Встречи с музыкой. Николай Римский-Корсаков

1. Педагогика

У Милия Алексеевича Балакирева и Николая Андреевича Римского-Корсакова разные педагогические системы. Балакирев считает, что если молодой композитор перестает сочинять музыку, его всё-таки нужно приобщать к творчеству, по мнению Римского-Корсакова, если воспитанник бросает писать музыку, его надо оставить в покое. Балакирев в педагогике – идеалист, Римский-Корсаков – прагматик. Поэтому у них разные результаты в преподавании композиции: глава «Могучей кучки» воспитывает гениальных Бородина и Мусоргского, профессор консерватории – талантливых, Лядова, Аренского, Глазунова, Стравинского (двух последних частным образом).

Из четырёх талантливых учеников Римского-Корсакова трое оказываются бражниками и ленивцами. Отсюда следует вывод: каков культурный уровень преподавателя, таковы его воспитанники.

Не избежать педантизма тому преподавателю композиции, который ограничен в оценках художественных произведений! Это имеет прямое отношение к Римскому-Корсакову. Из его класса выходят десятки, если не сотни маленьких «Корсаковых»!

2. Композитор-ремесленник

Римский-Корсаков испытывает известную робость, находясь в огромном храме музыки.

Римский-Корсаков, в отличие от многих других композиторов, не расслабляется, не «бабится» в творческой работе, напротив, трудится как пчёлка, неся в музыкальный улей нектар русских сказок и былин.

Римский-Корсаков – музыкальный труженик-шелкопряд, плетущий вязь народного искусства.

Римский-Корсаков – талантливый композитор-ремесленник, чья музыка подступает к черте гениальности.

Нельзя сделаться гениальным композитором благодаря труду. Усилия Римского-Корсакова создать произведение мирового уровня оказываются тщетными. Автор «Снегурочки» - выдающийся талант, но не гений.

3. Изобразительность в музыке

Римский-Корсаков обладает редкой способностью звукоподражания. Кроме того, он обладает уникальным цветным слухом.

Оркестровая красочность бывает естественной и декоративной: это различие характерно соответственно музыке Римского-Корсакова и его ученика Стравинского.

Василий Поленов – музыкант в живописи, Римский-Корсаков – живописец в музыке. Если у Поленова учится величайший лирик Левитан, то у Римского-Корсакова – величайший колорист Стравинский.

Ивана Шишкина называют «лесным художником», Ивана Айвазовского следует называть «морским художником», Римский-Корсаков – и Шишкин, и Айвазовский в музыке.

Русская природа в музыке Римского-Корсакова и литературе Михаила Пришвина – живая, одухотворённая, сияющая всеми земными и небесными красками.

4. Русская сказка.

Римский-Корсаков – волшебник-сказочник в музыке.

Снегурочка – это быстро тающая любовь, Кощей Бессмертный – заскорузлый эгоизм. Именно на противопоставлении этих начал строится философия музыкальных сказок Римского-Корсакова.

В царстве русского искусства живут три сказочных Берендея – композитор Римский-Корсаков, художник Васнецов, писатель Пришвин.

5. Восточные мотивы

По-восточному ярка, красочна, пленительна музыка Римского-Корсакова, навеянная сказками Шехерезады.

Симфоническая поэма «Шехеразада». Римского-Корсакова становится отправной точкой для творчества Арама Хачатуряна и Кара Караева. Не будет преувеличением сказать, что Римский-Корсаков – отец профессиональной музыки народов Востока.

6. Творчество

Римский-Корсаков – гусляр Садко в музыке.

Римский-Корсаков - Золотой петушок в общественной жизни.

Беря за основу народную песню, Римский-Корсаков выполняет роль интонационного санитара в профессиональной музыке!

Римский-Корсаков - выразитель заповедных дум и чаяний русских людей.

В лице Римского-Корсакова опера имеет успешного композитора при жизни и во многом забытого после смерти. Ему удаются оперы на сюжеты русских сказок и былин («Снегурочка», «Садко»), не всегда убедительны оперы на историческую тему («Псковитянка», «Вера Шелога», «Царская невеста»), и терпят крах оперы на европейскую тему («Сервилия», «Пан воевода»).

Сочиняя романтическую оперу «Пан Воевода», посвящённую Шопену, Римский-Корсаков оставляет привычную для него область русской народной песни. Без подражания фольклору он не в состоянии написать что-либо значительное.

Операм Римского-Корсакова недостаёт главного: оперности!

Романсам Римского-Корсакова не хватает пространства, воздуха, в них нет свободного мелодического дыхания.

Самобытность музыки Римского-Корсакова и Мануэля де Фальи носит пассивный характер из-за того, что эти композиторы всецело отдаются фольклорному материалу. Пользуясь народной мелодикой в качестве первоосновы для своего творчества, они попадают в плен народно-прикладного искусства.


Рецензии