Свиток и сапог. Глава 86

1.  В прошлой главе мы с помощью матричного анализа и различных библейских  текстов разобрали 16й и 17й шаги основного алгоритма идентичности, обозначенного в 18м псалме. В этой  главе мы обсудим заключительный 18й шаг этого алгоритма. Как и в других случаях нам понадобятся  для этого дополнительные тексты,свидетельства и размышления.

2.Начнем с текста 102 псалма, который я привожу ниже в синодальном переводе.

1. Псалом Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя — святое имя Его.
2. Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его.
3. Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои;
4. избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами;
5. насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя.
6. Господь творит правду и суд всем обиженным.
7. Он показал пути Свои Моисею, сынам Израилевым — дела Свои.
8. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив:
9. не до конца гневается, и не вовек негодует.
10. Не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам:
11. ибо как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его;
12. как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши;
13. как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его.
14. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть.
15. Дни человека — как трава; как цвет полевой, так он цветет.
16. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его.
17. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его,
18. и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их.
19. Господь на небесах поставил престол Свой, и царство Его всем обладает.
20. Благословите Господа, все Ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, повинуясь гласу слова Его;
21. благословите Господа, все воинства Его, служители Его, исполняющие волю Его;
22. благословите Господа, все дела Его, во всех местах владычества Его. Благослови, душа моя, Господа!
(Пс 102:1-22)

3.Прежде чем начать анализировать этот текст напомним описание последних трех  шагов алгоритма идентичности: идеализационного 16 авсd(а внутри матрицы идентичности GK, КF, KB  и КА), созерцательного/синтонического КI (17)и реализационного/синергетического IO в тексте восемнадцатого псалма: "Да будут слова уст моих и помышление сердца моего благоугодны пред Тобою, Господи, твердыня моя и Избавитель мой!"
(Псалтирь 18:15)

4. Синодальный перевод этого пятнадцатого стиха сокращает исходный еврейский текст и тем самым изменяет его трехчленный ритм (соответствующий трем шагам алгоритма  идентичности) на двучленный. Более точный перевод мог бы выглядеть примерно так: "Да будут слова уст моих соответствовать Твоей воле(ihyu l'ratson imrej pi)(16 шаг)и помышление сердца моего да будет пред Тобою Господи(v'higajon libi lefanekha YHWH)(17 шаг),Оплот мой и Избавитель мой! (tsuri v'goali)(18 шаг).

5.Согласно матричной интерпретации 18го шага, которую я предлагаю в качестве рабочей гипотезы речь идет об установлении прочного синергетического отношения между Богом и человеком. Внутри такого отношения динамика конечной человеческой жизни интегрируется в состав субстанциального, центрально-кругового опосредования, свойственного глубинной реальности в ее качестве актуальной  бесконечности.

6. Круг, символ актуальной бесконечности,как известно несоизмерим с его конечным диаметром (точнее говоря описание их соотношения требует использования иррациональных чисел). В полном варианте схемы матрицы идентичности матричные
квадраты вписаны в круг,где продолжения центральной вертикальной (инструментальной)FH/IK и центральной горизонтальной (коммуникативной) GE/ML осей матрицы превращаются в вертикальный ON и горизонтальный PR диаметры субстанциальной окружности.

7. В этой главе нас будет интересовать вертикальный диаметр, верхняя О (ср. лат. omnia все) и нижняя N (ср. лат. nihil ничто) точки которого соответствуют энергетическому максимуму и минимуму в рамках синергетического отношения, о котором идет речь в 18 м шаге идентичности, согласно описанию этого шага в 15м стихе 18 го псалма (см. выше).

8. Но ведь это описание собственно говоря содержит всего два слова "твердыня моя и Избавитель мой". Каким же образом мы можем полагать что имеется в виду диаметр субстанциальной окружности с его энергетическим минимумом и максимумом? Для ответа на этот вопрос нам надо внимательно посмотреть на употребление тех терминов, которые в данном случае использует автор 18 го псалма, в других библейских текстах.

9. Еврейское слово tsur, которое в синодальном переводе передано русским словом "твердыня" и которое можно было бы также перевести как "оплот", в своем исходном буквальном смысле значит скала, а в переносном смысле надежное, защищенное убежище, укрепленное место. В этом последнем смысле оно часто используется по отношению к Богу: например во 22й главе второй Книги Царств: "Кто же является убежищем, кроме Господа".

10. Используя надежную защиту этого укрепленного места, его синергийную поддержку, человек может переходить от пассивной роли беглеца, главной задачей которого является спастись и обезопасить свое гражданское население от превосходящего по силам противника, к тому, чтобы стать активным действующим субъектом,делать вылазки и контратаковать. Так это представлено например в 17м псалме:

1. Начальнику хора. Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал:
2. Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3. Господь — твердыня моя (tsuri)и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое.
4. Призову достопоклоняемого Господа и от врагов моих спасусь.
5. Объяли меня муки смертные, и потоки беззакония устрашили меня;
6. цепи ада облегли меня, и сети смерти опутали меня.
7. В тесноте моей я призвал Господа и к Богу моему воззвал. И Он услышал от чертога Своего голос мой, и вопль мой дошел до слуха Его.
8. Потряслась и всколебалась земля, дрогнули и подвиглись основания гор, ибо разгневался Бог;
9. поднялся дым от гнева Его и из уст Его огонь поядающий; горячие угли сыпались от Него.
10. Наклонил Он небеса и сошел, — и мрак под ногами Его.
11. И воссел на Херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра.
12. И мрак сделал покровом Своим, сению вокруг Себя мрак вод, облаков воздушных.
13. От блистания пред Ним бежали облака Его, град и угли огненные.
14. Возгремел на небесах Господь, и Всевышний дал глас Свой, град и угли огненные.
15. Пустил стрелы Свои и рассеял их, множество молний, и рассыпал их.
16. И явились источники вод, и открылись основания вселенной от грозного гласа Твоего, Господи, от дуновения духа гнева Твоего.
17. Он простер руку с высоты и взял меня, и извлек меня из вод многих;
18. избавил меня от врага моего сильного и от ненавидящих меня, которые были сильнее меня.
19. Они восстали на меня в день бедствия моего, но Господь был мне опорою.
20. Он вывел меня на пространное место и избавил меня, ибо Он благоволит ко мне.
21. Воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих вознаградил меня,
22. ибо я хранил пути Господни и не был нечестивым пред Богом моим;
23. ибо все заповеди Его предо мною, и от уставов Его я не отступал.
24. Я был непорочен пред Ним и остерегался, чтобы не согрешить мне;
25. и воздал мне Господь по правде моей, по чистоте рук моих пред очами Его.
26. С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним — искренно,
27. с чистым — чисто, а с лукавым — по лукавству его,
28. ибо Ты людей угнетенных спасаешь, а очи надменные унижаешь.
29. Ты возжигаешь светильник мой, Господи; Бог мой просвещает тьму мою.
30. С Тобою я поражаю войско, с Богом моим восхожу на стену.
31. Бог! — Непорочен путь Его, чисто слово Господа; щит Он для всех, уповающих на Него.
32. Ибо кто Бог, кроме Господа, и кто защита, кроме Бога нашего (mi tsur zulati eloheinu)?
33. Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь;
34. делает ноги мои, как оленьи, и на высотах моих поставляет меня;
35. научает руки мои брани, и мышцы мои сокрушают медный лук.
36. Ты дал мне щит спасения Твоего, и десница Твоя поддерживает меня, и милость Твоя возвеличивает меня.
37. Ты расширяешь шаг мой подо мною, и не колеблются ноги мои.
38. Я преследую врагов моих и настигаю их, и не возвращаюсь, доколе не истреблю их;
39. поражаю их, и они не могут встать, падают под ноги мои,
40. ибо Ты препоясал меня силою для войны и низложил под ноги мои восставших на меня;
41. Ты обратил ко мне тыл врагов моих, и я истребляю ненавидящих меня:
42. они вопиют, но нет спасающего; ко Господу, — но Он не внемлет им;
43. я рассеваю их, как прах пред лицем ветра, как уличную грязь попираю их.
44. Ты избавил меня от мятежа народа, поставил меня главою иноплеменников; народ, которого я не знал, служит мне;
45. по одному слуху о мне повинуются мне; иноплеменники ласкательствуют предо мною;
46. иноплеменники бледнеют и трепещут в укреплениях своих.
47. Жив Господь и благословен защитник мой! Да будет превознесен Бог спасения моего,
48. Бог, мстящий за меня и покоряющий мне народы,
49. и избавляющий меня от врагов моих! Ты вознес меня над восстающими против меня и от человека жестокого избавил меня.
50. За то буду славить Тебя, Господи, между иноплеменниками и буду петь имени Твоему,
51. величественно спасающий царя и творящий милость помазаннику Твоему Давиду и потомству его во веки.
(Псалтирь 17:1-51)

11. Из этого примера очевидно, что внутри синергетического отношения слово твердыня (tsur) используется в первую очередь для обозначения энергетического максимума тех возможностей, которые поддержка Бога дает человеку, превращая его тем самым из обьекта преследования и угнетения (нижнее центральное контекстное поле объектов/ценностей Н) в властного субъекта (верхнее центральное контекстное поле субъекта власти F).

12. Но эта поддержка не безусловна, она зависит от ответственности и самодисциплины, связанной с активным самонаблюдением (месономное поле смысловых ориентаций К на нижнем продолжении вертикали FH)и от соотнесения личного поведения с контекстным полем I смысловых соответствий/блага (на верхнем продолжении вертикали FH), опосредующим верхние сигнификативные поля истины/справедливости А и жизни (совершенных, целостных жизненных форм) В.

13. Посмотрим теперь на другой термин "избавитель" (еврейск. goel) в описании 18 го синергетического шага основного алгоритма идентичности в восемнадцатом псалме (стих 15). Это слово используется для обозначения помощи и искупления, которое приходит как бы извне к людям, оказавшимся в ситуации абсолютной беспомощности, например маленьким сиротам, изгнанникам, пленникам (которых выкупает goel), узникам, умирающим, или даже убитым, невинно пролитая кровь которых нуждается в отмщении. Вот например характерный текст из 106 го псалма.

1. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его!
2. Так да скажут избавленные  (g'eulim причастие пассивного залога от того же глагола) Господом, которых избавил (gaalam)Он от руки врага,
3. и собрал от стран, от востока и запада, от севера и моря.
4. Они блуждали в пустыне по безлюдному пути и не находили населенного города;
5. терпели голод и жажду, душа их истаевала в них.
6. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он избавил их от бедствий их,
7. и повел их прямым путем, чтобы они шли к населенному городу.
8. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
9. ибо Он насытил душу жаждущую и душу алчущую исполнил благами.
10. Они сидели во тьме и тени смертной, окованные скорбью и железом;
11. ибо не покорялись словам Божиим и небрегли о воле Всевышнего.
12. Он смирил сердце их работами; они преткнулись, и не было помогающего.
13. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
14. вывел их из тьмы и тени смертной, и расторгнул узы их.
15. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих:
16. ибо Он сокрушил врата медные и вереи железные сломил.
17. Безрассудные страдали за беззаконные пути свои и за неправды свои;
18. от всякой пищи отвращалась душа их, и они приближались ко вратам смерти.
19. Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он спас их от бедствий их;
20. послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их.
21. Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
22. Да приносят Ему жертву хвалы и да возвещают о делах Его с пением!
(Псалтирь 106:1-22)

14. Легко видеть, что имеется в виду энергетический минимум синергетического отношения, где человек находится между положением объекта/работника/слуги Н и небытием N, где человек переживает своего рода кеносис (греческ. опустошение, термин употребляемый в христианском богословии по отношению к страданиям Иисуса, но применимый и к всякому вообще состоянию превосходящего человеческие силы страдания, где люди особенно нуждаются в божественной помощи).

15. Таким образом мы определили, что 15й  стих 18 го псалма  действительно имеет в виду синергетическое отношение, отображаемое в матрице диаметром ON, т.е. заключительный восемнадцатый шаг основного алгоритма идентичности. Как мы увидим  в следующих главах углубленное понимание этого шага и двух предшествующих ему шагов имеет большое значение для исторического  и философского осмысления всего новоевропейского культурного и социального проекта.


Рецензии