В чужой шкуре. Дневник эмигранта. Продолжение 17

  Перечитал написанное.  Закрываю дневник. Перед глазами красивая колесница... Запад, Германия и я. Я цепляюсь, сдираю в кровь душу, тащу на себя эту чужую шкуру. Слышу, как стонет душа, она устала. Я же голый, без шкуры, и все, что прикасается ко мне вызывает гиперреакцию. Пучки оголенных нервов торчат из моего бьющегося существа. Они искрят, молнии и запах гари-потерь витает вокруг меня. Я должен втиснуться в эту новую шкуру. Осталось немного, потерпите, уговариваю я свое тело и душу.
  Новая запись, совсем короткая. Володя поступил учиться. Желает стать менеджером. Родился у Романа и Ольги сын, наш первенец, внук Эмиль. Костя держится, встретил молодую женщину, зовут Ирина. Вчера познакомились с Ирой, впечатление произвела на нас приятное. Она с Украины, из Харькова, растит одна сына, разведена.
  Октябрь 2007 года. Работаю, очень доволен, все ладится. Взял большой кредит. Открыл собственное дело, рабочее место для Константина. Костя и Ирина снимают квартиру.
  В сентябре 2008 родилась внучка София. Мы дважды дедушка и бабушка! Дела идут неплохо. Солнце светит ярко! Мы греемся под его лучами на найденном нами месте. Перечитал. Стало как-то весело и смешно. Сколько пафоса, какой слог! Возникают все те же ощущения... Когда все хорошо, то записи делаю короткие и дело здесь не в лени...
  Приезжал племянник,  сделал выгодное предложение по вложению денег. Новый кредит. Вложил. Жду результатов, когда же созреют плоды?
  Три месяца беспокойного ожидания плодов. Складывается так, как в той сказке... И зарыл Буратино пятаки на поле дураков... Как все было убедительно и складно! Столкнулся в Германии с откровенным "лохотроном". Слабая надежда на следователей местной полиции.
  Вчера гадали, ночь перед Рождеством. Пережитое не поддается логическому объяснению. Здесь должен остановиться и описать все подробно. Не хотелось  выглядеть в дурацком свете, но что-то тут перемешалось со временем и поведением людей. Вспомнилась инквизиция и современное восприятие того, что нами еще не изведано.
  Записал...
-Мы Вас предупреждаем по статье закона и указу, что Вы должны говорить и свидетельствовать правду и только правду...
-Клянусь говорить правду и только правду!
-Расскажите нам, что произошло вечером, в канун рождества Христова?
-Уважаемый суд, граждане присяжные заседатели, прошу вас внимательно меня выслушать и понять, что в действиях моих не было злого умысла, во мне говорило неутолённое любопытство и жажда познания.
-Мы вас поняли, просим вас, не тяните, переходите к сути дела.
-В тот вечер к нам приехали наши друзья, их было четверо, две супружеские пары. Они относились к искусству не как почитатели, а как люди, которые сами создавали произведения искусства. Здесь были два художника, музыкант, писатель и оставшиеся, к которым относился и я. Наша беседа только начиналась. Мы говорили о происходящих событиях, новостях в живописи, музыке и прочем. К этому прочему относился этот вечер, точнее, рождественский вечер. Кто-то с грустью, вероятно вспоминая молодость, говорил о гоголевской « Ночи перед рождеством», колядовании и гаданиях. При слове «гадания» в комнате стало тихо, что-то повисло, застыло, какая-то тень проскользнула в дальнем углу. Почему-то дамы перешли на шёпот, они медленно проговаривали слово «гадание». Мужчины переглядывались.
Я, на правах хозяина, обязан был разрядить обстановку и предложил всем нам погадать. Хотелось в шутку, а получилось всерьёз. На вопрос: « Каким образом?» – одна из женщин, медленно поворачиваясь ко мне, нараспев произнесла, что она знает, как это можно сделать... Картина, которая разворачивалась в зале, напоминала фильм в замедленном темпе. Мы двигались осторожно, размеренно, говорили медленно, казалось, что на нас действует нечто из  гоголевского романа.
  Я принёс лист бумаги, блюдце и сделал так, как было велено...
Высокий суд, граждане заседатели, особенно заостряю ваше внимание на этом факте и при этом клянусь, что говорю правду и только правду. Мы, те, кто присутствовал в данной комнате, находились в полном здравии и ясном уме. Утверждаю клятвенно, что алкогольные напитки или психотропные препараты не употреблялись.
-Мы верим вам, суд разберётся, продолжайте...
-Участники гадания, а таковыми были все, заняли места вокруг стола, на котором лежал лист, а на нём перевёрнутое блюдце с нарисованной стрелкой. По краям стола располагались зажжённые свечи, было слышно дыхание ожидающих «чуда». Чудо произошло. Мы были изумлены, все присутствовали при гадании первый раз, но то, что происходило, не поддавалось какому-то логическому объяснению.
  Кто-то из нас, точнее та дама, которая знала, как правильно поступать, стала вызывать духа. Она не вызывала конкретного человека, она отчётливо повторяла: «Дух, приди к нам»... Мы повторяли вместе с ней. Таких повторений было не более четырех-пяти. Потом знающая женщина спросила: «Дух, ты здесь?» Блюдце, к которому мы слегка прикасались, двинулось остриём стрелки к слову «да». Мы все замерли, наши ощущения были обострены, мы прикасались к потустороннему, нам неизвестному тонкому миру. Было как-то не по себе и жутко. Я спросил духа, как его зовут? Он ответил, назвал конкретное имя и фамилию. Потом посыпались различные вопросы от участников сеанса. Так продолжалось не менее часа, блюдце летало по листу, мы еле успевали догонять его. Для исключения чьих-то проделок я попросил всех убрать свои руки. Только я прикасался подушечкой одного пальца, совсем слегка, но блюдце продолжало указывать стрелкой на буквы, которые складывались в слова, предложения. Вдруг блюдце «упало», оно остановилось и перестало реагировать. Мы не понимали, что происходит. Дама спросила духа, здесь ли он, ответ был утвердительный. На вопрос, почему он не отвечает нам, дух сказал, что ему мешают... На вопрос, кто же мешает, он сказал, что дети. В комнате детей не было. Я тихо подошёл к двери, открыл её, и мы увидели моего младшего сына. Я попросил его уйти в соседнюю комнату. Сеанс продолжался. Мы спрашивали обо всём, более того, мы стали задавать глупые вопросы, на что получили ответ, совсем неожиданный, он был таким: «Вы, как дети, я устал от вас, я ухожу»... После этих слов стрелка замерла и более не реагировала на уговоры ещё поговорить с нами.
  Уважаемый суд, граждане присяжные, я изложил суть происходящего в тот вечер. Прошу учесть в вашем вердикте, что мною двигало простое человеческое любопытство. Мне хотелось самому «пощупать» то, во что я не мог поверить до тех пор, пока сам не испытаю. Я прошёл через это и теперь совершенно уверен, что за чертой нашей человеческой земной жизни есть нечто, что нам ещё предстоит пройти в будущем. Я обращаю ваше внимание и на то, что я сознательно пошёл на этот эксперимент, и хотелось бы, чтобы это было приобщено, в качестве свидетельства, к тем немногим научным данным, которые так робко собираются в одну, пока ещё совсем  не изученную сторону нашей жизни после жизни...
На этом я заканчиваю своё повествование. Клянусь в том, что говорил правду и только правду, в состоянии здравого ума и без принуждения. При этом ставлю свою подпись.
-Хорошо, суд учтёт все обстоятельства и вынесет справедливое решение. А теперь Вам предоставляется последнее слово.
-Высокий суд, граждане присяжные заседатели, мне нечего более добавить в своё оправдание, я надеюсь на вашу мудрость и понимание сложности вопроса. Я прошу вас о снисхождении к человеку, которому не безразлично то, что все замалчивают, уходят от изучения этого вопроса, просто боятся из-за своего животного страха перед авторитетами от религий, духовенства и прочего. Да, я выгляжу в глазах многих, тех, кто не образован и глух, еретиком. Я понимаю ответственность моих заявлений. Я помню судьбу Джордано Бруно и судьбу тех,  которые были подвергнуты суду инквизиции. Я понимаю и то, что мы живём в другое время, время науки и просвещения, потому ещё раз призываю к разуму. Пора уходить от мракобесия и тьмы, пришло время ставить вопросы и искать на них ответы. Пусть я буду первым, кто открыто призывает серьёзно подойти к данной проблеме. Жизнь не стоит на месте, догмы, которые устраивали человечество и работали на благо, давно устарели, требуется новый взгляд, с учётом знаний современной науки. Пора открывать новые горизонты, поднимать старый занавес. Он устарел, в нём много дыр, через  которые просматриваются отчётливо новые знания. Это было моё последнее слово на данном суде, но, надеюсь, не последнее в истории...
-Встать, суд удаляется на совещание.
Тянутся минуты, проходит час....
-Встать, суд идет!
-Именем всего человечества, суд, изучив дело и выслушав все стороны, как  сторону обвинителя, а также сторону защиты и свидетелей, постановил:
Обвинение признать необоснованным, обвиняемого признать невиновным и освободить из-под стражи в зале суда. Вердикт не подлежит обжалованию и является окончательным. На этом суд объявляется закрытым.
  Удар молотка подводит черту...
...удар молотка подводит черту... Перечитал последнее предложение. И что-то подводит черту, чему-то большему. Мой дневник... Да, мой дневник! Он нечто больше, чем дневник! Это мое зеркало! Оно отражает все и не только хронологиюсобытий. Я снова делаю записи, которые несли и несут мои переживания, рассуждения, здесь моя философия. Но, кажется есть еще что-то... Я склоняюсь к тому, что начинаю робко писать. Да, простит меня Бог, за эту дерзость.
  Давно прогорели дрова в камине. Смотрю на листы дневника, исписанные ужасным моим медицинским почерком. Некоторые места приходится перечитывать, вникать в суть записи, вспоминать. Легкая улыбка коснулась моего лица. Вздыхаю. Смешное и грустное рядом. Что наша жизнь? Нет — это не игра в натягивание шкуры, кто быстрее... Ох, не игра!
Хорошее, как затишье перед очередной бурей. Так оно и случилось. Полосы, полосы...
  Вновь открытое предприятие передал полностью в управление Константину. Все уговаривали, просили поверить ему и доверить. Поверил, доверил и больно пожалел о сделанном.
  Константину деньги стали жечь ляжку в кармане. Он при деньгах, крутой... Очередной срыв, глубокое падение. Запустил все дела, не платил зарплату тем, кто работал под его управлением, задолжал налоговой инспекции и, и, и... Очередной шок. Сына устраиваем, на очередное, восьмимесячное лечение. Ирина с дитем в квартире, за которую не платили три месяца. Все висит над нами. Дело свернуто, нет дохода, только долги, кредит и прочее. К слезам Галины прибавились слезы Ирины и внучки.
  Только несколько строчек написаны в дневнике, а сколько в них дегтя. Опять мольбы и обращения к Богу. Он смотрит на нас и удивляется, как же это так, Я дал вам шанс, что вы сделали, как поступили, что же за выбор сделали, дорогие вы мои?
  Читаю и перечитываю, пытаюсь понять логику наших действий. Что мы сделали неправильно, что и где пропустили, расслабились, потеряли бдительность! Горечь дегтя - это дымок от прогоревших полений?  Или он вырабатывается в нас, в наших телах, когда мы испытываем поражение? Это деготь-горечь от собственной глупости и бессилия. Мог ли я поступить иначе? Всегда силен "задним" умом. Если бы, да кабы... Понимаю, что на моем месте, вероятно, другой поступил бы также. Жалкое оправдание. Горькое утешение для самого себя.Дело сделано. Надо думать, что делать дальше.
Наступил новый 2009 год. Семья не собралась в этот раз дома.
   Переворачиваю предпоследнюю страницу старой общей тетради в клеточку. Дневник долго молчал. Пробел до апреля 2010 года.
Почерк другой, замечаю, что в словах вкраплены то там, то там латинские буквы. Теряю язык. В разговорной речи проскальзывают немецкие слова.
  День за днем идут своей чередой мучительно и тягостно, однообразно и серо.  Долги убивают. Поджимают сроки, платить нечем. Сегодня был в банке, взял отсрочку-каникулы по выплате кредитов. Повысили проценты, растянули на более длительное время... Вся жизнь превратилась в одноцветное существование.
  Вернулся Константин. Постоянные поездки к врачам и по всевозможным учреждениям. Это выматывает, образовался порочный круг. Замечаю депрессию, как за собой, так и за окружающими меня, близкими людьми. Безвыходность и безнадега давят всех...
  Костя вновь сорвался, все летит в тартарары. Он делает очередные долги. Полиция. Тюремное заключение. Слезы, бессонные ночи. Сноха Ирина разводится с сыном, уезжает к своим родителям. Стыд. Бессилие. Бегаем в чертовом круге. Хочется орать и мы это делаем. Орем, срываемся, катимся.
  Медленно сползает с плеча только что натянутая шкура. Силюсь ее удержать, цепляюсь трясущимися руками, рву, летят обрывки. Надо, надо...
Снова пробел во времени.
  Кажется этому кошмару нет конца. Работаю, чтобы не жить, а отдавать долги. Развивается безразличие. Натянута шкура, она не моя. Шкура грубая, не эластичная, становлюсь неуклюжим, неповоротливым. Я задыхаюсь, я содрал свою, чужая не дышит! Душно, душно!Последняя страница, последняя запись.
  Лето 2013 год.
Медленно, очень медленно выбираюсь из долгов. Их много, но я здоров, я смогу заработать эти деньги. Вчера познакомился с очень интересным человеком в "Одноклассниках". Интернет, какое изумительное изобретение! Это для меня "окно", которое я прорубил из Европы в Россию. Я смотрю в это окно раскрытыми глазами, ловлю дыхание тех, кто остался там, на моей Родине. Я живу, дышу в такт, мое сердце бьется в унисон с сердцами моих соотечественников.
  Я испытал невыразимую радость от того, что могу говорить на родном языке, могу читать и писать! У меня много друзей и круг их расширяется, пополняется. Я почувствовал плечо поддержки людей, они несут меня бережно на своих руках. Теперь я знаю, что они не дадут мне утонуть в пучине, сгинуть, раствориться в серости моего бытия. Я вижу краски мира, чувствую запахи цветов-улыбок! Мое сердце неспокойно бьется не только от невзгод и печали, оно переживает новые чувства от встреч с моими новыми друзьями.
  Все мои тяготы и невзгоды, которые подстерегают на каждом повороте моей жизни, я перенесу. У меня нет в этом сомнения, так, как у меня есть НАДЕЖДА!
Это моя жизнь.
  Мой милый дневник, ты сохранил самую малость из того, что было. Сколько можно прочесть еще между твоих строчек. Короткий отрезок жизни был поворотным в наших судьбах. Я не жалею. Понимаю, что это мое предназначение, это моя роль, которая выпала мне. Пусть рассудят дети, они взрослые, поймут и разберутся сами. Знаю одно, что все было не напрасно.
  Последние слова из дневника...
 
Из тьмы на свет...
Сам, без принуждения.
Отчаянно и безрассудно,
взошел я на костер.

Как повторение давних лет...
Себя, как жертвоприношение,
Потомкам, безвозмездно...
На славу или на позор.

 


Рецензии
Николай, дочитала я Ваш дневник и поняла, что слово "рецензия" не подходит к тем словам, которые родило моё впечатление от прочитанного. Ваши откровения, всё, что Вам и Вашей замечательной Галине пришлось пережить, вызывают глубокое уважение. Как здорово, что на Вашем пути попалась прекрасная Кристина. Дай ей Бог сил и здоровья. В который раз убеждаюсь, что хорошие люди еть везде.
Скорее всего, Вы продолжаете свои записи. Хочется верить, что жизнь Ваша, Ваших детей и внуков войдёт в нормальное русло и всё у Вас наладится. Особенно Константину желаю удачи с Вашей помощью.
Не знаю, как сложилась бы у Вас жизнь, если бы Вы остались в Союзе. Но, если верить, что всё, что делается, делается к лучшему, пусть это "ЛУЧШЕЕ" Вам улыбнётся наконец.
Будьте благополучны и пусть Ваш дом обходят все напасти.

Магда Кешишева   14.05.2023 19:57     Заявить о нарушении
Спасибо, Ната!
За ваш отзыв на мое откровение...
Успехов вам во всем.
С уважением,Николай.

Николай Малых   14.05.2023 20:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.