Памирские хроники - Кто сегодня главный на трибуне

 

                Мургабский дневник-Памирские хроники.


       По следам  задушевных  посиделок с друзьями-земляками в группе "Душанбе-душа моя" на сайте «Одноклассники», с последующими их комментариями по мере  прочтения, выставленных  мною глав рассказов  в группе на своей странице.


                ***

    В то стародавнее время, летом 1969 года, в связи с обострением военно-политической обстановки на китайско-советской границе, меня из города Хорога, откровенно говоря, начальство "послало" служить туда, где "Макар телят не пасёт" - в Мургаб. Это место возвышалось в СССР  на 3600 метров над уровнем моря и называлось "столицей" Восточного Памира.
 
     На следующий день после моего прибытия в Мургаб мне всё показали, рассказали, самые секретные секреты, скрепленные печатями и десятком подписей,  и передали лично в руки.
  Мургаб - поселок кишлачного типа с юртами, мазанками и большой пыльной площадью, при дневном свете оказался райцентром Горно-Бадахшанской автономной области Таджикской СССР.
 По периметру "красной"площади поселка располагались: Райком КП Таджикистана, райотдел ОКГБ по Горно-Бадахшанской автономной области, РОВД, Прокуратура, Погранкомендатура и вся власть Советов-Райисполком. 
 
     Летом здесь: днем - жара, ночью - дубарь. Зимой мороз до  минус пятидесяти круглосуточно, но бывает и крепче.
      Из еды,просто поесть, не говоря уже о покушать вкусно, практически нет ничего. Все продукты : консервы, мука,крупы,макароны были завозные из центральных районов страны,
 То, что продавалось в магазинах и столовых, с открытыми глазами и без водки, есть опасно.
    Спиртные напитки в Мургабе приравнивались  к дефицитной "огненной воде", по-индейски, или на уровне «живой" из русских сказок,за которой за тридевять земель добираться приходилось.

    Ассортимент же питания  всякой мургабской живности состоял исключительно из отходов жизнедеятельности мургабцев, которые, не мудрствуя лукаво,выбрасывали всё не нужное и даже свое съеденное днём раньше, в общие кучи у своих заборов.      
    Козы, бараны, полудохлые коровы, с торчащими ребрами обтянутыми кожей, верблюды; все шатались по всему поселку и жевали всё, что попадало им на глаза:  бумагу, разные ошметки, очистки и даже… окурки.  За газетные обрывки, в которые когда-то заворачивалась селедка, между  животными шла настоящая битва.
    К вечеру в поселке всё было вылизано и сжёвано дочиста, а пыль утоптана сапогами киргизов, копытами верблюдов,козлов и всей иной ходячей живности.

                ***

    При обсуждении с коллегами вопросов обустройства моего быта и питания, я осмелился высказать свои соображения; за отсутствием присутствия в этом гиблом месте  офицерского общежития жить я могу в оружейной комнате,благо раскладушка у меня имелась; проблему с едой  предлагал упростить для всех одновременно: с утра пораньше отправлять меня с кем-нибудь на охоту или рыбалку.
 Предложение одобрили, но на охоту решили отправляться без меня. Предлог к отказу - не адаптировался к климатическим условиям. Будешь пока на карантине. Останешься на хозяйстве в отделе за дежурного.
 
    Так началась моя мургабская служба на высокогорных пограничных рубежах нашей Родины. На следующее утро, ни свет ни заря,  мои боевые  товарищи уехали в горы:  по службе на границу, а некоторые,назначенные рыбаками-охотниками, совмещая служебные дела попутно и за добычей для вечерней коллективной трапезы. Задача у всех одна: сидеть в засадах тихо,чтобы не нажить  проблем со здоровьем и не остаться голодными на ночь. И то, и другое для нас было неприемлемо. Молодые  организмы страстно хотели жить, вкусно поесть и крепко выпить.   
 
    Я уже целую неделю дежурный по оперативному отделу, на охоту и рыбалку невыездной. У меня за плечами автомат, в углу сейф,на столе телефон и пачка десятикопеечных сигарет "Памир".
        Так далеко и высоко от табачной страны Болгария о сигаретах «БТ» и «ТУ-134» мы  только мечтали. Их нам иногда привозили отпускники  в качестве лакомства.
 
         Через три-четыре дня мне уже казалось, что я тут прожил вечность.
  Сослуживцы, наверное, тоже начинали задумываться о том,а как бы этого лейтенанта Жгутова побыстрее "прикончить" или уговорить начальство, что бы оно меня задвинуло куда-нибудь ещё подальше и повыше. Мой  идиотский оптимизм и «деловые» предложения  пугали их, но никто, как ни странно, от них не отказывался. Начальству до меня тоже не было никакого дела. Оно меня послало... и успокоилось. Теперь я находился так далеко от них,что не мог им доставить ни проблем, ни головной боли.
               
     Итак. Сегодня я опять дежурный по Мургабу.   Сижу на крыльце нашего отдела - "конторы глубокого бурения". Никого не трогаю. Телефон молчит. По мне так было бы ещё лучше, если у него вообще где-нибудь провода оборвались. Курю "Памир"- дым колечками. Хорошо живем.
     В 10-15 метрах от моего местосидения,  на площади высилась  праздничная трибуна-"мавзолей" местного пошиба. Сделана она судя по её виду, сто лет в обед, из глинобитного кирпича и выглядела издалека как огромная русская печь, на которой в сказке катался по Руси Ванька дурак.
     С боку к трибуне пристроены ступеньки для восшествия по ним  местного начальства в большие престольные праздники той поры.

      В Мургабе, как во всей нашей СССРе, начальство всегда любило радоваться перед народом, школьниками и военными, как им хорошо жить.
       С этой трибуны  хорошо наблюдалось полное отсутствие каких-либо перспектив на ближайшую сотню лет будущей жизни обитателей этого унылого места.

         С того времени пролетело уже больше сорока лет. Время не остановишь, а я как-то в делах, заботах и не заметил,что тогда был совершенно молоденький.
          Да ладно, чего прибедняться на виду у вас. И сейчас всё ещё путем - бодрячком.
 Нет, не всё так грустно, когда тебе неполных двадцать пять.
          Уверенность эту я обрел в себе после того, как успел побывать на грани двух миров, того и этого. Поверьте, там, на том свете, ну ничего интересного.
 Живите долго здесь, сейчас и обязательно завтра. Там полное безмолвие и нас никто там не дожидается.

    И так лениво размышляя, сижу на крылечке отдела и курю уже вторую сигарету.

        Вдруг!!!
На площади,  неожиданно, как черт из табакерки, появляется здоровенный, старый-престарый мургабский козёл. Лохматый потомок диких архаров, с седой длинной бородой, торчащей шилом,с рогами дважды завитыми штопором.
        Вид  у него был такой же важный, как у Главного начальника Мургаба. Он не шел,а гордо, задрав башку, шествовал по площади, зорко озирая всё вокруг.
         Оглядев площадь своими выпученными глазищами, не удостоив меня даже взглядом,зараза.
     Он, беззубо пережевывая свои язык, не спеша, с аккуратностью престарелого существа, взобрался по ступенькам на трибуну и занял место…  Первого секретаря райкома.
       Видать делал он это по будням  постоянно. И кроме него вряд ли кто туда был вхож. Это оживило мой взгляд на мир.

        Что-то в Мургабе вот-вот должно было произойти?

       Далее он сделал надменную позу, как у  лица, принимающего парады на этой площади. Передними копытами он уперся в парапет трибуны, гордо задрав голову, рога на спине и начал сантиметр за сантиметром изучать площадь.
        А что можно было увидеть в этой пустыне пыли?
Скользнул по мне взглядом и продолжил осмотр. Оказалось, если очень хочешь, то  увидеть можно. Надо только смотреть…
       Он заметил дымок от моей сигареты и уже не спускал с моего окурка своих выпученных глаз. Мне всё стало понятно. Курящий козёл.
         Я выбросил окурок. Дальше это надо видеть. Сижу тихо, притаился как в засаде, наблюдаю.
         Козел, стрелой, точно стрелой, метнулся через все ступеньки к окурку.

Есть!!!
Он бойко хапнул тлеющий окурок  и... обжёгся.
Такого видимо раньше с ним не приключалось. Жрал уже холодные.
 Фыркнул на всю площадь, выплюнул, зло затопал по окурку копытом. И успешно повторил  очередную попытку поедания своей добычи. С удовольствием пережевывая табачные остатки, вновь бодренько процокал на трибуну, занял свое прежнее место,  принял позу, и продолжил, с наслаждением жуя, наблюдение за окрестностями.

Я его  уже  до поры больше не интересовал. Хохотать, кроме меня, было не кому.

       В Мургабе неспешно потекла сонная жизнь.
 Около клуба, обшарпанного здания, на солнышке возлежала стайка верблюдов, пережевывая свою жвачку.
       Я продолжал дежурить в ожидании товарищей с добычей, вполглаза наблюдая за творившимся вокруг пыльным безмолвием.
       Товарищи приехали с рыбой и с тушей молодого архара-горного козла.
 Водка и коньяк уже с утра покоились в холодильнике  под моим неусыпным оком.           Мургабская вечеря удалась.
    Служим дальше. Если на мир смотреть весело, то жить в нём можно и даже необходимо.  Остаюсь с вами. Бывший младший лейтенант, в Мургабе – уже лейтенант, молодой и совершенно не женатый.

 А сейчас, спустя сорок пять лет, посидим ещё  на крылечке в деревне "трутнем военного значения",но даже под домашним надзором, "старый перец"по-прежнему готов смыться из дому по первому зову трубы.
02.12.2010 г. 13-50.   


Tatiana ; Sviridova -Австралия, Мельбурн.
Александр - это шедевр! Смеялась до слёз! Просто пацталом!
02.12.2010г. 14:09.

Сильва Овагимьян -Новосибирск
Требуем Продолжения...  Из Жизни Младшего Лейтенанта...Санька Жгутова!
02.12.2010г  14:15.


Мадлена Хорина(соловатова)-Волгоград.
Младший лейтенант. Мальчик холостой. Все хотят потанцевать с тобой-ой-ой!!! Главнокомандующий Мургабом- курящий козёл,ваще супер. Точна пацталом в Олькины тапки!!!
03.12.2010 00:03

Джура Хон Маматов- Непал
Спасибо большое, Александр, за прекрасный рассказ о Мургабе.
 Бывал там. Всё сходится один к одному. Картина великолепно списана с натуры!
 Как будто снова побывал на этом высокогорном плато. И Али  Чур, и Койтезек, и Акбайтал, всё перед глазами. Есть легенды об этом, нынче, почти необитаемом месте.
Якобы, ещё до нашей эры, там раньше жили: высокорослые, сильные, и приспособленные к тем суровым условиям племена. Что с ними стало никому неизвестно (своего рода памирские Атлантиды). Но речь не о том.
Речь о Вашем великолепном рассказе, о нынешнем Мургабе.
После абзаца о Козле-Главнокомандующем, долго не мог возобновить чтение, так как ноутбук подпрыгивал от моего смеха. А после того, как Козёл обжегся окурком, пришлось отложить ноутбук с колен в сторону...
Шедевр, слов нет.
Ещё раз, огромное спасибо!
03.12.2010



Спасибо! Получил удовольствие  от рассказа про козла.
03.12.2010  Михалевич Александр – Гомель


Сильва Овагимьян
Александр! Что Нибудь расскажи ещё. Чтобы слезой прошибло от Смеха
06.12.2010


Александр Жгутов.
Для тех, кто хочет знать продолжение повествования "обозревателя мургабской скандальной хроники" из жизни местных животинок и заезжих засланцев в самый дальний уголок СССР, в который не заманят и награды, от лейтенанта Жгутова А.  Г. имеется продолжение : "Из жизни мургабских верблюдов" (перейдите здесь  по ссылке.)


http://www.proza.ru/2017/04/05/1934


Рецензии
Отличный рассказ, Александр Григорьевич.
Когда-то в тех местах обустраивал границу мой двоюродный дед.
Был начальником погранвойск НКВД СССР до 1940-го.
Здоровья Вам и благополучия.

Реймен   25.01.2022 21:45     Заявить о нарушении
Вот как!!! Как же в нашей жизни чудно и неожиданно пересекаются судьбы людей. С уважением Александр.

Александр Жгутов   25.01.2022 21:52   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.