7 дней до Троицы
Закрыл машину, взял ценное и опираясь на палку добрёл до развалин игрушечной церквушки и там встретил старушку весьма почтенных лет, а может измученную жизнью.
Меня довели до дома, хотя домом это не назовёшь, не в обиду, многофункциональное жилище,- так точнее. О враче и даже о ветеринаре речь идти не могла, но моя спасительница осмотрев сустав, дала благожелательный отзыв,- пришлось довериться. Гордыня и тщеславие лезли из меня буквально фонтанируя. « Я отблагодарю», « За мной не станет, не думайте» и прочая белиберда.
Она снисходительно слушала меня, как больного и наконец, молвила :
- Я безнадёжно старая, одиноко живущая женщина и по – сути имя моё уже давно забыто, так что не буду память Вашу ворошить. Три - пять дней и нога заживёт и вы уедите, а пока погостите: давно я ни с кем не разговаривала.
Мои впечатления :
Нога распухла и сильно ныла. Травы, компрессы, запах компрессного самогона, чай,- всё это погрузило меня в какой - то дивный мир старины , которая частично просматривалась и с наших дней. Падая, я прикусил язык и щеку и говорить было крайне сложно,- только слушать, а послушать было чего. Сперва - я только слушал, как журчащий ручеёк, но потом повествование настолько захватило меня, что только нелепое шевеление ногой и резкая боль отвлекали меня от речей с мудростью вековой. Бабушка не имела зубов и понимание её речи далось не сразу, но то простое душевное повествование прям - таки оттиском впечатывалось в душу.
Она:
Село наше почти полностью было разорено во время войны. И колодцы травили и пахотные земли минировали - разминировали и враги и наши: понятно, у них военные операции, а мы здесь от прадедов живём просто,- что сравнивать. Почти все хозяйственные постройки - разорены : от свинарника – до кузни : любая воинская часть видела оставшиеся строения и планировала их использование для своих нужд, ну и меняли чего – то, так что восстанавливать было нечего: можно было рассказать где и что было раньше, а так, чтобы привести в былой вид и фантазировать было глупо. В 1943 нас освободили и в этот же год в село пришёл батюшка с женой, без детей, а чуть позже дьяк.
Кладбище наше некогда большое было, что ж удивляться если деревне лет не меряно ? И всех помнили – от родни до соседей, в меру сил и смотрели. Прямо возле кладбища стояла маленькая церквушка, не то часовня, не то церковь, но отпевали раньше там - точно. Её и не снесли только потому, что она была на «отшибе» и все родственники районного начальства жили здесь и снести не дали –б. Прокляли б всем селом. Да и в церкви той, десять человек, вместе с пределом, едва уместиться. В войну кладбище получилось как полигон для танков и пушек,- бои были страшные, мы забились в подвалы и просто ждали решения свыше : будем жить или судьба умереть. Что люди ? Это вопрос отчётливо читался в глазах собак смотрящих нам в глаза человечьими глазами. Грохот, вибрация стен, перекрытия, внезапные паузы - и мы, забившиеся в угол не вполне люди.
Но всё закончилось с отступлением фашистов , я опять стала воспитывать детишек, привыкая к роли вдовы - жены и вдовы - матери ; кто возвращался,- смотрел на разруху и уходил. Редкие оставались.
-Может поспите ? Или Вам не интересно это ?
- Нет! Просто я стараюсь запомнить, а не говорить, -жестом попросив её продолжать.
- Хорошо, если даже и неправда - всё равно успокоит.
В 43 годе , я уж говорила, пришёл батюшка. Обошёл все дворы , чтоб поздороваться и пропал. Все насторожились : придут эти НКВД и за батюшку ещё больше неприятностей получить можно, а так в родной деревне, от немцев освобождённой, всё ж покой какой - никакой ..
Не знаю сколько дней прошло, а нашли мы его. Среди могил, недалеко от церкви был блиндаж среди могил в два наката. Землёй его в холм забросало, так он прорылся внутрь ,- там и поселился в землянке.
Собаке и той котелок дают, для похлёбки; а тут человек Божий, но и помочь ему мы не могли,- боязно, вот и начались эти ночные перебежки односельчан : кто к норе одежду поднесёт; кто какую утварь, кто чего может. Но и это не долго было.
Батюшка начал ремонтировать храм. Нет, не ремонт, а возможность проводить службы под снегом и дождём. Первым включились Петрович / одноногий инвалид/ и сильно израненный Силантий / всё равно долго не протяну, чего бояться/. На Покрова первую службу справили. Людей набилось….. Со всей округи…. Теперь каждый день новые и новые прихожане приходили на строительство Храма. Батюшка сказал, что дорожки на кладбище восстановить и по - возможности у родных бурьян весной убрать. А то как же ? Без роду без племени ? Все понимали, что нужно жить, что война окончилась, но жить по - прежнему уже не могли. Вот он и просвещал нас разуму.
Вы засыпайте. Через семь дней Троица , а к ней мой рассказ и тянется.
День второй.
Оставлю бытовые детали и моё самочувствие с ногой - колодой. Придя в себя я ждал продолжение рассказа .
Прошло два года. Батюшка наставлял:
- Познакомьте инвалидов и героев с детишками, пусть им расскажут как защищали Родину, как дрались за родную землю,- это очень важно!
- Не бойтесь повести их на кладбище. Покажите им, могилы предков их , расскажите кто и что из их рода делал,- они должны гордиться своим селом.
Правду говорил. Так мы и делали. Где – то в это время приехали колхоз восстанавливать, так ничего не получилось, но польза была, на деревне куры в хозяйстве появились и даже три коровы с бычком. Жили мы как - то странно ,- батюшка говорил кому наиболее тяжело и мы помогали тем : молоком, яйцами, всем чем могли. Но люди всё равно уходили от нас : работы нет, а самому это не поднять.
И вместе хаты латали; и вместе хлев восстановили частично; и хранение сена и даже коза появилась. Но это не восстанавливало довоенный уровень жизни, это помогало не умереть.
Колхоз всё - таки создали. Трудодни, общественные работы, порицания ; правда и школа с детским садом и очень ревнивое отношение к посещению служб и вообще посещений батюшки. Деревня не жила, а тлела десятилетия. Свой участок, огороженный забором, своя живность и тот оброк, который надо отдать барину, что я живу на его земле. Батюшка наставлял, советовал, учил и рекомендовал.
- Если сын ценит край свой, землю свою.- то пусть уезжает учиться. Если твёрдости ему хватит, выучится, - приедет домой и применит свои знания на своей родной земле. Это если любовь его к краю искренняя. Хочет остаться в городе,- пусть остаётся, но живя по традициям и вере нашей.
- Не принуждай себя к добру мнимому, иди за светильником сердца своего и никогда не ошибёшься. Не печалься о потерях, это испытания на пути твоём,- так он говорил.
И всем нам отчётливо нравилось то, что он говорит, и сильно не правилось то, что вещала власть. Мы все понимали, что у него было своё начальство, но это было очень далеко от нас.
Приведу пример и пойду по делам, а то не терпят. Его слова :
- У Самойлихи родился внук,- молочка б матери кормящей, яиц, дров, воды разогреть. Чай в деревне живём, ей в уборную сходить трудно и постирать. Зять с тестем на заработки уехали, зима ныне лютая будет …Прихожане, кто чего может,- по божески это.
И ничего больше. Не протоколов, ответственных, сроков и прочей чепухи. Деревня совсем обмельчала и каждый каждого хозяйство знал досконально. И несли и помогали.
Ещё скажу : прислала епархия строителей, батюшке дом над землянкой возвести, так он настоял, чтоб приход расширили и отопление сделали, ибо зимы знаемо – лютые.
И спал когда - никто не знал,- горят лампады в храме.
День третий - четвёртый.
Мне значительно лучше, сам даже ходить могу. Проковылял по аллеям заброшенного кладбища ; много раз был в церкви, молился.
- Эти книги и иконы при батюшке приобретены были; эти дьяк принёс ,- они намолены. Это всё , что десятилетия было и на что молились истово. Алтарь был расписан в год смерти матушки, сильно батюшка скорбел : ночи напролёт молился.
Это потом уж появились эти глянцевые иконы и журналы.
Кладбище малыми усилиями было ухожено достаточно. Незамерзающий источник заключили в грот , рукотворным крестом возглавляемым. Жизнь деревни велась по устоям батюшки и по распорядку светских обязанностей , которые обременение. А в коммунизмы и прочее у нас вовек не веровали.
Батюшка благословил на разливах создать гусиную ферму и сам ехал по потребе сей. Два года мы все выстраивали этот гусятник. Гусей было невиданно. И молодых и на забой…
Приехало начальство, гусей всех увезли, даже десятка не оставили.
- Батюшка,- роптали мы,- за что ? Разве мы кому что должны ?
- Не всё сказать могу, хотя и грех это. Всех разбежавшихся гусей соберите и передайте им, скажите, что ни одного больше нет, иначе может беда прийти.
Мы не спорили. Мы понимали, что это то, что нужно сделать, ибо он нас не введёт в грех.
С тех пор все . кто мог уехал. Остались старики. Рождество и Пасху мы праздновали, но сил чистить дорогу не было,- только к Храму. Батюшка уже совсем старый стал и его старческий глас не творил службу, а вещал. Натоящее празднество, которые мы могли праздновать – это ТРОИЦА. И родные приезжали и у нас силы были.
- Всё. Молочко козье и сыр я Вам оставила, ногу смазала, хлеб под полотенцем. Мне ещё в храм сегодня надо, так что извиняйте за кратость. Бегу, пока ноги носят.
Для меня этого всего было очень много. Шар раздулся, до критических размеров и грозит разрывом. Сила русского духа! Сила Веры! И ни слова жалобы! У меня бойлер поломался, так я такой скандал устроил, что они мне горячую воду вмиг сделали. Есть газ, отопление , вода и канализация,_ но нет того понимания, о котором я только что услышал. Почему ? Я получил хорошее образование, у меня приличные родители и родственники , достойные друзья,- но я не понимал даже процента той глубокой истины, что поведала старушка.
Во все мы кичимся корнями своего рода. Покажите ваши фамильные делянки на кладбищах. Покажите! Расскажите мне кто был кем, что в поколениях совместно создали Вас .
Спать не смог до рассвета. Я душевно буянил , обличая себя и понимая , какое счастье найти такого наставника. Другое дело- готов ли я к нему ? Нет. Я слишком знающ и умён со своей гордыней.
День пятый - шестой. / Уезд/
Я , опираясь на палку , самостоятельно хожу , не испытывая боль, но испытывая неудобство. Кладбище и округу обходил много раз, остатки церкви запомнил в деталях. Залазил в землянку, этот скит, с ужасным запахом и поражался , как там жил батюшка , матушка и дьяк. Середина была идеально убрана, в углах образа.
Надо было ехать домой. Машину я выровнял и , в принципе, был возможен путь в Москву. Но как - то сильно привязался я к этому месту и к этому рассказу. Вот глубоко в душе было чувство, что я что – то могу не восстановимо потерять и лишиться навсегда того, что для меня крайне важно. Но и остаться,- было бы безумием.
Ещё один рассказ, напутственный.
- Батюшка знал , что умрёт на Троицу. Нет, он этого не говорил. Он просто сделал для нас это любимым праздником : старики могли в летнюю пору проковылять к остаткам храма, кто мог стоя , то слушал службу стоя, кто был болен или слишком стар,- лёжа,- батюшка не перечил. Да и сам батюшка был скорее не стар, а скорее вымучен и измучен, хотя уверенность в своём деле у него была неимоверная.
Где – то за пять - семь дней мы все готовились к Празднику. Это приезд родственников, соседей. И главное - сам Праздник! Служба, трапеза на воздухе за громадными столами, множество людей и детей, абстрактно знающих друг друга ты вмиг породнившихся, узнав кто есть кто. Шли все на кладбище к могилам близких, после расходились на год. Для меня это один из самых светлых дней в году.
Батюшка почил на второй день по Троице. Не хочу плакать, описывая его похороны. В душе каждого из нас умерла частичка света истины, оставив нас в потьме. Год поминали, а потом все начали разъезжаться. Ничего здесь не сдерживало. Шли годы, но на Троицу все и сейчас собираются,- вот приезжайте и увидите. А от Троицы и до Троицы я одна здесь старожил, да ещё несколько стариков. Вы утром уедите. Подождите . Она принесла маленькую иконку, которую осветил батюшка имени которого я так и не узнал . и на Троицу не приезжал.
Просто уехал, чтобы не вернуться, но рассказ этот точно прижился в моей душе.
Дополню :
Многие детали " стёрлись" и я не хотел пустоту заполнять вымыслом. Стриж пронёсся по какой - то траектории , но прошло время и не восстановить нам координаты пути и специфику того полёта: в нас остались впечатления,которые отпечатались в нашей душе, - вот и не следует с ними экспериментировать. Так, по - моему
Свидетельство о публикации №216122501752