Тополя, тополя...

Итак, это продолжение темы "Гизы и звезды", а также "Некоторые названия древних племён с т зр.удмуртского языка"

Вот такое замечание я получила от Маришки22:
"...кир-гизы - это люди, несущие сакральность упавшей с неба звезды на Землю."
Интересно!
Древние тюрки считали, что высоко в небе, на ветвях Байтерека хранится жизнь всех людей и зверей, тех, кто будет жить в будущем. И для того, чтобы родился человек, Тенгри посылает ветер, который сдувает с Байтерека будущие жизни. Подобно маленьким искоркам они летят на землю и через тундуки – дымовое отверстие – попадают к женщине, которая зачинает материальную основу новой жизни.


Что такое Байтерек?

Цитата:

Байтерек — мировое дерево. Один из вариантов мироздания, модели мира. Встречается во всех мифотрадициях, в том числе и в казахской мифологии. Байтерек (буквально изначальный тополь, Мать-тополь) как мировое дерево связывает все три уровня - верхний, насчитывающий девять или семь слоев неба, средний, нижний, насчитывающий семь или девять слоев мироздания. Его отдельные части представляют собой части отдельных миров: корни - подземный мир, крона – средний мир, ветки и листья - верхний мир. А этимология слова терек (варианты: дара;, дарау, дара, тара;) исходит, по-видимому, от корня *Tir - жизнь.

Байтерек - изначальная жизнь. Наиболее частый, фактически единственный встречаемый во многих сказках, сюжет таков: Герой попадает в подземный мир и после долгих странствий доходит до большого дерева, где помогает птенцам гигантской птицы Алып Каракус (Симург), убивая змея или дракона-айдахара. В благодарность за это птица доставляет героя на поверхность земли. Дерево - мировое дерево, а птица и змей - представители противоположных миров - верхнего и нижнего. В их вечное противостояние включается и представитель среднего мира - человек, герой сказки.

Байтерек - мировое дерево - представляет собой центр мироздания. Он - дверь, ворота между мирами, и обычно под таким деревом происходят сакральные действия. Байтерек находится еще и в центре горизонтальной модели мира. Горизонтальная структура мира: справа от дерева – луна, слева – солнце и звезда (айы; тусын о;ы;нан, ж;лдызы; тусын со;ы;нан).

В казахском эпосе «Кобыланды» и в дастане Кашагана «Адай теги» мировое дерево выступает в виде дерева с золотыми листьями (в алтайском эпосе - с золотыми и серебряными листьями), в дастане Кашагана - также и в виде дерева всех плодов.

Сохранились сведения и о двух, параллельно стоящих мировых деревах или столбах. Образ мирового дерева символизирует брачные отношения, преемственную связь поколений, генеалогическое древо. У тюркских народов были широко распространены поверья, что люди берут младенцев из-под деревьев (ср. вариант генеалогической легенды об Адае), или что души предков живут на дереве, ветвях, листьях. На ветвях шаманского дерева, согласно представлениям тюрко-монгольских народов, обитают птенцы-души, которые спускаясь ниже, входят в утробу женщины.

У казахских шаманов мировое древо предстает в виде посоха - аса таяк, а также столба, воткнутого в землю у могилы святого-аулие. Символика тут ясна: жердь – баган символизирует мировое дерево, по которому душа умершего должна подняться в небо и по которому она может спуститься вниз. По этой же причине казахи после смерти человека выставляли через тундук копье.

Слово байтерек применяется в родоплеменной знаковой системе казахов. Например, родовой клич и один из мифических предков племени канглы - Байтерек. Из тюркских мифотрадиций образ мирового дерева достаточно хорошо сохранился у саха-якутов. Оно называется ал-лук-мас или пай-кайын. (;айы; - ;атын)

---

Байтерек - это тополь по-киргизски.

Почему именно тополь стал Древом жизни у киргизов?

Цитата из википедии:


Русское слово «тополь» происходит от др.-рус. тополь, а то, в свою очередь, от праслав. *topolь (откуда также церк.-слав. тополь (ж. р), укр. топо;ля, белор. таполя, болг. топо;ла, сербохорв. топо;ла, словен. tор;lа, чеш. tороl, словацк. tоро;, польск. tороlа, tороl, в.-луж. , н.-луж. tоро; и даже лит. t;palas). О происхождении праславянской формы существует несколько гипотез:

высказывались предположения о раннем заимствовании из лат. p;pulus с последующей диссимиляцией р-р > t-р, однако в тех романских языках, с которыми могли контактировать носители праславянского, засвидетельствована только форма с метатезой *pl;p(u)lus (рум. рlор, алб. рlер, итал. рiорро), из которой невозможно вывести славянскую форму[4];
возможно, она связана со славянским же словом *topь («топь, болото»), ср. рус. тополь (ж. р.) «болотистое место»[5];
если лит. tuopa является исконным словом, с ним может быть связано славянское *top-olь, которое в таком случае является продолжением индоевропейской формы (ср. ниже др.-греч. ;;;;;;).
Родовое название происходит от лат. p;pulus, обозначавшего ещё в античности белый и чёрный тополя[6], известна также форма «popplum». Все известные романские и германские формы (англ. poplar < англо-норм. popler < ст.-франц. poplier; нем. Pappel < др.-в.-нем. popel, papilboum, также лит. p;pl; < вост.-прус. p;pp(e)l) восходят в конечном счёте к латинскому. Происхождение латинского слова остаётся неясным[7]. Традиционно его связывают с др.-греч. ;;;;;; «вяз» (ср. эпидаврск. ;;;;; «то же» и др.-греч. ;;;;;;;)[8][9][10], однако их родство плохо объясняется как по фонетическим, так и по семантическим основаниям[11]. Против этого также свидетельствует название тополя, по своему словообразованию похожее на лат. opulus «клён», учитывая сходство по форме пластины листьев белого тополя и итальянского клёна[7]. Предполагается также галльское происхождение названия[12].

Близость лат. p;pulus к неродственному слову лат. p;pulus «народ» (отличавшегося гласным первого слога, мужским родом в отличие от женского у «p;pulus» и иным происхождением[13]) ещё с раннего Средневековья порождала народные этимологии, объяснявшие происхождение латинского названия тополя «потому что множество растёт из основания ствола»[14] или как дерево, разводимое возле площадей и мест народных собраний[15].

---
Вот что предлагает толковый словарь В.Даля:

тополь - В. Даль Толковый словарь живого великорусского языка
что такое тополь

тополь

ТО;ПОЛЬ об. дерево Populus, разн. видов, особ. Р. alba, белый тополь, и порода его Р. nivea, серебристый тополь, Р. balsamifera, такамага;ка, пахучий, душистый тополь, Р. laurifolia, о;сокорь душистая, алтайская, рай-дерево. Р. nigra; черный тополь, о;сокорь, сухара, папорт. Р. pyramidalis, пирамидальный, итальянский тополь, раина. Топо;льник м. тополевая роща. Тополевое дерево дрябло и плохо, а потому почти в поделки не идет. Топа;льный запах

---
Здесь уже есть намёк на РАЙ-ДЕРЕВО.
Что коррелирует с киргизским значением слова.

Может ли удмуртский язык дать некий смысл слову Байтерек? Приближенно - Ба - это сила Бытия (см. тему про энергии Ба и Ка с т.зр. удмуртского языка). Й[а] - это "дза" или "жа" - то есть энергия огня (сравните, Бай-кал, Бай-ко-нур, бай). Таким образом, бай или богач с тюркского - это человек, имеющий силу [небесного] огня для привлечения бог-атства.

Тырыны - это глагол "вмещать" - типа в сосуде, в некоей форме. Бай-тыр-ык - сила небесного огня, вмещенного в форму дерева, листьев, корней, тело человека.

Получается, что слово имеет древнюю этимологию и корни.

Почему же тополь? Чем он отличается от других деревьев?
---

Вот цитата из гороскопа друидов:




(Poplar: 4 февраля - 8 февраля; 5 августа - 13 августа)

Тополь (лат. Populus) - род быстрорастущих деревьев семейства Ивовые. Тополь продолжает расти даже если дерево ломается или отпиливается его верхняя часть. Быстрый рост тополей продолжается до 40—60 лет, после чего замедляется. Некоторые виды тополей доживают до 120—150 лет.

Декоративность, стройность и красота от ранней молодости. С годами, однако, сам создает себе проблемы. Очень чувствителен к течению времени, слишком рано начинает бояться старости, от этого страха еще больше стареет. Только хорошее влияние окружающих может оказать помощь, поэтому необходимо внимательно выбирать людей, с которыми приходиться общаться.

Необходимо проявлять осторожность при перемене места пребывания: не всякая среда благоприятствует развитию Тополя. Он чувствует себя плохо в тесноте, но не любит, однако, жить обособленно. Чувствует потребность в товарищах, но мучается от окружения особ, не выбранных им самим. Очень чувствителен к ущемлению свободы и легко впадает в пессимизм. Старается не показывать этого, но никто не может долго заблуждаться на этот счет.

---
Тополь обладает большой силой регенерации. Соответствует знаку водолея и льва.
И связан каким-то образом с полем. Через то... что-то непонятное...

---
Очевидно, что "пол" в названии дерева связан как раз с рождением живого существа разного пола. Пол - это также и "низ". Поле - также присутствует, оно рождает хлеб для прокорма людей, популюс..., people.
Скорее всего, есть корреляция и с английским top - вершина, верх.

Таким образом топ-пол - верх и низ. Посередине пу - дерево, pole - пол-юс мира. Похоже, что именно английский язык может подсказать этимологию слова "тополь". И это не совсем славянское или даже греческое слово.

---
Про дерево ПУ - коми:

Цитата:

Ас пу (as pu — «своё дерево») — священное дерево в мифологии коми.

По мнению коми, у каждого человека на земле есть своё священное дерево. Его нелегко найти. Следовало пустить собаку в лес и дождаться, когда она выберет дерево и начнёт лаять на него. Именно она чувствовала мистическую связь дерева и её хозяина.

Также местонахождение священного дерева мог указать Ворса в благодарность за помощь в победе над Вакулем.

Согласно мифам, такое дерево кровоточило при первом ударе топора и начинало говорить.

Священное дерево рубили затем, чтобы сделать из него волшебные амулеты, предметы мебели. По легендам, на столе из такого дерева появлялись различные напитки и яства сами собой.

В быличке о Йиркапе говорится, что он сделал из подобного дерева быстроходные лыжи, защищённые от сглаза.

---
 


Рецензии