Кабина Ту-154. Верхний электрощиток

               
         Теперь смотрим наверх: верхний электрощиток. В нижней его части, ближе к остеклению фонаря кабины (окна с рамами на самолете всегда называются «фонарь»), расположен ряд важных органов управления.

        Крайний слева, под колпачком, – переключатель углов отклонения передних колес. На рулении он установлен в положение 63 градуса, а перед взлетом устанавливается в положение 10 градусов и защелкивается. Вот только после этой заключительной операции гаснет табло «К взлету не готов». На малые углы колеса устанавливаются для того, чтобы при резком управлении на большой скорости они не развернулись на слишком большой угол и не выбросили лайнер на обочину. А общее включение управления передней ногой осуществляется тумблером, установленным на такой неуклюжей коробочке, на штурвале левого пилота.

          Рядом с переключателем углов, под зеленым колпачком, спрятан переключатель ручного управления предкрылками при отказе автоматики.

         Далее идут тумблеры выпуска и переключатели света фар – крыльевых и фюзеляжных. Фары на самолете Ту-154Б выпускные, как и на Ил-18; после взлета они убираются, чтобы их не оторвало потоком. На Ту-154М они уже невыпускные и спрятаны под прозрачными обтекателями. Свет может быть включен либо рулежный, либо мощный  посадочный. Там же, чуть дальше вправо и выше (на снимке не видно), включатели обогрева лобового стекла: на «слабо» и на «сильно».

         В центре щитка расположен рычаг управления закрылками. Для выпуска нужно сжать его с двух сторон, стронуть с места и переместить ладонью вниз до первого щелчка – это будет положение 15 градусов. Далее так же можно выпустить закрылки на 28, 36 и 45 градусов. От этого рычага приходит в действие вся сложная автоматика, связывающая выпуск закрылков, предкрылков и перекладку стабилизатора.

         Впереди рычага расположен резервный, дедовский, старинный магнитный компас: в стеклянном пузыре в специальной жидкости плавает намагниченная картушка с цифрами. Называется по-народному: «бычий глаз». Он традиционно устанавливается  на всех типах наших самолетов и, главное, никогда не отказывает.

         Дальше вправо расположены органы управления уборкой-выпуском шасси. Главный кран выпуска – вот эта ручка с круглой белой головкой. Для уборки откидывается флажок сбоку, головка оттягивается на себя и освободившийся рычаг переводится вверх до щелчка. Через определенное время после полной уборки шасси кран ставится нейтрально, чтобы в системе не осталось ненужного давления. Для выпуска – те же действия, только вниз.

          Рядом расположены включатель аварийного выпуска шасси от третьей гидросистемы, а также тумблер разблокировки уборки, если после взлета шасси почему-то не убираются. И там же тумблер синхронизации при несимметричной уборке закрылков.

        Выше, уже на самом потолке, расположены пульты управления радиостанциями, радиокомпасами, точной курсовой системой и другими важными навигационными системами. Слева стоят тумблеры сигнала пассажирам «Застегнуть ремни», а справа – важнейшие включатели обогрева приемников воздушного давления, ППД. Если трубка приемника, расположенная на борту, обледенеет, пилоты останутся без показаний приборной скорости. И что тогда делать? Поэтому надо очень внимательно проверять, включен ли обогрев перед взлетом.

                *****

               Продолжение:  http://www.proza.ru/2017/01/30/336


Рецензии
Помнится, в одном из произведений вы писали, что позабыли цифры РЛЭ Ил-18, но если придётся — пробежите глазами за час и полетите. Пятнадцать лет заслуженного отдыха берут своё, потихоньку забываются и цифры по Ту-154: на машинах с большими углами 63° малые углы равны 10°. Это старое рулёжное устройство было 55°/8°, таких уже не осталось, у меня только как раритет лежит бортинженерское табло «Разворот 55°».

Фары на той машине, что на фото (это снова какая-то музейная вроде 003 или 020), действительно двухрежимные, но таких давным-давно нет на летающих машинах: на фюзеляже и крыльях стоят однонитевые посадочные, а на передней ноге — маленькие рулёжные. Я не знаю светотехнику иномарок, но сдаётся мне, что сейчас двухнитевых на новых машинах нет. Сейчас вообще вовсю входят в обращение ксеноновые фары, у них режим в принципе только один, в автомобильных фарах ближний-дальний переключается шторкой, но в самолётной такой огород городить не будут, на Ан-140 поздних выпусков, например, стоят три посадочных с прозрачным стеклом и одна рулёжная с рассеивающим рифлёным.

Этой статье как никакой другой необходим более качественный снимок. Сбросил вам на ящик. На него впору отдельную рецензию писать. "Не смущайтесь английскими надписями — это Ту-154М правительства Словакии с кабиной на английском языке. Выдают детали: если вы присмотритесь, то увидите, что на пультах радиокомпасов русские надписи — для завода-изготовителя самолёта, изготовившего сам щиток с надписями, радиокомпасы — покупные готовые изделия, изменять лакокрасочное покрытие которых он не имеет права."

Иван Варгатый   26.12.2016 22:52     Заявить о нарушении
Спасибо. Снимок действительно лучше моего; заменил. Подробно о фарах, думаю, писать не стоит - я описываю старую машину. А для любознательных вполне подойдет эта Ваша рецензия:))

С уважением,

Василий Васильевич Ершов   27.12.2016 04:18   Заявить о нарушении