Береги Вальков Сережа

- Береги Вальков Сережа, это главное, - сказала мне напутственно начальница, - без них тебе п@здец.
Она собирала свои вещи и что-то там еще говорила, но что, я уже сейчас не помню.
Начальник цеха шла на повышение, а я был назначен на ее место. Ну как назначен. Поставлен. Вызвал меня директор и поставил.
- Ты знаешь, что такое управлять цехом? - спросил он у кого - то за моей спиной.
- Нет. - ответил я и мой голос потерялся где - то в просторах огромного директорского кабинета.
- А лет тебе сколько?
- Двадцать три..почти...
- Значит справишься. - как-то так сделал вывод генеральный.
- Я не знаю...- начал было я.
- Так! - сказал он повысив голос, - у тебя два пути,- или за ворота или в цех рулить.
- А подумать можно?
- Можно, - великодушно сказал директор, - но завтра, а сегодня марш цех принимать.
- Понял. - ответил я уже голосом начальника цеха и пошел на ватных ногах рулить многомиллионным производством. Судьба которого, как оказалось зависила всего от двух человек.
От Вальков.
Я не помню их фамилий.
Мне кажется, что их у Вальков не было, как не было отчества, возраста, дома и семьи. Ни кто в цехе не работал дольше них. Вальки были тут всегда. От самого Начала.
Вот есть люди, а есть персонажи. Это были они. Вальки. Неопределенного возраста и психического состояния.
Иногда мне казалось, что их уже заспиртовали когда-то в антропологическом музее, но потом музей закрыли, а их пристроиили в цех... В обход медкомиссии.
Один Валек, был худой и высокий, с большой головой, к которой как-то странно прилипли грязно- белые волосы. Меланхоличный, молчаливый и медлительный...Он иногда задумчиво курил у цеховых ворот, а когда я проходил мимо, он не реагировал на мое "Здравствуйте!", а только смотрел на меня мутным взглядом. Я с холодком на спине шел дальше, но позже, он всегда приходил ко мне в кабинет, жался у порога, заливался краской и говорил медленно примерно такой текст:
- Саныч, ты это самое.... прости... не поздоровался... чет голова улетела куда -то...
Я боялся спрашивать куда летала его голова и отвечал примерно так:
-Да все нормально, иди работай...
У Валька опять мутнел взгляд и он медленно выплывал из кабинета вместе со своей летающей головой.
Другой Валек, поменьше, тоже худой, если это слово применимо к скелету, обтянутого жилами и прикрытого землянистого вида кожей. Стремительный и резкий во всем. Он от своей стремительности даже сокращал слова и лепил их в хэштеги:
- Вальпошнабед, жрахочу - кричал он другому Вальку и они выключали свой каландр и шли в заводскую столовую...
А как раз дело и было в этом чертовом каландре.
Говорят, что каландр привезли на завод, когда еще и завода не было, а была одна степь кругом. Степь, Вальки.и каландр. Так начался завод.
Изготовило это трехвалковое, пятиметровое чудо, из трофейных немецких губных гармошек, какое -то машиностроительное НИИ, для промазывания ткани сырой резиной. Изготовило в единственном экземпляре в период хрущевской оттепели. Тогда за такое творчество уже не стреляли..
Вальки говорили, что нормально каландр работал примерно два дня, потом начал хандрить, ломатся, гнать брак, срывать план производства и творить прочие ужасы плановой экономики. Но к нему поставили Вальков и как-то они с ним потихоньку договорились. Не сразу, но договорились. И договор этот действовал уже 30 с лишним лет. Ни кто не знал текста этого договора. Даже вроде и сами Вальки. Просто срослись они с ним. И все.
Каландр отдавал прорезиненную ткань цеху, Вальки отдвали ему свою дущу и свою жизнь, а силы и животворящую энергию Валькам отдавал чистый этиловый спирт.
Так и работала эта технологическая цепочка: спирт лился в Вальков - а из каландра выходила продукция. Любое нарушение цепочки или последовательности вело к браку или поломке каландра.
Это было как второй закон Ньютона, железно и подтверждено множеством экспериментальных данных.
Вальки были в технологическом опъянении уже последние 30 лет и поговаривали, что даже в 80-е, при борьбе с пьянством на производстве, когда был издан приказ об увольнении всех пойманных пьяными на заводе, - сам директор внизу карандашом приписал резолюцию - "Всех, кроме Вальков".
И болтали еще, что этот приказ до сих лежит у Вальков в шкафчике. Как амулет.
На цех даже выписывался специально спирт, якобы для протирки контактов счетного оборудования, которое по факту было простыми, деревянными счетами. В общем Вальки были частью технологического оборудовая, с плановыми нормами расхода материалов и особым статусом.
- А что будет, если Вальки заболеют? - спрашивал я в страхе у своего первого наставника, бригадира Селиванова.
- П@здец будет.- твердо отвечал Селиванов и уверенно добавлял, - но они не болеют.
Селиванов был четвертым заводским старожилом, после каландра и Вальков и дело знал.
Но я все же решил исправить ситуацию. Даже счел это своей особой миссией.
Я пошел к Главному инженеру завода.
- Я насчет промазачного каландра... - начал было я.
- Что то с Вальками? - встревожился инженер.
- Нет. Я хочу поменять оборудование.
Главный инженер выдохнул и отмахнулся:
- Береги Вальков, - сказал он заклинание И добавил, - могу спирта лимит поднять, если не хватает...
Тогда я начал ставить к Валькам стажеров, так сказать пытался сделать переуступку прав по давнему, тридцатилетнему договору.
Первый стажер, - опытный вальцовщик, передовик. Грамоты и благодарности ему украшали всю дверь шкафчика в раздевалке...Его хватило только на неделю, - впал бедняга в алкогольную кому. Увезли на "скорой" прямо из цеха. Когда вернулся на работу, обходил участок с каландром стороной, стал молчалив и угрюм.
Второй, молодой стажер просто не вышел на работу уже на третий день. Через неделю в кабинет ввалилась его мама, огромная стокилограмовая бабища, обложила меня фигурным матом и бросила на стол заявление об увольнении сына..
Я не сдавался, ставил к ним стажеров непрерывно. Но всегда что -то происходило. Или побег или драки с Вальками или выбытие бойца из-за острого абстинентного синдрома.
Вальки, в ответ на мои упреки, только пожимали плечами. Длинный медленно разводил руками и заливался красным румянцем, а быстрый выкрикивал:
- Санычонибля егонечувствуюниху..дебилы!
Это было конечно грубо. Но искренне. Я верил. Но не сдавался...
Последний стажер, через неделю засунул палец между валков каландра, и оторванный палец вмазало в ткань, вместе с резиной, отбив тем самым охоту у всех остальных стажеров вообще подходить к этому механическому чудовищу ...
В общем эту битву я проиграл...
И каждое утро я приходил в цех и содрагаясь высматривал, - на месте ли Вальки?
Вальки были на месте. Отхлебывали свой спирт из банки и колдовали вокруг своей чертовой машины.
Так прошло два года.
И когда я уходил из цеха, бригадир Селиванов, поднимая стопку на прощальном застолье, сказал:
- Не переживай Саныч, ты двадцатый начальник кому это не удалось, - и задумчиво добавил, - юбилейный бл@...
Меня это немного успокоило.
Своему приемнику я тогда сказал только одно:
- Ты понимаешь как управлять цехом?
- Не совсем, - честно ответил он.
- Тогда справишься, - и улыбнувшись, произнес ему заклинание, - главное Береги Вальков...


Рецензии