Звезды засыпают на моей подушке

   23 декабря, в канун Рождества и Нового Года, произошло удивительное событие: В Департаменте межэтнических отношений состоялась презентация детской книги Надежды Деминой "Звезды засыпают на моей подушке". Это уже вторая книга талантливой поэтессы. В ней Надежда открыла свой собственный взгляд на мир очень емким поэтическим образом:
               
                В грядущее я открываю дверь
                Как в светлый дом,
                Без страха и потерь.

Вот вам неожиданное жизненное кредо, возможно благодаря которому и состоялась новая победа - детская книга! Ведь не секрет, что дети могут дождаться чуда лишь в том случае, если мы, взрослые, владеем им сами, если нам есть, что им предложить, чтобы крошечные зайчики в детских глазах засветились ярче и задиристей.
   Наши замечательные взрослые, от которых так много зависит, в том числе издание книг, наконец в один голос признали, что детская литература не только необходима, но и является самым насущным требованием сегодняшнего дня. Небольшой отрывок их стихотворения "Прогулка":
          
                Суетятся снегири,
                Снег блестит на ветках сосен,
                И сугробы у двери,
                Воздух свеж, слегка морозен.

                Анин серый пуделек
                Разрезвился на площадке,
                Отпустила поводок -
                Пес помчался без оглядки.

   Детская книга - это прежде всего произведение искусства. Все в ней должно быть подчинено единой цели: разбудить в юной душе крошечный колокольчик мечты. Мечта светоносна, она открывает двери грядущего, она возносит над хаосом и приобщает к прекрасному. Именно поэтому в детской книге первейшая и основополагающая роль отводится ее содержанию и интонации, и далеко не последняя - полиграфии и художественному оформлению, особенно, если речь идет о самых маленьких читателях, ведь дети любят не только ушами, но и глазами, и даже обонянием. Как удивительно хорошо пахнут красочные детские книжки, почти как новогодние елки! Эти впечатления из детства наверное свойственны и нам, взрослым, если в нас хоть немного сохранилась память детства. А вот еще одно озорное стихотворение "Мурлышка":


                По столу гулял воришка,
                Хитрый кот, пушистый плут,
                И зовут его Мурлышка,
                Он любитель вкусных блюд.

                С творожка слизал сметану,
                С колбасой съел бутерброд,
                Тут вошла на кухню мама,
                Спрыгнул на пол хитрый кот.

                Замурлыкал, щурит глазки,
                К маминым прильнул ногам,
                Источает нежность ласки,
                Извиняясь: "Как я вам?"
               
   Книга Надежды Деминой - убедительный симбиоз двух сотворцов поэта, и художника Марины Андрухиной. Попробуйте сказать, что эти милые, искренние, удивительно трогательные рисунки не украсили книгу, не принесли детям счастья и доброй улыбки. Наверное каждый ребенок, которому попадется в руки эта книжка, захочет их непременно нарисовать, пусть по - своему, но обязательно вдохновенно. Теплота, исходящая от книги, была отмечена практически всеми выступающими на ее презентации. И это совершенная правда! Книга удивительно теплая и... нежная. А ведь в немалой степени мы обязаны этим ее художнику. Даже не успев прочесть стихи, а просто пролистав книгу и просмотрев рисунки, уже можно смело приобрести ее ни секунды не пожалев об этом, столько вкуса и любви вложили в нее ее создатели.
   Кто-то сказал:"С детьми нужно уметь говорить на их языке", имея видимо, в виду их непосредственность. Возможно это и так, но каков он, этот язык? Кто сможет взять на себя смелость определить его и, тем более, узаконить? Может быть это язык "Мойдодыра" и "Дяди Степы", а может "Русалочки" и "Маленького принца"? Дорогие взрослые, не мешайте детям самим выбирать, что им читать и что им любить.
Главное, чтобы язык книги был добрым, талантливым и интригующим. Дети настолько чутки ко всякого рода фальши и суррогатным поделкам, что обмануть их невозможно. Дурная книга останется невостребованной и будет стоять на книжной полке, как непрошеная гостья, пока не найдет себе более достойное применение в виде подставки под горячую сковороду. Вот почему, издавая детскую литературу, мы тем более не имеем права писать на "авось пройдет". Все мы, литераторы, должны совершенно отчетливо понимать свою ответственность за Слово и, тем более, за Мысль, отраженную нами на бумаге. Сколько пресных и безликих борзописцев "ломанулись" по меткому выражению Валентина Ткачева в литературу. Читая их опусы, удивляешься той титанической смелости, с которой они стараются побыстрее спихнуть свой товар в издательство. То ли себя не уважают, то ли нас, читателей, в грош не ставят, но результат один - тратятся огромные суммы на издание сыроежек, в то время, как достойная литература издается минимальными тиражами. Провозглашенная свобода и гласность вовсе не означают, что нужно набивать книжные полки суррогатом. Такие писатели должны издавать свои шедевры за свой счет! Тупое ханжеское самодовольство пытаться выразить что-то на бумаге, когда в душе пусто,
плюс обывательский эгоизм толпы, привыкшей вкушать все, что ей навяжут - вот тенденция времени. Пушкин писал:" Цель литературы не нравоучение, а идеал." Как странно... но вопреки этому уже нередко приходится слышать, что детей нужно развлекать, что не следует обращать их взоры к серьезному и высокому, т.к. в нашей жизни и без того хватает проблем. Но послушайте, мы же не массовики-затейники! Если в нашем сердце померкло прекрасное и превалирует жажда развлечений, то как мы можем сделать детей более чуткими и восприимчивыми к красоте и безобразию?
   В своей работе "Мудрость родительской любви" Сухомлинский отмечал:"Беречь чистоту детской души, это значит воспитывать правдой." Теперешний наш мир, потрясенный всевозможными кризисами, и без того скуп на все целомудренное. Неужели будем откладывать "на потом" детское просвещение? Неужели еще одно поколение будет упущено нами по халатности и равнодушию?
   "Самый малый набор красок не умалит художественной сущности творения. И самый бедный холст может принять лик самый священный." Так писал Николай Рерих в книге "О Вечном". Таким образом, мы подошли к наиглавнейшему: духовность выше интеллекта и всего, что с ним связано. Духовность - это внутренняя красота и цельность, ее не нужно навязывать, к ней надо приобщать бережно теплыми флюидами любви согревая человеческое сердце. Но как же она необходима именно теперь, когда даже силы света поколеблены, когда легкомыслие и убожество превалируют над истиной. И кто как не мы, носители культуры, обязаны пронести сквозь хаос времени факел просвещения, утверждая веру и богатство человеческого духа?
   Но вернемся к Надежде Деминой. В ее книге есть одно существенное достоинство: она не заигрывает с детьми. Язык книги добрый, строгий, доверительный. И самое главное - книга живая! Читая ее, ты словно бы совершаешь прогулку по удивительной стране под названием - детство. Такие стихи как: " Мы едем, смотрю на звезду...", "Прогулка", "Проказницы", "Клоун", "Мурлыка", наконец, поразительные по простоте и изяществу загадки являются настоящим украшением книги:

                Он тихоня вроде КРОТкий,
                В темной шерстке хвост короткий,
                В огородах роет грот
                До рассвета - это...               
                или
                В ПЕСтрой шубе он гуляет,
                Стережет дома, сараи,
                Сахарную кость принес
                И залаял - это...
               
  Надежда черпает сюжеты прежде всего из воспоминаний детства - вот почему они так близки и так нравятся маленьким читателям. А стихотворение "Осенний лист", приведу целиком, как классический образец воспитания в детях художественного вкуса и гармонии.

                Осенний лист

                Словно ткани лоскуток,
                С дерева слетел листок.
                Против ветра неумело,
                Будто бабочка, взлетел он,
                Опустился на ладонь
                Желто-красный, как огонь.
                Листик - маленькая птица,
                Сонной осени частица.

   Только абсолютно искренний, чуткий и порядочный человек имеет право писать для детей, ведь детское сердечко, как искорка, воспламеняется только от подлинных чувств. Наверное поэтому на презентации самыми активными читателями и декламаторами были дети.

                "В большую жизнь шагаем мы тревожно.
                И видим путь. В грядущем все возможно!"

                Член АРПРМ Наталия Мария

                26 февраля 2004 года статья
                опубликована в кишиневской газете "Община"            
               
   

               
   
   
   


Рецензии