Прот. Иоанн Восторгов. Апостольство в Церкви. 1917

АПОСТОЛЬСТВО В ЦЕРКВИ

(Слово к пастве, сказано 29 июня 1917 г. по случаю принятия Московской кафедры архиеп. Тихоном)


В праздник первоверховных апостолов Петра и Павла и в канун дня памяти всех апостолов Христовых древнеправославная Москва сегодня торжественно церковным чином приняла преемника апостольского служения, нового архипастыря своего, архиепископа Тихона.
Мы участвовали с вами и в самой встрече его у исторических Спасских ворот, где и приняли его первое благословение.
Новый архипастырь явился к нам необычно, - не единоличным назначением верховной царской власти, как это было прежде, а избранием представителей клира и народа всей епархии. Не станем говорить и повторять, что «глас народа есть глас Божий», ибо это неправда. Не станем кланяться этому новому теперь кумиру: ибо ведаем из евангелия, что народный глас взывал «осанна», возопил и нечто другое: «распни»; знаем и из истории Церкви, как святые и великие святители не только призывались гласом народа, но и изгонялись со своих престолов, например, св. Григорий Богослов из Сасима, или у нас в России св. Василий из Рязани - изгонялись тоже гласом народным и, наоборот, нередко приветствовались и Арии, и Диодоры, и Нестории, еретики, злобные люди и нечестивцы. Не станем говорить, что и назначение епископов волею царя всегда являлось делом хорошим или делом худым всегда и везде, ибо знаем, как назначением восходили на епископские кафедры святые пастыри и великие светильники, как Григорий Богослов или Иоанн Златоуст, и как, наоборот, царь Иоанн изгонял св. Филиппа, кроткий царь Алексей - заточил великого Никона, царь Аркадий сослал Иоанна Златоуста, того самого, которого сам же прежде и назначил. Избранием клира и мирян возведен на Черниговскую кафедру Св. Иоанн Тобольский, царским назначением потом он отправлен в Тобольск. Но он свят не потому, что избран, не потому, что назначен, а по своим высоким нравственным достоинствам, трудам и подвигам. Знаем, что одного хорошего архиепископа в Новгороде в древности народ вывел за город и прогнал, сказав: «Ныне у нас лето дождливое, а это чрез владыку нашего!». Так и в избраниях, и назначениях возможны ошибки, невежество, злоупотребления.
История Церкви, ее обычаи и каноны знают и назначения, и избрания, при том и избрания самые различные. Апостолы прямо назначали пресвитеров и епископов, но избирали диаконов, избирали и апостола Матфия, восполнившего место отпадшего Иуды. Святителя Николая избрал собор епископов, но без народа, и диакона Афанасия, губернатора Амвросия, даже еще не крещенного, избрал, напротив, весь народ своими кликами. Григория Богослова единолично назначил во епископа без избрания народа и клира св. Василий Великий. Таких примеров мы нашли бы великое множество в истории Церкви. Где люди, там страсти и ошибки, и они наблюдаются одинаково и в избраниях, и в назначениях.
Дело, значит, не в формах поставления архипастырей, и эти формы, при всем разнообразии, равно могут быть и законны, и полезны: все зависит от настроений и потребностей времени, от потребностей Церкви, а главное - от воли Божией, действующей в Церкви и ее жизни. Бывают исторические моменты, когда ряд злоупотреблений или со стороны назначений верховной власти, царской или народной - безразлично, или со стороны избирателей, если они уклоняются от церковного блага, вызывает самое жестокое противодействие против установившихся порядков поставления деятелей в Церковной области. Надобно признаться, что таких злоупотреблений именно в назначениях было немало в последние годы правления последнего государя от его приставников - насильников Церкви - и отсюда такое теперь естественное и единодушное желание перемены форм церковных поставлений во епископы и общее признание выборного начала в этой области. И раз церковная власть признала теперь и одобрила это начало, наше дело - подчиниться ее решению, не зазирая епископов, раньше назначенных, почитая епископов и избранных.
Мы знаем, мы верим, что Господь ведет Церковь, и Он дает потребное для нее. Мы знаем, что самое избрание у нас в Москве архипастыря предварено было молитвою, и потому смеем думать, что совершено оно благочестно и по воле Божией. Мы знаем, что в избрании архиепископа Тихона не было с его стороны никаких недостойных приемов какого-либо искательства, столь часто наблюдаемых при всякого рода избраниях, не было и приемов недостойной партийности со стороны избирателей, тоже нередко наблюдаемых в подобных случаях.
Итак, да благословит Господь, Верховный Пастыреначальник, вхождение архипастыря в наш град, да благословит Церковь Московскую миром! Не станем ничего более говорить о личности, о достоинствах нашего нового архипастыря, чтобы слово наше не было названо льстивым или ищущим суетных земных вожделений, но остановимся для назидания на общем значении архипастырства в Церкви.
Господь Иисус Христос есть Основатель христианства, Основатель Церкви, Он же - и Основатель, Учредитель иерархии. Иерархия же в Православной Церкви, в отличие от самоизмышленного протестантства и сродных ему сект, есть особое учреждение (институт), и получает оно благодатные дары, особливые права не от народа, а от Духа Святого. Напротив, народу она преподает дары благодати. Отсюда видно ее самоважнейшее значение в Церкви Христовой, следовательно, в деле нашего спасения. Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас, - говорит Спаситель апостолам. Приимите Духа Святого: Кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите, на том удержатся (Иоанн. XX. 21 - 23). И еще: Приемый, Его же послю Мене приемлет (Иоанн. XIII, 20). Слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается, отвергающийся же Меня, отвергается Пославшего Меня (Mф. X, 40; Лук. X, 16). Видите ли, как высоко достоинство иерархии в Церкви!
Знаете ли вы, далее, что Спаситель называет Себя и называется в Священном Писании прямо или косвенно всеми именами наших степеней священства? Да, Он именует Сам Себя Диаконом (Mф. XX, 28; Мр. X, 45 - греч. текст). Он называется и Священником (Евр. VII, 15). Именуется у апостола Петра и Епископом. (1 Петр. II, 25 - греческ. текст).
Слышите ли, как после этого еще возвышеннее становится служение вечного священства в вечной Церкви, и как надобно нам дорожить им?
Наконец, епископство есть прямое продолжение апостольства в Церкви, и притом навеки. Вот почему в православии действует древнее святоотеческое правило: «Без епископа нет Церкви» - и эта говорит муж апостольский, непосредственный преемник Иоанна Богослова (св. Игнатий Богоносец).
Слава Богу, в нашем православном русском народе искони воспиталось и создалось необычайно высокое уважение к епископскому сану. И пока такое уважение будет у нас, дотоле и жизнь церковная будет исполнена духа и силы, будет протекать в порядке, дотоле церковная работа для созидания душ верующих и воспитания их для спасения будет совершаться успешно. И если в государстве анархия есть явление гибельное, то тем более в Церкви. Ибо в церкви, говорит апостол, все должно быть благообразно и по порядку (1 Кор. XIV - 40). Сам Бог наш есть Бог порядка, а не расстройства (Ср. 2 Кор. X, 8). ,
Вот почему проклятие и отлучение от Церкви налагает апостольское правило на тех, кто «епископу досадит» (Прав. Ап., 55). И еще сказано: кто из причта досадит пресвитеру или диакону, да будет отлучен от общения церковного. (Прав. 56).
Вот почему и ныне, и навсегда проклятие и вечный позор будет тем, кто бы они ни были, кто восстановляет церковный народ на священный клир, а клир - на епископат, кто сеет вражду и рознь в едином стаде Христовом, кто раздирает распрями на личной, партийной или политической борьбе - Церковь Божию, эту ризу Господню, этот нешвенный хитон Христов, это тело Христово! Вот почему сердце сжимается и обливается кровью при чтении известий о том, как в различных городах в наши смутные дни обезумевшая толпа, под влиянием подстрекателей сверху и снизу, требовала удаления архипастырей, арестовывала их, безвинно извергала и изгоняла. Уповаем, что скоро грядущий Собор Всероссийской Церкви, возглавленный епископством, восстановит попранную справедливость по отношению к невинно пострадавшим и изречет достойное осуждение и отлучение безумцам и нечестивцам, досадителям святительского сана, невзирая на лица, кто бы они ни были, откуда бы они ни пришли и каким бы правом силы и полномочий они ни прикрывались. Ибо ни у кого нет и не может быть ни права, ни силы, ни полномочий сеять смуту в Церкви Христовой, которую Он стяжал Своею Кровию и в которой Дух Святой поставляет епископов пасти верующих (Деян. XX, 28).
Нам же ныне, в день памяти первоверховных апостолов, - урок и напоминание: хранить любовь и повиновение к апостольству церковному, к преемникам апостольского служения, святителям Церкви. Нам ныне и в частности напоминание о нашем долге сыновне, с любовью, почтением и повиновением в делах веры и христианской совести относиться к новому богоданному нашему архипастырю.
Повинуйтеся, говорит апостол, повинуйтеся наставникам вашим и предстоятелям вашим о Господе, ибо они бодрствуя, пекутся о душах ваших, как имеющие воздать за них отчет; да с радостию сие творят, а не воздыхающе, несть бо полезно вам сие. (Евр. XIII, 17).
Да будет же, по силе нашей любви, труд нового архипастыря нашего в великом деле пасения словесных овец радостным для него, и взаимно для нас спасительным и плодотворным! Аминь.


("Церковность", № 336 от 6 августа 1917 г. С. 9 - 12)


Рецензии