Таежный майдан

Это был материал для районной газеты, написанный и посланный в редакцию 28 марта 2014 года. О бандеровщине. Не напечатали. Мы же признали выборы Порошенко и, видимо, хранили политкорректность. Много кое-чего "хранили". Сейчас конец 1016 года, выкладываю материал здесь.

В связи с событиями в Украине, расскажу историю более чем сорокалетней давности. Случай печальный и дикий, но весьма поучительный, и я был ему свидетелем.

В мае 1969 г. я призвался в спецшколу войск ПВО, потом служил начальником радара на "Точке": в радиолокационной части /несколько десятков человек/ в сибирской тайге

Перефразируя Толстого, скажу: все живут и служат в "непростое время", но сложно оно для каждого поколения по-своему. ПВО тогда была в самом "фокусе" гонки вооружений. Соглашение по ракетам между СССР и США будет только в 1973 году. Оборонные шансы были 50 на 50, и мы были готовы ко всему. Тем более что в марте 1969-го была стычка с китайскими пограничниками на Даманском /большие фотографии погибших, зверски изуродованных наших были у почтамта в Свердловске. Нам, парням, в мае в армию, и мы мысленно переносили себя "в фотографию", в стоящий строй  -  перед строем лежащим! Рядом стояли девчонки, крепко взяв под руку одна другую, и молча долго вглядывались... /. А тем же летом китайские диверсанты вырезали в Казахстане несколько частей  -  таких, как наша. Ведь у нас был свободный переход. "Сняв" ночью часового, шли в казарме от койки к койке, будили и тут же резали: так человек не вскрикивает. По каждому случаю нам зачитывают приказ об усилении бдительности. Мотаем на ус, а в голове другое, в голове две главные задачи локаторщиков: если война  -  работай в радаре до конца, пока не разбомбят, а если без войны, то детей заводи до двадцати трех лет, потом не будет... В общем, были мы молоды, но нам, как говорится, было "не до шуток". Говорю это к тому, чтобы не удивлялись, прочитав далее, как солдаты "поговорили в умывальнике" с объявившимся среди нас бандеровцем. Но об этом чуть ниже.

Рядом с частью поселок аборигенов-охотников. Места глухие: о прошедшей войне тут узнали только в 1950 году. Жива местная царица. Здороваемся с ней, когда проходим мимо и если она сидит у избы. Старуха в ответ молчит, смотрит. Ближайшее поселение  -  сто км. Сообщение только на АН-2 и по воде. Пешком никуда не пройти. Одним словом, диверсантам взяться неоткуда, поэтому наш караульный ходит с карабином без патронов, гоняет коров от кабелей или с местного грунтового аэродрома. Таковы были особенности нашей службы, не считая того, что наши отцы прошли войну, и мы, "усыпленные" официальной пропагандой "торжества советского патриотизма", "нерушимой дружбы народов", - мы полагали, разумеется, что война кончилась. Однако, оскал национализма и фашизма оказался "легок на помине"  -  прямо в тайге на нашей "Точке".

1970 год, лето. Прибывает пополнение, весенний призыв, "салаги". Я, как комсорг части, обратил внимание на одного парня: в части служат со всего Союза, но с запада Украины он первый /я всегда смотрел на карте, кто откуда/. Выжимаю двухпудовки на спортплощадке, парень ждет. Отдаю гири. На левом плече у него татуировка "Мементо мори" на латинском. Вспоминаю: это что-то про смерть. Завожу разговор, мол, это не у вас там бандеровцы были? Парень испытующе смотрит, безразлично отвечает: "У нас". Спрашиваю дальше, мол, теперь-то уж, поди, не бегают по лесам? Парень соглашается, и я даже жалею его чуть. А "паренек" оказался, не смотря на молодость, ярым, решительным, бескомпромиссным бандеровцем. К осени он выжимает двухпудовки уже шесть раз и продолжает остервенело качать мускулы, хотя у "молодых" солдат обычно другие заботы: побыстрее освоить специальность, чтоб не получать затрещины и наряды вне очереди.

Так что же произошло? В какой-то момент я заметил, что в части больше "обычного" синяков на солдатах. Спрашивает и замполит. Наконец вижу здоровенный фингал у "деда", моего однопризывника. После долгого допроса "дед" признался, что его ударил... да, этот "молодой", гиревик. Итак, выяснилось: он один на один ставил сослуживцам жесткий ультиматум: "Когда скажу, будешь выполнять только мои команды, не слушая больше никого!" Вот так! А присяга? Вопросы и несогласие не принимались, следовало избиение /с повтором/. Надо сказать, что я тогда боролся с "дедовщиной" /и не безуспешно/, поэтому подумал, что перестарался, что вот обратный эффект: салаги распоясались. Но дело, оказывается, было совсем в другом.

Доложил замполиту. Тем же вечером провели комсомольское собрание, "исключили". Велю встать избитым. Поднялось человек двадцать /а сколько еще на дежурстве?/. У некоторых под одним глазом старый синяк, под другим свежий. Командир части сел на стул поодаль и пока не проронил ни слова /всем нашим офицерам не было и тридцати/. "Драчуна" поставили перед всеми, юлить он не стал и, как о чем-то пустячном, повседневном, не опуская глаз сказал: "Я просто не успел... Мне нужно было только пять человек, и на месте этой части было бы пусто". Воцарилось молчание: не просто осознать, что перед тобой самый реальный враг, бандеровец, диверсант, проникший в часть "простейшим" способом через военкомат, враг, который "просто не успел"...

- На что ты надеялся? - спросил командир. - Тебя бы потом здесь же и уничтожили.
- А мне все равно. Но этой вашей части не было бы. А может, еще одной.
Командир пошептался о чем-то с замполитом и ушел в канцелярию роты.

Уничтожить часть (и жён офицеров с детьми) бандеровец мог вполне. Планировалось это на самое ближайшее время, так как вербовке подвергся один из "дедов". Ночью офицеры, их жены и дети спят в своих домиках, дежурный офицер  -  на пункте управления, казарма тоже спит, ключи от оружейной комнаты  -  у дремлющего дежурного сержанта, не спит только дневальный у входа, но он мог быть "своим". Дел-то: кокнуть сержанта, открыть оружейку, а дальше дело техники...  и суровые депеши мамкам: "Погиб при исполнении".

Пикантная ситуация. Под трибунал да в дисбат? (тогда дисбаты ещё были). Но ведь официально в СССР бандеровщины уже нет! (???) И под трибунал, скорее всего, попал бы командир, как антисоветчик, шагнувший против линии партии. Офицеры Особого отдела "для красного словца" не жалели никого... И командир принял другое решение. Даже на гауптвахту не посадил, ибо в этом случае нужен письменный приказ с мотивировкой...

А с бандеровцем в умывальнике "разговаривали" солдаты, возвращали синяки. Сержанты, конечно, не участвовали, это статья... Не прошло минуты, замполит появился и спросил, мол, что тут за грохот? Всё в порядке?" - "Так точно! В порядке!" - ответили сержанты. Замполит вернулся в канцелярию к командиру. Из умывальника доносилась "воспитательная возня". Мы стояли, стиснув зубы и посматривая друг на друга: всё было противно...  Я заглянул в умывальник. Солдаты замерли. Бандеровец стоял на четвереньках без гимнастерки, "Мементо мори" на плече  -  в  крови. Я приказал: "Разойтись!". Ничуть не сомневайтесь: землякам, детям, внукам этот субъект с жаром расскажет, как его "ни за что" били "москали". Все разошлись, кроме бандеровца. Чуть позже двое умыли его и увели на койку...

Когда римский полководец возвращался с победой, за ним бежал раб и кричал: "Мементо мори!" /По-русски  -  помни о смерти!", то есть не упивайся победой, не расслабляйся, не гордись. То ли бандеровец себе напоминал это, а может, окружающим адресовал. Еще эти крылатые латинские слова означают вообще символ смерти, грозное напоминание о неотвратимой опасности. Так же приветствовали друг друга члены религиозного ордена траппистов /основан в 1140г./: не греши, помни о смерти и Страшном суде. В общем, "крутая" татуировка: тут и смерть, и сектанство, и разные смыслы. Ясно, что у молодого бандеровца на родине были единомышленники, с такой же татуировкой, нечто вроде секты. Бандеровщина /начиная с ее вождей/ была и остается замешенной на сектанстве. Учитывая эту случившуюся спустя двадцать пять лет после войны историю, напрашивается вывод, что бандеровщина воспроизводилась на западе Украины из поколения в поколение! Непрерывно до наших дней.

Выделяют две причины Киевских майданных событий: информационно-образовательная политика в Украине после СССР и влияние канадской бандеровской эмиграции и вообще Запада. Но есть и третья: не затихавшая внутренняя бандеровщина.

Мы говорим о "заветах отцов", о "лучших традициях", "ценностях". Так мы сохраняем свою идентичность Родине, жизненность и пр. Но в силу этого же "механизма" живуча и бандеровщина /национализм на грани фашизма/. Противоречия тут нет. Народы очень разны, поэтому есть институт государства /обособления/ и международное право. В Украине всё разрешится, когда она наконец-то разделится на ДВЕ страны, и уже не придется "ходить в чужой монастырь со своим уставом".

...Поблажки диверсанту не было: через пару часов он уже "стоял" в строю на вечерней поверке /перекличке/, поддерживаемый с боков. Его носили в строй три дня, потом дня три он "строился" самостоятельно. А еще через день прилетели два крепыша с другой "Точки" и увезли нашего бандеровца дослуживать у них с этим клеймом и под особым контролем. Об этом договорился командир (видимо, практика неофициального "перевоспитания" была отработана. На наши вопросы командир ответил: "Он хотел нас уничтожить. Сейчас он каждый день будет мечтать о трибунале..." На войне, как на войне.

Половина россиян  -  это "переселенцы" /как американцы в свое время/: мы осваивали Урал, Сибирь, Дальний Восток и даже Аляску. Это развивало такие качества, как ответственность /ведь один на один с обстоятельствами/, упорство, профессионализм, неконфликтность /при боеготовности!/, незлопамятность /"сын за отца не отвечает"/ и др. Поэтому слова "новгородцы", "москвичи", "уральцы", "сибиряки", "интернационализм", "россиянин" - значат многое. Национализм, бандеровщина, фашизм для нас неприемлемы! Но "пожар" у стен нашего общего дома. И в который раз девиз: сплотимся между собой и вокруг штурманов и капитанов.

Поменьше критиканства, побольше конструктива. Жизнь государства  -  это плавание океанского лайнера: для корректировки курса нужны многие километры и часы /для государства  -  годы и даже десятилетия/. Вредны скоропалительные выводы, безграмотные оценки происходящего (на Руси говорят: "Дураку полработы не показывают"). Глядеть надо "широко", думать "глубоко", а то вот утвердился расхожий штамп, что социализм рухнул от малейшего ветерка, что руководители и их эксперты ничего ни в чем не мыслили, а это совсем не так! А как?

Помню, в 1978 году наш профессор съездил в Москву на совещание и на лекции рассказал нам вот что: на совещании несколько ректоров поставили вопрос о сокращении выпуска философов, ибо их "куется" в три раза больше, нежели имеется рабочих мест /на кафедрах, в школах, в редакциях/. На это был ответ, что в ЦК этот вопрос обсуждался, и пришли к следующему: лет через пятнадцать /!!! То есть "в районе" 1993 года/ в стране ожидаются большие потрясения с непредсказуемыми последствиями. Сокращать ничего не будем. Пусть в критический для страны момент в ней будет побольше просто философски образованных людей. Получается, тогдашний наш строй был все-таки теоретически вменяем и сознательно шел навстречу своей эволюции.

Хочется думать, что мы не такие дураки, чтобы прежде всех дел вздыбить знамя национализма. Наше знамя  -  ответственность и мудрость, наше чувство государственности, уж сколько нам этого достанет. Надеюсь, "наверху" внимательно следят, не намечается ли где-то "таежный" или какой другой "майдан". Опять ведь противно будет слушать возню...

    /Это была заметка в газету. Не напечатали/.          28 марта 2014 года.               




 


Рецензии
... Надеюсь, "наверху" внимательно следят, не намечается ли где-то "таежный" или какой другой "майдан"...

Следят, но, как мне видится, не очень внимательно. Сами подумайте, что осталось после деятельности Сороса, которого только совсем недавно выковыряли из России.

Во время майдана один наш районный начальник исчезал, как бы на больничный, а потом объявился. Он западенец и корнями, и убеждениями. Но поймать его на этом, как в ваше время, сейчас явно некому. Иначе его бы от должности, связанной с обороной, после такого "больничного" освободили бы.
Если бы в описываемое Вами время внимательно следили бы за скрытными бандеровцами, то не строили бы газопроводы вопреки здравому смыслу и экономической целесообразности через Украину. Кто продавливал такие решения?

Спасибо за то, что заостряете внимание на этой проблеме!

Алпатов Валерий Лешничий   26.12.2016 08:42     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.