Дверь

Ты стоишь перед дверью, за которой, ты уверен, есть что-то хорошее, очень хорошее, возможно, даже счастье. И это что-то - только для тебя. Светлая (какой резкий контраст с почти чёрной стеной!) деревянная дверь, чуть шершавая наощупь, тёплая, на вид достаточно старая, с самой обычной замочной скважиной на уровне твоей груди и, ниже, круглой ручкой, которая, кажется, сделана из того же материала, что и сама дверь. В двери нет ничего манящего, пугающего, странного или хотя бы необычного - она просто существует, она есть - без скрытых смыслов. Ты дёргаешь за ручку, толкаешь дверь: она заперта. Дёргаешь сильнее, в надежде, что вот сейчас-то она точно уступит. Но нет: дверь не выглядит неприступным монолитом, но она закрыта - и чтобы выломать её, потребуется приложить значительные усилия, если это вообще получится. Ты размышляешь - и приходишь к мысли, что раз уж ты тут оказался, у тебя должен быть ключ. Шаришь в карманах куртки, джинсов - ничего, потом вспоминаешь, что у куртки есть ещё внутренние карманы и проверяешь в них.. залез даже в свои сапоги - пусто. Тебя пронзает чувство досады, ибо что это за несправедливость - дверь есть, а ключа от неё нет.

В поисках решения ты решаешь пройтись - и, в паре минут ходьбы от двери, обнаруживаешь в стене нишу, оканчивающуюся неестественно узким коридором, ведущим, в свою очередь, в огромный, крайне тускло освещённый абсолютно пустой зал с тёмными стенами и потолком. В зале этом, как и ранее в двери, ты не чувствуешь ни малейшего налёта сверхестественности, ничего притягивающего или, наоборот, страшного. Ты проходишь в зал, делаешь это как нечто разумеющееся, знаешь, что имеешь на это право - и ты на самом деле его имеешь. В помещении есть только один выход, он же вход, - коридор, ведущий обратно. И самое главное - в зале есть ключи. Весь пол устлан ими. Сто, нет, двести, пятьсот квадратных метров ключей, полностью закрывающих пол, приходит в голову даже абсурдная мысль, что поверхности и нет вовсе - есть только ключи. Это не так, конечно. Ты приседаешь, разгребаешь ключи возле своих рук - и касаешься вполне обычного серого ламината. Ты проходишь внутрь зала, наступая на ключи. Они все разные! От гигантских вычурных бронзовых, серебряных и золотых, какие бывают лишь в сказочных фильмах, до совсем крошечных, таких, что даже не знаешь, замок от чего они могли бы открыть. Встречаются сломанные, блестящие даже в здешнем убогом свете, самые обычные и те, которые хочется взять в руки, покрутить, поразглядывать, металлические и деревянные, жёлтоватые, чёрные, какого-то неопределённого цвета... Ты знаешь, что здесь есть ключ от той самой двери, нет, Двери. Ты примерно представляешь, как он должен выглядеть, это сужает круг поиска - но и таких, подходящих, тут десятки тысяч, если не сотни. Можно потратить всю жизнь, подбирая ключ. Ты рассуждаешь так: "Если уж я оказался у Двери - то интуиция должна подсказать мне, какой ключ взять, какой подходит". Твой взгляд останавливается на ничем не примечательном экземпляре, лежащем в метре от твоей правой ноги. Наклоняешься и поднимаешь его, а заодно - ещё с десяток.

Возвращаешься к Двери. Пробуешь ключи по очереди, оставляя тот самый, первый, напоследок. Глубоко вдыхая, вставляешь его, пытаешься повернуть - тщетно. Чуда не произошло. Ты бросаешь ключи на землю - и возвращаешься в зал. Берёшь ещё - на этот раз столько, сколько можешь унести - в руках, карманах, шапке... Процесс подбора долог и труден. И, как ты убеждаешься через пару часов, бесполезен - дверь не открылась. Ты удивляешься, как вообще мог потратить столько времени на это дурацкое занятие. Но всё же возвращаешься в зал в третий раз. Берёшь лишь один, в самом дальнем конце зала, у самого пола. И он не подходит! Ты решаешь действовать иначе - разбегаешься и со всей силы бьёшь в Дверь ногой. Ни малейшего эффекта, но всё же Дверь не выглядит недоступным бастионом. За ней - хорошее, за ней счастье, за ней будет гораздо лучше, чем сейчас. Ты тратишь десять минут на выламывание двери разными способами. Ничего, кроме боли в ногах и руке. Дверь абсолютно такая, как и прежде: чистая, светлая, тёплая, не оставляющая впечатления неприступности - но от того не менее закрытая. Парадоксальным образом нарастает уверенность, что чем больше
усилий ты потратишь на то, чтобы открыть Дверь, тем большее счастье тебя за ней ждёт. Ты увлекаешься, снова пытаешься подобрать ключи, отмычки, бьёшь в дверь всё сильнее... Тобой движет не любопытство: не так хочется узнать что именно находится за дверью, как достичь этого, почувствовать это. Ты увяз. Дверь захватила тебя.

Выломать или открыть. Tercium non datur.

Но всё же есть решение, о котором ты, конечно, даже говорить не захочешь. Принципиальность и ложные убеждения делают этот вариант неприемлемым, недостойным. Упорство возносится в культ, но так ли оно хорошо? Всегда ли оно хорошо? Если ты откинешь свои принципы, если посмотришь с немного другой точки зрения, - ты увидишь простое решение. Уйти от Двери. Не пытаться забыть о ней, знать, что она есть - и просто жить. Да, так можно. Я уверен, что сейчас ты обзываешь меня последними словами, называешь недостойным, подлым, предавшим идеал. Но посмотри на себя - не фанатик ли ты?

Время... самый ценный ресурс.

Время. И всё.

Пойми меня правильно. Я не призываю тебя уходить от двери. Просто прошу, помни, что такой вариант тоже существует.


Рецензии