История Тамани часть 11

Тьмутараканский камень-плита.

А. Шишлов рассказал о результатах раскопок отцу Виктору, который уже долгое время служит в таманском храме Покрова. Священник Колмык сообщил обо всём в Московскую Патриархию. Чтобы быть уверенными в своём открытии, археологи намерены провести доп. исследования. В Тамани были обнаружены и установлены в Покровском храме 28 марта 1887 г. два камня, «изображающих на оных с красками лица святых отцов с того точно монастыря, что князя Глеба был и в Патерике Святого Никона описано...» (из рапорта полкового есаула Торяника атаману ЧКВ Ф.Я. Бурсаку). Тмутараканское княжество в XI в. входило в состав владений черниговских князей. С Русью Византия уже почти не враждовала; исключением была последняя война 1043 г. Однако взаимоотношения византийской Таврики с русским Тмутараканским княжеством становятся хоть и всё более тесными, но и достаточно сложными. Тмутараканские князья часто были мятежниками, порывавшими отношения с великим князем киевским. Например, в 1064 г., самый старший из внуков Ярослава Мудрого – князь Ростислав Владимирович захватил вместе с воеводами Пореем и Вышатой власть в Тмутараканском княжестве. Отец Ростислава – новгородский князь Владимир долгие годы являлся старшим наследником, но ему так и не суждено было взойти на киевский престол. Владимир, под началом которого русские в 1043 г. в последний раз воевали против империи, скончался в 1052 г., и по завещанию Ярослава Мудрого его сын Ростислав выбыл из очереди наследников Киева. Дядья постоянно игнорировали его интересы.

Сместив с тмутараканского престола своего двоюродного брата Глеба, Ростислав отправил его к отцу в Чернигов. Через год Святослав изгнал Ростислава, но как только ушли из Тмутаракани черниговские дружины, Ростислав вернулся, и снова выгнал законного князя Глеба Святославовича. Он стал расширять границы княжества, обложив данью касогов и другие соседние народы. Это очень обеспокоило Византию, которая по-прежнему зависела от северо-кавказской нефти, и в 1066 г. из Херсона к энергичному Ростиславу был подослан греческий шпион, катепан. На приёме у князя он отравил его. Катепан – (с греч. – «тот, кто наверху», «верховный») - первоначально, в VIII - IX вв., предводитель воинского отряда в провинции (такой отряд мог быть сформирован и из иноземцев). В Х - XII вв., с созданием наряду с фемами новых административных единиц - катепанатов. Катепаны (их иногда называли дуками) стали наместниками важных в стратегическом отношении пограничных округов, где они, подобно стратигам, обладали всей полнотой военной и гражданской власти. К середине XI в. княжество достигает пика своего могущества. Об этом можно судить по записи в летописи от 1066 г.: «В год 6574 (1066), когда Ростислав был в Тмутаракани и брал дань с касогов и других народов, этого так испугались греки, что с обманом подослали к нему котопана (катепана). Когда же коварный византиец пришёл к Ростиславу, то вошёл к нему в доверие, и чтил его Ростислав. Однажды, когда Ростислав пировал со своей дружиной, катепан сказал: «Князь, хочу выпить за тебя». Тот же ответил: «Пей».

Он же отпил половину, а другую дал выпить князю, опустив незаметно палец в чашу; под ногтём у него был смертельный яд. Таким образом, князь был обречён на смерть не позднее седьмого дня. Катепан же, вернувшись в Корсунь, поведал там, в какой именно день умрёт Ростислав, так и случилось. Был Ростислав муж доблестный, воинственный, прекрасен сложением и красив лицом и милостив к убогим. И умер февраля в 3-й день и погребён в тмутараканской церкви Пресвятой Богородицы», которую некогда воздвиг его двоюродный дед - Мстислав. После этого по поручению жителей Тмутаракани Никон, принимавший активное участие в общественной жизни княжества, поехал в Чернигов к Святославу просить возврата Глеба на княжение. Из этого отрывка летописи можно сделать вывод, что Византия не теряла надежд вернуть себе былое влияние на Русском море. Как уже было отмечено, восточная часть Крыма была в составе княжества, и русские, судя по отрывку выше, играли здесь важную роль. На территории Крыма их проживало не мало. Именно в Корсуни во время своей миссии в Хазарию, будущий святой Кирилл видел книги, написанные «русьскими письмены». Преобладание русской культуры и русского населения на лицо. Тем не менее, Крым одна из сфер влияния Византийской империи. Греки не хотели упускать лакомый кусочек пусть даже он достался бы хоть трижды крещённому и православному соседу. Это кстати подтверждает тот факт, что после крещения Русь не получила сколько-нибудь большого уважения со стороны греков. Их хитрая дипломатия продолжала действовать только в греческих интересах.

Византийцы боялись усиления русского влияния в Крыму и утраты этой территории, поэтому князь Ростислав и был отравлен. В Повести временных лет об этом сообщается и далее указывается, что корсунские люди побили, закидали катепана-отравителя камнями. Однако нельзя понять, мстили они за убийство или были ещё чем-либо недовольны. Поскольку Русь никаких агрессивных действий против Византии после смерти Ростислава не предприняла, то возникает предположение о том, что черниговский князь был заинтересован в устранении конкурента князя Глеба. Он снова вернулся на Тмутараканский престол и в 1068 г. измерял по льду расстояние между г. Боспором (на Руси называли Корчев, «корча» - кузница, Керчь - хазарское К- р -ц) и Тмутараканью. Результат замера был отражён буквенно-цифровой надписью на так называемом Тмутараканском камне - большой мраморной плите. Камень стал главным доказательством того, что нынешняя станица Тамань стоит на месте Тмутаракани. Можно уверенно констатировать: зимой 1067–1068 гг. князь Глеб измерял расстояние между тмутараканским и корчевским храмами, используя для этого ростовую сажень. От одного храма до другого, князь 17-ти метровым вервием сделал 1400 замеров. Это именно то, о чём писал Д.С. Лихачёв в «Заметках о русском»: в качестве реперных точек были взяты указанные выше храмы. И если учёный Паллас оценивал ширину пролива (Таманского залива) в 18 верст (более 19 км), то в середине прошлого века В.Ф. Гайдукевич говорит о 22 км.

По электронным картам от Тамани до мыса Ак-Бурун (Белого) без малого 20 км, и сначала кажется, что это и есть искомые 19 км 935 м, то есть именно 14000 малых («тмутараканских») саженей. Но почему надо измерять до мыса, лежащего вне Корчева? Метрологи до сих пор спорят, была ли измеренная Глебом Святославичем ширина пролива 19,9, или 21,4 км, а сажень Глеба в 1,424, или же в 1,528 м. Ошибка в 2-х с лишнем км – не из тех, которыми можно было бы пренебречь. Однако князь не мог не понимать, что измерять надо от некоторых константных (а ещё лучше – сакральных) точек, и таковыми, как заметила археолог Т.И. Макарова, были - керченская церковь Иоанна Предтечи VIII в. и поставленная в начале 1020-х гг. тмутараканская Богородичная. Храмы стояли напротив друг друга, словно Богородица и Иоанн Креститель в деисусном чине. При таком их расположении водная гладь должна была читаться, как место незримого креста (что и могло стать мотивировкой для измерения моря хитроумным князем Глебом.) Он мог воспользоваться несколькими саженями. И каково же было его удивление, если только ростовая (и именно ростовая - рост Иисуса Христа!) сажень дала круглый вариант: ровно 14 тыс. Все прочие цифры, полученные при измерениях пролива саженями, круглыми не были: 9610, 10,315, 11069, 11282, 12154, 13046, 13591, 14,585, 15025, 15654, 16796. Памятник русской палеографии и эпиграфики XI в. - знаменитый Тмутараканский камень точно датирует самое первое из известных нам геодезических мероприятий на Руси. В переводе на современное летосчисление 6 индикт 6576 г. означает декабрь 1067-го - январь 1068 г.

Самыми первыми камень Тмутараканский нашли солдаты егерского батальона, который был расквартирован в Тамани незадолго до прибытия в неё черноморских казаков в августе 1792 г. Солдаты занимались реконструкцией оборонительных сооружений, и обнаруженная на территории таманской крепости, в какой-то разрушенной постройке византийского или греческого времени, плита-камень сразу им приглянулась. Они с трудом оттащили бесценную реликвию ко входу в казарму и стали её использовать в качестве порога. В таком качестве и застал реликвию командир егерей - премьер-майор Розенберг. В силу сугубой немецкости своей учёности, всей ценности камня Христофор Карлович оценить не мог, поэтому реликвия перекочевала от него к военно-морскому капитану 1 ранга П. Пустошкину. Как доверенное лицо центрального правительства и высших чинов Таврической губ., он сопровождал казаков на их новое место жительства, в пределы Тамани и Кубани, на пожалованные земли. Наделённому полномочиями Павлу Пустошкину всеми лицами оказывалось должное почтение. По его указанию мраморный монолит был тщательно очищен, его кантовали так и эдак, дабы прочесть древнерусский текст. Вообще исследования Тмутараканской находки камня-плиты многогранны, но для историков она важна ещё и тем, что точно определяет местонахождение княжества. Хотя стоит заметить, как и любую находку, подлинность камня подвергали сомнениям и даже обвиняли в подделке надписи. Однако не станем вдавятся в освещение споров, просто скажем - в подлинность камня и аргументам учёных, которые это доказывали - верим.

Продолжение следует в части  12                http://proza.ru/2020/12/22/759   


Рецензии