеджио, еврейку, дочь первых коммунистов , но... как ни билась, не могла в храме даже вспомнить ее имя! Видя, что со мной происходит, мне сказали, что ее не дозволено поминать.
Хорошо бы снять передачу, А пока я могу рассказать только несколькими словами его друга. Они пришли вчера из Дюссельдорфа: "Это был не публичный актер... рада, что хоть кто то вспомнил Алексея Михайловича. Он же актер не просто, его отец и мама были тоже артистами. Умер в 1996, забытый, заброшенный, бедным и больным. Сколько вечеров я слушала его, его голос..."
Его отец стоял у истоков создания Ленсовета, а мать певица. Как признавался А. Райкин-благодаря ей был создан театр миниатюр. Роли и голос остались. Посмотрите "Укрощение строптивой" Ленсовета 1973 года и услышите как он поет. Swingует для тех кто понимает и нет. А еще остались мастерство и человеческая доброта. Уж  они непременно кем-то будут востребованы, не беднеют, не забываются, не умирают.


Рецензии