Малыш и Карлсон

                (быль)
                По рассказу прот.Артемия Владимирова

    Константин и Ольга, молодая семейная пара, должны были сопровождать в Дивеево малый хор православной гимназии, где учился их сын Саша. Поездка была назначена на выходные, и Ольга попросила свою маму Татьяну Васильевну побыть с ее дочерью двухлетней Сонечкой дома.
    Сумки были сложены. Помолились на дорогу, и в путь. Татьяна Васильевна с Сонечкой на руках махала в окошко детям и внуку.
    Когда родные лица удалились, Татьяна Васильевна положила Сонечку в кроватку, т.к. было время дневного сна. Девочка не сопротивлялась, спокойно легла, даже, казалось, прикрыла глазки, что не могло не радовать Татьяну Васильевну, привыкшую бороться за дневной сон еще с маленькой дочерью, а потом с внуком.
   …На стене мирно постукивали часики. На небе ходили облачка, предвозвещавшие  возможную грозу.
    Татьяна Васильевна, успокоенная тем, что всё пока шло гладко, достала из сумки Литературную газету, надела очки и с упоением погрузилась в мир современной литературы.
     Со стен на молодую бабушку смотрели лики святых. На несколько секунд Татьяна Васильевна отвлеклась от чтения и подумала: «Как же быстро всё таки Костя и Оля стали такими церковными». За несколько лет даже дом их стало не узнать. Всюду иконы, репродукции храмов, книги – все православного толка, диски (аудио, видео) – о монастырях, о старцах каких-то и чего только нет религиозного в доме… И Сашеньку ко всему этому потянуло. Песнопения духовные в хоре исполняет. Теперь даже поездку в Дивеевский монастырь его хор в конкурсе выиграл.
    Дети и Татьяну Васильевну тянули в Церковь. Сколько рассказывали, спорили даже, уговаривая её сходить на исповедь и Причастие. Куда там!..
Татьяна Васильевна была крепкий орешек и стояла на своем: «В Бога верю, - к попам ходить не буду! У меня Бог в душе». И всё тут.
   …От размышлений бабушка хотела вернуться к газете, как вдруг маленькая Сонечка встала в кроватке, и серьезно глядя в глаза Татьяне Васильевне, сказала:
 - Молись и кайся.
   …Последовала долгая пауза, во время которой бабушка сильно побледнела.
 - Что, деточка? – проронила она.
 - Молись и кайся! – настойчиво повторила внучка.
     Сомнений в смысле фразы у бабушки не было. «Что же это происходит?» - судорожно приглаживала волосы Татьяна Васильевна. Ведь как известно, устами младенца глаголет истина… Как? …Как Сонечка поняла, о чем размышляла непокоряющаяся воцерковлению бабушка?! Как двухлетняя малышка может быть так серьезна в делах веры… Воистину, только Бог мог вразумить её произнести эту фразу!
    …Татьяне Васильевне, мягко говоря, стало немного дурно. Уложив внучку в постель, она не могла успокоится. Что же это? Выходит, Бог чрез младенческие уста Сони вразумляет её покориться и принести покаяние в Церкви. Всё было настолько неожиданно и чудодейственно, что сраженная призывом внучки Татьяна Васильевна схватилась за ручку и бумагу, вспоминая все возможные грехи, начиная с октябрятского детства…
    Пока внучка спала, Татьяна Васильевна все время плакала, каялась, молилась неудержимым благодатным потоком.
     Вечером сходили с Соней в храм, отдали листы исповеди батюшке. Слезы покаяния так и продолжали течь из глаз бабушки, превратившись позднее в слезы мирной радости прощения.
    Батюшка объяснил Татьяне Васильевне как подготовиться к Причастию и когда прийти. Молодая бабушка всё внимательно выслушала и в ближайшее воскресение исполнила.

            День был безоблачный. Костя, Оля и Саша должны были вот-вот вернуться.
    …Звонок в дверь, и на пороге встреча: счастливые поездкой дети и внук и сияющая бабушка с внучкой на руках.
 - Мама, как вы тут? – Ольга не отводила глаз от Татьяны Васильевны, которая была необычайно радостна, благостна, словно произошло что-то очень важное и хорошее.
 - Всё прекрасно, дети! Всё слава Богу! Слава Богу. – уверяла бабушка.
 - Мама, но что произошло? – не унималась Ольга.
   Бабушка не скрывая и не мешкая, ответила:
 - Да. Произошло. Я исповедалась и причастилась. Вот так! И всё благодаря Сонечке.
- Сонечке? – хором переспросили Костя, Оля и Саша.
    И тут Татьяна Васильевна всё рассказала. Всю историю, как устами младенца Господь наставил бабушку на путь церковный.
 - Да, дивны дела Твоя, Господи! – произнесла Ольга. Все еще долго сидели и удивлялись.
 - Однако, мама, - вдруг сказал Константин, как будто осененный какой-то идеей, - не умоляя того, что Бог действительно чудесно призвал Вас к покаянию через Соню, я думаю, её лепет всё же не был столь осознанный… Объясню. …По-моему она сказала одну фразу, которая имела свой прозаичный смысл, но по Промыслу Божьему она стала пророческим призывом к Вам.
- Что ты имеешь ввиду? – Ольга и Татьяна Васильевна вопросительно смотрели на Костю.
- А то, что полторы недели назад я принес из издательства книжку «Малыш и Карлсон», адаптированную для малышей. Мы каждый раз перед сном читали ее с Соней и рассматривали картинки, помнишь, Олюшка?
 
- Да,да… - кивала жена.
 - Сонечке так понравилась книжка, - продолжал Костя, - что она каждый раз, как я клал ее в кроватку просила ее почитать, на детский манер искажая название и твердя «Малысь и Кайса», «Малысь и Кайса»…
- И меня просила… - подтвердила, догадываясь и улыбаясь Ольга.
 - Ну, вот, Татьяна Васильевна, выходит Сонечка и Вас тогда в кроватке просила почитать любимую книгу «Малысь и Кайса» (т.е. «Малыш и Карлсон»), а Бог так чудесно устроил, что в детском произнесении названия книжки Вы услышали призыв младенца «Молись и кайся!»… Не дивно ли, право?!
    Все изумлялись, улыбались, смеялись, радовались.
    Воистину, чудно и премудро! Какими только путями ведет и спасает нас Господь, - нарочно не придумаешь!

                Конец. И Богу слава.


Рецензии