Плен - смерть, освобождение - счастливая жизнь

       
     1.Трагедия геноцида русского народа

  Великая Отечественная война (1941-1945 годы) принесла русскому народу бедствия и страдания. Русские, угнанные в Германию во время войны, старались не рассказывать об ужасах концлагерей.  Быть пленным было стыдно. Время лечило душевные раны, но забыть прошлое человек не в состоянии. 

    Предлагаем читателям рассказ Марии Сазоновой (Ореховой)  о  трагедии семьи, в которой родители и дети были пленниками «третьего рейха».

     Достоверность  повествования подтверждает документ:
Удостоверение  № 035156
Сазоновой Марии Кондратьевны
для несовершеннолетних узников  фашистских концлагерей,
гетто и других мест принудительного содержания, созданных
фашистами и их союзниками во время  Второй мировой войны.



      2.До войны и во время войны

    В средней полосе России весна прогнала долгую угрюмую зиму. Огромные снежные сугробы  превратились в талую воду, которая ушла в землю. Проснулись деревья и травы. За короткий срок выросла листва на деревьях.  Зацвела черемуха. Белыми и розовыми цветами благоухают яблони. Гроздья персидской сирени раскрывают лепестки навстречу раннему солнцу.
Вернулись из далеких теплых краев перелетные птицы, поют   свои торжествующие песни. В песнях они  славят очередной этап короткой по меркам человека птичьей жизни: создание гнезда, выращивание птенцов.

    Тихо и безопасно. Прекрасная природа и свобода. В этом родном краю Мария живет после возвращения из фашистского плена.
Сегодня утром она стоит около своего просторного деревенского дома, построенного после войны. Для нее жизнь прекрасна и удивительна, несмотря на пожилой возраст. Однако от воспоминаний о  военном детстве на глаза набегают горькие слезы.

    Мария родилась в 1935 году в деревне Максимово Новосокольнического района Псковской области.
Немцы пришли в селение на третий день после начала войны. Время жизни обычных жителей разделилось  на два измерения: до войны и во время войны.
До войны большая семья    проживала в собственном просторном доме: отец, мать, дедушка,  брат матери, три дочери. Отец был старше жены  на двенадцать лет, работал в колхозе, мать - на железной дороге.

     На приусадебном участке имелись постройки, орудия труда  для ведения домашнего хозяйства. Обрабатывали большой огород, держали корову, овец, свиней, кур. Ореховы  (девичья фамилия Марии) жили дружно, трудились, надеялись на  спокойную жизнь, достойное будущее для своих детей при власти Советов. В деревне были школа, медицинский пункт, изба-читальня.

    Немцы заняли деревню и начали устанавливать новый порядок. В школе они устроили госпиталь для раненых и больных солдат. У русских без какой-либо платы отбирали скот и птицу. Просто немецкие солдаты с автоматами приходили в дом и забирали, то, что им было нужно. Жителей деревни, пытавшихся защитить свое имущество, расстреливали на месте. Затем стали  угонять подростков и молодых женщин на работу в Германию. От таких порядков русские люди уходили жить в леса, непроходимые болота, партизанили.

   Работы для родителей не было, скот отобрали. Семья стала голодать. Питались овощами, в основном картофелем, который удалось спрятать.  Доставала  овощи из тайника Мария, так  как только ребенок мог пролезть в узкий лаз. Скудную пищу готовили и ели  по ночам.  От голода и холода дети и взрослые болели.  Мария простудилась, у нее болело ухо, гнойный отит. Помог немецкий хирург из госпиталя. Сделал прокол и откачал гной. За медицинскую помощь требовал от ее матери молока и яиц, продуктов, которых они сами давно не кушали.

          3. Жизнь русских пленников

   Блицкрига (быстрой войны) у немцев не получилось. Война перемалывала человеческие ресурсы. Для работы немецким хозяевам требовались все новые рабы.
   
   В 1944 году семью угнали в Германию. Немцы забрали отца, мать, брата матери Аркадия – 16 лет, сестер: Нину -12 лет, Марию- 9 лет, Александру - 6 лет. Дедушку, отца матери, не взяли по причине старости. В эшелон собрали оставшихся жителей из окрестных деревень и сел.

    Рачительные немцы загрузили людей в пульмановские вагоны вместе со скотом.  Много вещей брать с собой не разрешали. Эшелон шел с Востока на Запад. Остановку сделал на станции  Рачишки  (Латвия), далее следовал в Германию.

   Русских людей привезли в Германию и распределили на работу по имениям крупных землевладельцев – баронов на востоке страны. Хозяин поставил отца и мать работать на ферме, ухаживать за коровами. Нину направили пасти скот, отгонять животных от колючей проволоки, по которой был пропущен слабый ток. Младшие дети Мария и Александра выполняли несложные домашние работы.

 Семью из 6-ти человек поселили в деревянном доме. На всех выделили комнату в 12 квадратных метров. Мебели в комнате не было. Спали на соломенных матрасах, расстеленных на полу. Плата за работу: сто граммов хлеба в день на взрослого человека, литр молока на детей. Вот и  все заработки белых рабов, «русских  свиней».   В статусе рабов на хозяина трудились поляки, чехи, а так же  немцы, несогласные с политикой властей  «третьего  рейха».

    Голодали страшно, но искали выходы из беды. Один из таких выходов – воровство  овощей с огромных картофельных и свекловичных полей хозяина. На промысел ходили всей семьей. Решили: если охранники поймают, пусть расстреляют всех вместе. Страдания плена для семьи закончатся. Такой была цена жизни. Ореховым повезло. Их ни разу не задержала охрана. А может быть охранники не очень старались. Среди них были и нормальные люди.

   Картофель терли на самодельной терке, добавляли в чугун с кипятком, заправляли молоком. Вместо соли использовали  красное удобрение. Получалась знаменитая баланда, пища нищих во время войн и революций. Дети росли, а одежды не было никакой. Летний сарафан Марии сделали из рогожного мешка. В будущем у пленников была смерть от голода и непосильного труда либо свобода,  которую принесет на штыках Советская Армия.


           4.Освобождение  – счастливая  жизнь

    Спасение пришло от русских солдат весной   1945 года. Советская Армия  стремительно ломилась в Европу. Хозяин, немецкий барон со своей семьей, убежал из имения, бросил  пленных рабов.

   Прошедшие через ужасы войны советские солдаты были поражены состоянием пленных соотечественников. Тыловики занялись отправкой людей домой, в родные края.
Кормили супом, давали хлеб, лечили, чтобы поставить на ноги ослабевших и отупевших от голода, холода, непосильного труда  людей. На машинах довезли до железной дороги. Некоторые пленники умирали в пути. Отец Марии умер. Его, простого русского мужика Кондратия Орехова, зарыли в чужой земле у придорожной канавы.
Акт о смерти не составили. На родине после войны мать не получала пенсию на детей, так как не было документа о  гибели отца.

     Дальше освобожденные узники ехали по железной дороге. Поезд шел на восток, тем же маршрутом по которому вывозили пленников в Германию.

   На ближней к родной деревне станции осиротевшая семья вышла из вагона. О, неожиданная радость! Невестку и внуков встречал  близкий человек, дедушка. У него была лошадь, запряженная в телегу, роскошь по тем временам.

    После кошмарных лет плена подъехали к родному дому и не обрадовались. Дом полуразрушен снарядами, все имущество растащено. Жить пришлось в уцелевшей бане.
Работы не было, колхоз разорен, предприятия разрушены. В 1946 году в деревню приехал вербовщик из Великих Лук. Он набирал рабочих на завод по производству извести.

   Мать Марии взяли работать на новый завод, девочек она забрала с собой. Аркадий остался в Максимове с дедушкой,  восстанавливать  родительский дом.
   
   Родным краем для Марии стал Андриаполь, небольшой городок Тверской области. От завода семье выделили комнату. Матери давали паек, еду для детей,  платили заработную плату. За деньги можно было купить настоящий хлеб, отстояв многочасовую очередь. В очереди приходилось стоять Марии. Мать успешно трудилась на заводе.   Александра, старшая сестра,  работала в детском садике.

    В этих краях в годы войны, тоже похозяйничали немцы,  оставили после себя разруху и нищету. Совместными организационными усилиями властей,  героическим трудом граждан мирная жизнь постепенно налаживалась.  Продукты выдавали по карточкам, в 1947 году карточки отменили. Жители после основной работы разводили огороды, выращивали домашних животных. Питались скромно, пища была натуральной, кто работал, не голодал. У матери и дочерей впервые за многие  горькие года оккупации и плена появилась настоящая одежда и обувь,  посуда, мебель.

    В Андриаполе открылась школа. Мария и ее младшая сестра стали ходить в  школу. Обучение в школе бесплатное.  О прошлом положении рабов мать и дети   старалась не вспоминать. Они  полноправные граждане своей великой родины, Советского Союза.

    Мария  не запуганный зверек в человеческом образе, а ученица средней школы. У нее есть учебники, модный по тем временам чемоданчик для книг и тетрадей, приличная одежда и обувь.  Перенесенные в детстве испытания закалили характер, приучили к трудолюбию, исполнительности, стремлению к справедливости.

    Жизнь в плену научила понимать намерения, поступки и действия людей, помогать  товарищам в преодолении житейских трудностей. Сообразительная девочка  учится отлично, мечтает продолжить образование, получить хорошую специальность.    Фотография Марии, лучшей ученицы школы, на доске почета.

  Однако Мария окончила только восемь классов, так как  нужно было работать, помогать матери растить младшую сестру. В жизни каждого человека прошлое время замещает настоящее, в котором есть личные планы и мечты о будущей жизни.

   Старшую сестру родственники пригласили жить и учиться  в Ленинграде. Мария осталась с мамой в Андриаполе, освоила профессию бухгалтера. Она уже взрослая привлекательная девушка, среднего роста, стройная,  славянского типа: русые волосы, правильные черты лица, глаза цвета голубого неба.

    Мария вышла замуж за шофера, родила дочь.  Когда дочери было всего два годика, ее отец трагически погиб под колесом экскаватора.  Мужчины в России погибают не только в войнах, но и на производстве. Несчастье трудно было пережить, но нужно было заботиться о дочери,  пожилой матери, здоровье которой после тягот плена стало сдавать.

   Хозяйственная трудолюбивая Мария вышла второй раз замуж за Анатолия. Вместе они прожили жизнь дружно. Работали, вырастили, выучили двух дочерей. Богатыми не  стали, но и не бедствовали. Получили квартиру, имели машину, помогли матери мужа перестроить дом в деревне. После выхода на пенсию  они с мужем живут в этом доме, ведут небольшое хозяйство. Помогают семьям дочерей. У них четверо внуков. Старший внук, гордость семьи, способный врач-кардиолог, работает в Москве.

    В 2010 году  семья отметила  75 - летний юбилей  Марии. Сегодня утром   она стоит около дома, и горькая память детства в плену тревожит душу. Вспоминает: когда она приезжала к сестрам  в Ленинград при встрече они плакали.

    На юбилейной фотографии счастливая семья из трех поколений: дедушка, бабушка, дочери, зятья и внуки. На Родине, после возвращения из плена Мария прожила счастливую жизнь, наполненную трудами и заботами, любовью и надеждой на достойное будущее для детей и внуков.

              5.Выжили, но не забыли страшное детство

    Проблема поколения детей войны в социуме недостаточно исследована. По теории естественного отбора выжили самые сильные духом люди. Счастьем для них  было жить в свободной от захватчиков стране, а не в плену либо на оккупированной территории.

    На детей войны  легли тяжелые заботы о своих семьях, матерях. Их отцы погибли. Приходилось работать    за себя и тех, кто пал на полях сражений, в неволе.  Ценным для них было знание математики, инженерного дела, классической и современной литературы.

    После учебы выпускники профессиональных школ, вузов, техникумов работали на станках, за кульманами,  учительскими столами, в исследовательских лабораториях.  Водили машины, поезда. Строили заводы и фабрики, дороги, линии электропередач. Создавали совхозы. Родина заботилась о них: учила, лечила в санаториях, больницах, профилакториях, строила жилье для молодых семей, общежития для одиноких работников и студентов.  Не бесплатно, как утверждают некоторые современные политики, а за тяжелый труд. Такова реальная история социальной жизни в нашей стране во второй половине двадцатого кровавого века.


      6. Кто организует «детей лейтенанта Шмидта»?

     В настоящее время «правозащитники» муссируют тему детей войны, малолетних узников   концлагерей, требуют от властей РФ компенсаций. К сведению рьяных любителей справедливости за чужой счет:
Германия выплатила компенсации узникам концлагерей в прошлом веке. Немцы педантичные люди, составляли подробные списки пленников, указывали места пребывания. На основании архивных материалов Германии и составлены списки узников концлагерей, в том числе  малолетних. Война есть война, злая тетка она. Во время войны имели место исключительные случаи, но исключение не есть правило.


     Возникает вопрос у гражданина РФ, не потерявшего здравый смысл. Почему за преступления фашистов в прошлом веке должно платить поколение граждан, которые родились в 90-ых годах прошлого века. Они не создавали концлагерей, война для них далекое прошлое.  Легенда.

    Автор, из детей войны. Провела опрос среди выживших детей войны, теперь пенсионеров. Никто из них не желает участвовать в организациях такого типа. Считают, что государство по имени Советский Союз платило им пенсии за погибших родителей, предоставляло бесплатные социальные услуги. Сами они работали и заработали пенсию.
     А кто не работал, значит, не думал о будущем, но хочет получить денежки от государства РФ неизвестно за что и почему.
Какую цель преследуют создатели общественных организаций типа «Дети войны», «Малолетние узники фашистских концлагерей»?
Думайте, смотрите, читайте, спрашивайте.


©Плен – смерть, освобождение – счастливая жизнь
Екатерина Ершова-Киреева, Ершова Екатерина Алексеевна
Март 2014  Тверская область
Знаков 13863


 Екатерина Ершова-Киреева (псевдоним) Ершовой Екатерины Алексеевны. Авторское  право на произведение
© Плен – смерть, освобождение  – счастливая  жизнь
принадлежат Ершовой Екатерине Алексеевне


Рецензии