Памирские хроники

«Памирские хроники»


  Записки по следам задушевных бесед с друзьями- земляками в группе "Душанбе-душа моя" на сайте "Одноклассники" на тему: "Когда мы были молодыми"
               

Родина  меня заметила и тут же направила на службу Отечеству...

Так я добровольно выбрал себе судьбу на всю дальнейшую жизнь.

 Перешел с вечернего на заочное отделение,   и тут же выдвинулся на новые рубежи ...один, совсем один... на Памир.

Мои однокурсники узнали об этом только 1 сентября 1968 года.
 Они были совсем небезразличны к утратам в своих рядах.
 Но об этом пока  погодим...

     АН-2 задрожал всем своим существом. Сначала его затрясло как паралитика. Потом он "захлопал крыльями", заурчал и закашлялся, как подавился.
  Со второй попытки, закряхтев, завелась  "Аннушка".  Разбежалась по взлетной полосе изо всех своих силенок  и "вспорхнула" в  небо,  но не высоко.

 И полетели мы, благословясь, над  отрогами Гиссарского хребта. Подо мной Душанбе, справа горы, слева горы и чем дальше от Файзабада на восток, тем выше горы, тем красивее видно всё сверху. Перевал, Калай - Хумб,  Ванч.

 Ледники мои серебренные, изумрудное сияние  вершин. Река Пяндж, как голубая лента. Со стороны Афганистана ниточка-тропинка с человечками,  идущими по оврингам (тропинкам),висящими над пропастью и  над рекой Пяндж.
 
  С нашей, советской стороны, серебристым серпантином, как змейка, вьется  автомобильная трасса заоблачная и всё ближе, всё ближе к Хорогу.
 
Вот... самолет влетает  в теснину между гор. Ему приходится брать крен почти вертикально земле, а мы, пассажиры, оказываемся параллельно  линии горизонта.

 Гору можно, казалось, потрогать рукой прямо через иллюминатор. Адреналина,… полные штаны и ботинки доверху.

Вот "Аннушка " выравнивается, приборы точно по горизонту. Снижение. Всё как на ладони.

 Пролетели  кишлак Поршнев.  Вот уже загремели шасси по аэродромной полосе.
 Запрыгала, как горная коза,  наша "Аннушка", но не из-за уровня мастерства  пилотов, а из-за колдобин на взлетно-посадочной полоске.

 Летчики- Класс.  Ассы высокогорных заоблачных трасс. Они меня потом много раз выручали.  Правда, иногда из-за погоды, и хотели бы, да не могли взлететь.

     Вылезай. Приехали.

 Пограничники - бравые ребята:
 -Ваш "Пропуск" Кто такой - почему не знаем?
 
- Погодите.  Скоро узнаете. Вот только осмотрюсь, обуркаюсь.


               
            
  Добро пожаловать в Хорог- столицу Памира!


Здравствуй новый мир.
 Принимай пришельца с Севера, с душою Марко Поло, с сердцем Александра.
 Служба пошла. Жизнь тоже,… но не очень. Еда в столовой - тоска смертная.

 Через месяц… из гостиницы попросили вон. Эту проблему быстро решил старший товарищ, Николай Васильевич Фомин.
 Ну да, конечно, тот Фомин, папа Марины нашей Фоминой, которую вечером любой на сайте "Одноклассники увидеть может без труда.

 Тогда она здесь, в нашем хорогском дворе, девчушкой бегала.
 Даже и не думал, что  Интернет нас  в жизни так  друг на друга выведет.
 Что тут скажешь: -Здорово.

 Фомин Н.В. за минуту решил вопрос о месте моего дальнейшего проживания в Хороге:
 - Жгутов, жить будешь в ленкомнате.

 Красота. Вечером, расстилаю на пол политическую карту Мира, на неё матрац из гостиницы, подушку «пуховую» на вате под голову.

 А вы что думали?  Такого имущества в магазинах  города Хорога  в продаже не имелось.

 И всю- то ночку на меня с укоризной, сердито смотрели, со стендов по стенам,  дядьки, в ту пору всем известные, практически возведенные в лик святых - члены все ПОЛИТБЮРО нашего ЦК КПСС.

 Кругом книги. История КПСС, томики В.И Ленина, ну полный "кладезь" знаний.

 Ну и что!!!  Спал же Святослав под открытым небом,  голову  положив на седло.
 А тут? Подушка, как ни как. Вот.

 Погоди, будешь погоны золотом крытые носить, вспомнишь?
  Да, вспоминаю теперь  и не без тоски о Памире,а что характерно, с теплом в душе.

Первый месяц практически пролетел в созерцании природы чудесного горного края - загадочного Памира.

 Ботанический сад - чудо под голубым поднебесьем. Река Гунт сливаясь с Пянджем целуются, бурлят.

 Хорог - уютный провинциальный городок. Совсем ни на какую столицу не похож.
 Жителей в городе до 20 тысяч.
 К осени половину в лицо знал. Сам не высовывался.

 А улица Ленина??? Ну, это что-то!!!
 Не улица, а красивейший туннель между двух рядов пирамидальных тополей, на всем протяжении от аэропорта и до Хорогского пограничного отряда.

 Красотища я вам скажу.  Даже сейчас сердце замирает. А как эти тополя поют шелестом своих серебристых листьев.  Вечная музыка Хорога.

 А город, как древние крепости, окружают, искрящиеся ледяными шапками, пики вершин с гордыми названиями, например - имени Дзержинского.

 Но как они красивы во все времена года, так и угрожающи весной, когда с них сходят, а точнее, слетают лавины, она за другой, днем и ночью.
 Камни, как с небес, грозно, с грохотом катятся вниз.  Иногда они прорываются через весь город, угрожая в любую минуту обрушиться на головы беспечных горожан.
 Спаси памирцев Аллах  от бед земных и рукотворных.

Конечно, вспоминаю. Каждый вечер вспоминаю вас всех.
 Спите на лекциях? Над Беспаловым издеваетесь? В кино с лекций сматываетесь и всё это... без меня?  Редкостные Вы «Сволочи». (не в
смысле анекдота вам известного).

 А я тут один, совсем один из студентов  нашего курса, надрываюсь, можно сказать, из пальца высасываю эти контрольные, курсовые. Юридической литературы здесь отродясь не бывало.

 Здесь историю сами люди творят.

  Здесь, на Памирах мне вроде бы и хорошо, но плохо мне без вас, девчонки. Возьмите меня хоть на денек. Я вам все  контрольные напишу и себе курсовики сделаю.

Нет!! Не забыли!!!

 Я верил и знал, что найдут они меня  на этом сайте "Хорог.  Улица Ленина. Жгутову. без аватарки.
 
 ВОТ оно письмище, плод коллективного умища, пополам с персональными эмоциями авторов, моих дорогих и близких сердцу моему.

 НУ, и где Вы?
Неужели, здесь на сайте "Одноклассники", среди нас, среди ваших дочек и сыновей, нет вас?

 Не верю.
 Вот же нашелся тут один. Стоит вон рядышком, в друзьях, Славик Шулимов (он же Носков). Он только без трубы, на которой на лекции умудрялся "Маленький цветок" исполнять.
 Как ты там в Геленджике? "Эй, вы, там на барже? Лом не проплывал?"- был и есть пароль наш с ним, и Егором Беспаловым.

 Того, правда, тоже не видать ещё на сайте, а должен бы, вот, вот появиться.

Вполне  должны бы  быть  в душанбинских группах  и мои  однокурсники - Витя Портной, Саша Большов, Володя Бард - дружная троица и другие парни. Где вы?

 Хоть бы кто – нибудь из вас вспомнил нашу неожиданную  встречу в ночном Душанбе, в темном переулке на улице Островского рядом  с Управлением Аэрофлота на проспекте Ленина.

 Это, когда вы меня попугать решили, но потом сами же и обрадовались, что не напугали.

 Набрал бы кто-нибудь из Вас сейчас  в поисковике: - «Александр Жгутов».
 И вот он, я. Сразу бы - как чёрт из табакерки. Здрасти.
 И обрадовался бы  несказанно Вам.

02.02.2011
 

                Примечание :  За это время ,что прошло с момента написания   вышеизложенного, мне
                удалось найти на сайте в « Одноклассниках»
                Виктора Портнова. Он живет в Израиле.

                А вот Саши Большова  и Володи Барда уже
                нет в живых.
                Вечная им память.

                17.08 2011г






http://www.proza.ru/2016/12/24/908


Рецензии
Как, Саша, прекрасно иметь таких верных,настоящих друзей!
С душевным теплом.
Кира.

Кира Крузис   21.01.2017 12:15     Заявить о нарушении
Дорогая Кира, я вед и вас числю среди своих друзей. С искренним поклоном, Саша.

Александр Жгутов   21.01.2017 14:24   Заявить о нарушении
Иметь такого друга, как вы, большое счастье.
С теплом.

Кира Крузис   21.01.2017 14:36   Заявить о нарушении
Признателен до глубины души,Кирочка.

Александр Жгутов   21.01.2017 14:39   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.