Соль земли

«Вот, положение этого города хорошо, но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал Елисей: дайте мне новую чашу, и положите туда соли. И вышел он к истоку воды и бросил туда соли, и сказал: Так говорит господь – Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия». (4 Царств)

«Если вы унесете отсюда лишь 10% того, что услышите, вы убережете себя от множества неприятностей», и проживете свои 75 лет без страданий. А если усвоите на все сто, то проживете 120-140 лет, - пишет в своей лекции известный доктор. В своей работе он развивает идею мудрого отношения к соли и минералам в рационе питания человека. Простой человек, как правило, не задумывается о том, сколько там натрия или хлора, как они влияют на тело человека, он просто солит и кушает пищу, потому что это вкусно. Обычная соль воспринимается просто, как усилитель вкуса. И о том же говорит Библейский Иов – «Едят ли безвкусное без соли?». Но в Библии много говорится о другой соли, правильное отношение к которой ведет к жизни вечной. Иисус говорил о своих учениках: «Вы соль земли, и если соль потеряет силу, чем сделаете ее солоною?». Понятно, что здесь Он сказал о Своих учениках, которые уверовали в Него, что Он Сын Божий, ну и так далее в русле религиозной экзегезы. А сами ученики соль называли мудростью: «Апостолы сказали ученикам – Пусть все наше приношение обретет себе соль. Они называли (мудрость) солью. Без нее приношение не приемлемо».
Ранее мы сказали, что правильное отношение к соли или к учению Апостолов Христа ведет к жизни вечной. Но правильнее было сказать, что она (мудрость) сопровождает и будет сопровождать всю нашу жизнь, и тем более в вечности, если под мудростью воспринимать не просто объем знаний, но именно правильное отношение к жизни. Но, что значит «правильное отношение к жизни?»
Вглядываясь в свою короткую жизнь от молодости до старости, которая по своим событиям очень похожа на жизнь вечную и отражает ее во всех аспектах. В которой можно так же устать, заскучать, потерять все лучшее (любовь) и разочароваться, и тогда выход один – «принесите соли». Как пишется в книге Царств и сказали жители – «Вот, положение этого города хорошо, но вода нехороша и земля бесплодна. И сказал Елисей: дайте мне новую чашу, и положите туда соли. И вышел он к истоку воды и бросил туда соли, и сказал: Так говорит господь – Я сделал воду сию здоровою, не будет от нее впредь ни смерти, ни бесплодия». Пророк попросил новую чашу и соли, и если под чашей понимать новая плоть человека, соль как мудрое отношение к жизни, то он всего лишь отнес эти вещи к истоку реки жизни вечной, которая априори относится к Творцу. И не надо здесь многих знаний из чего состоит простая соль, а всего лишь помнить, Кто есть податель вечной и радостной жизни.
Можно вспомнить и другую притчу учеников о том, как в далеком, а может и не очень далеком прошлом мы уже «входили и выходили из Царствия обителей многих, смеясь». Делая это, как бы шутя, несерьезно и в «этой шутке презрели» все ценности жизни вечной. Куда мы вошли, теперь не можем выйти без потерь или приобретений, а откуда вышли, не можем войти без «соли». И потому, - говорят ученики, – «пришел Иисус, чтобы избавить нас от этой беды, потому что мудрость бесплодна без Сына, поэтому (Его) называют остаток соли».   
А вот другая история древности, связанная с солью. Был некий город Содом и Гоморра, положение этого города было тоже – хорошо, но когда они пресытились заповедью Творца о правильном сочетании в одну плоть мужчина + женщина, и попалил их Господь. Семье Лота было сказано бежать из этого города, но его жена оглянулась и превратилась в соляной столб. В этой истории любопытно задать вопрос – почему жена Лота превратилась именно в соляной столб, а не металлический или каменный? Общая мораль ясна, она оглянулась потому, что сожалела о старой жизни без заповедей Творца. В Писании сказано, что человек произошел от большой силы и большого богатства, которую он не всегда ценит и понимает. Несомненно, этой силой и этим богатством является любовь Творца, и поэтому сказано – принесите Мне лучшую жертву без порока и недостатка. Надо думать, что в городе Гоморра, утратившего свое первоначальное имя от «совершенство» и «погрузившегося» в неправду от своего последнего имени, когда-то были нормальные отношения между полами. Очевидно, в брачных отношениях присутствовало нечто от соли – долг, верность, ответственность за семью и детей, а в свободных отношениях между мужчиной и женщиной, присутствовало – служение любовью, восторг и праздник. Но, все это было утрачено - дочери Лота возлегли с отцом, а в свободных отношениях мужчина возлег с мужчиной, а женщина с женщиной. И какую, лучшую жертву они могли принести Богу? И что могла принести жена Лота, которая утратила суть (соль) женщины и ту самую закваску (влечение к мужчине), о которой сказано: «Царствие Отца подобно женщине, которая взяла немного закваски, положила это в тесто и разделила это в большие хлебы». Но, как не растет в соляной долине никакая живность, так нет будущего в делах Содомлян. Но, соль имеет свойство растворяться в воде и надо думать, что однажды при живительном дожде, когда человек покается и измениться, соль раствориться и наша Леди тоже воскреснет в новой плоти (чаши) к жизни вечной. Как написано в пророках – «Он приготовляет для земли поздний дождь и это будет дождь благословения».    
Закон гласит – «Всякое приношение твое хлебное соли солью, и не оставляй жертвы твоей без соли завета Бога твоего, при всяком приношении твоем приноси соль». Здесь можно заметить, как соль с хлебом завязывается на слове человека: «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому», - учил апостол Павел. Современное человечество стало очень грамотным и осоленным в своих словах. Отвечать каждому с благодатию и в древние времена было невероятно сложно. Очевидно, очень солеными были слова апостолов, когда они сталкивались с хамством и грубостью. Достаточно вспомнить о евангельской «блевотине, свиньях и козлах». Надо думать, когда Иисус выгонял из храма меняльщиков, то Его слова тоже были приправлены отборной солью, но при этом Он говорил – «Имейте в себе соль, и мир имейте между собою». Ну, очень трудно все время призывать хама к миру – «господа, давайте жить дружно», а они как две мышки все время шалят, по известному мультфильму о коте Леопольде. Поэтому, оставим эту неразрешимую задачу на способности человека, а более и опять поговорим о соленых делах.
«Не оставляй жертвы без соли», где соленая жертва отражает дела человека. Как бы ни были важны слова человека, но сказано – по делам узнаете их. В Библии не раз говорится о соляной долине и всегда она связана с войной. Война это тоже то, из чего не произрастает ничего хорошего.  О Амасии царе Иудейском сказано: «Он поразил десять тысяч Идумеян на долине Соляной, и взял Селу войною, и дал ей имя Иокфеил», что значит «порабощенный» войной. Есть много людей, которые помышляют только о войне, они не хотят понимать, учиться и изменяться. Они часто агрессивны, все время что-то замышляют против ближнего, смыслом их жизни становится мщение и с помощью войны делают себе имя.
Был такой царь Авимелех: «И сражался Авимелех с городом весь тот день, и взял город, и побил народ, бывший в нем, и разрушил город и засеял его солью». Засеял солью, чтобы на этой земле ничего не рождалось, а солью его деяний было мщение. Он был сын рабыни и соответственным, было воспитание и о таковых сказано, когда «раб делается царем, то трясется вся земля». Он убил 70 братьев по отцу и в итоге, убит женщиной, как не имевший соли в способности прощать.
О царе Давиде мы тоже читаем: «И сделал Давид себе имя, возвращаясь с поражения восемнадцати тысяч в долине Соленой». Да, есть много людей, которые делают себе имя на войне, но именно о Давиде мы читаем, что когда встал вопрос о строительстве Храма, то Бог сказал ему – ты не построишь Мне Храм, потому что много убивал. Но этот Храм построил его сын Соломон, царь мудрости и любви. И вот здесь, встает вопрос – какому царю мы поклоняемся и чью соль с царского стола мы едим? В Писании слова: «Так как мы едим соль от дворца царского», означали служение тому человеку (царю), чью соль они ели. Любопытно заметить, что эти слова писались к царю Артасерксу, который дал повеление всем хранителям сокровищ, содействовать в постройке Храма Богу Небесному в Иерусалиме. Дать строителям все, что необходимо – «давайте: серебра до ста талантов, и пшеницы до ста коров, и вина до ста батов, и до ста же батов масла, а соли без обозначения количества». Все необходимое имело полную меру «до ста», но именно соли (мудрости) без обозначения количества. Делать счет своим шагам и добрым делам, все это отражено в Евангельском слове, как отсутствие мудрости. 
И так, «всякий огнем осолится, и всякая жертва солью осолится». А потому мы не можем завершить нашу заметку без напоминания, что главной Жертвой Иисуса является Его кровь, пролитая за нас. Где имя Иисус в переводе с сирийского, означает «искупление». Второе имя Христос, что значит Мессия, посланный к человечеству, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную. И третье имя Назареянин, что значит от истины и «измеренный» истиной, чтобы спасти нас от несовершенства и призвать к полноте жизни, в той самой вечности.   


Рецензии